Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок-практикум по теме «Сложноподчиненные предложения»
Слайд 2
Виды сложноподчиненных предложений
Слайд 3
1) […так + глаг.], (союзн. сл. как).
2) […туда], (где…).
3) (Если…), [ ].
4) […указ.сл. + сущ.], (который…).
Слайд 4
1) Было так тихо, что можно было услышать редкое падение капель с нависших ветвей. […указ.сл. + нар.], (что).
2) Утром, когда я проснулся, ласковое солнце глядело во все окна комнаты. […, (когда…),…].
3) Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда розовый свет зари окрасит деревья и кустарники. […сущ.], (когда…).
4) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце. […гл.], (как…).
Слайд 5
ТЕКСТ – это несколько
предложений, связанных между
собой по смыслу и
грамматически и объединенных
единой темой и основной мыслью.
Слайд 6
План анализа текста
1. Тема текста (О чем идет речь в тексте?)
2. Идея текста (Что хотел сказать автор?)
3. Композиция текста (Из каких частей состоит текст?)
4. Тип речи (Повествование, описание, рассуждение)
5. Языковые средства связи (Как связываются предложения и абзацы в данном тексте?)
6. Стиль текста, языковые средства, характерные для данного стиля
7. Особенности языка (Изобразительно-выразительные средства, морфологические и синтаксические средства выразительности)
Слайд 7
(1)Тишина - это какое-то особое состояние мира и человеческой души. (2)Мне кажется что мы себя чувствуем частичкой природы, каплей океана в тишине. (3)Вне тишины нельзя понять красоту.
(4)Когда выйдешь в поле и ветер треплет колосья пшеницы кажется, мир погрузился в тишину, все иные звуки пропали. (5)Эта песнь ветра специально ласкает ухо чтобы ты оглянулся и понял какая вокруг тишина. (6)Или в лесу перелетит птичка с дерева на дерево, хрустнет лист под ногой, и ты слышишь как тихо и торжественно спокоен лес. (7)И морская волна бьется мерно так о берег чтобы слышал человек тишину… (8)Много удивительного придумала природа чтобы помочь нам услышать и полюбить тишину. (9)А когда одинокий лыжник пересекает снежное поле какая кругом стоит тишина. (10)Одетая снегом земля наша так красива что только руками разведешь.
(11)Тишина - это жизнь, все великое совершается в тишине. (12)Тишина - это уважение людей по отношению друг к другу, это нежность и любовь. (13)Как я люблю дома где говорят тихо.
(14)Сохранить тишину, покой в своем доме - значит установить в нем климат уважения. (15)А сохранить тишину на всей Земле, на всей планете - это тоже значит установить климат уважения, обязательный для всех народов, стран.
(Е. Леонов)
Слайд 8
1. Какое предложение наиболее точно отражает главную мысль автора?
1) Много удивительного придумала природа.
2) Мы чувствуем себя частичкой природы.
3) Тишина - это уважение людей друг к другу.
4) Все великое совершается в тишине.
2. Каков стиль и тип речи данного текста?
1) публицистический; рассуждение
2) публицистический; описание и повествование
3) художественный; повествование
4) публицистический; рассуждение-размышление и описание состояния человека
3. Какое средство выразительности использовано в данном тексте?
1) сравнение 3) метафора
2) олицетворение 4) лексический повтор
4. В каких предложениях содержится основной смысл авторского рассуждения?
1) в 4-м, 5-м и 6-м 3) в 9-м и 10-м
2) в 14-м и 15-м 4) в 7-м и 8-м
5. К какому жанру можно отнести данный текст?
1) рассказ 3) доклад
2) дневниковые записи 4) выступление в дискуссии
6. В каком слове букв больше, чем звуков (предложение № 2)
1) частичкой 3) океана
2) чувствуем 4) кажется
7. Каков способ образования слова уважение (предложение № 14)?
1) приставочный 2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный 4) бессуффиксальный
8. Какая характеристика предложения № 13 является верной?
1) сложносочиненное 3) простое
2) сложноподчиненное 4) сложное бессоюзное
Слайд 9
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8
3 4 4 3 2 4 2 2
Нормы оценивания
«5» - Нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - более 4-х ошибок
Слайд 10
Как вы понимаете смысл выражения: Установить климат уважения в доме и на всей Земле?
Письменно выскажите свое суждение.
Слайд 11
Домашнее задание
На «5»
Составить предложения по схемам и определить вид придаточных предложений.
1. (Несмотря на то что…), [ ].
2. (Где…), [там…].
3. (Кто…), [тот…].
4. […так], (что…).
5. [ ], (когда…).
6. (Чтобы…), [ ].
На «4»
Выписать из текстов художественной литературы 5-6 предложений на разные виды придаточных