Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ЕГЭ: за и против
Подготовила
ученица 11 «А» класса
МОУ Гимназии № 4
Голубева Валерия
Слайд 2
Введение. История развития образования в России: от петровских преобразований к ЕГЭ.
Система школьных экзаменов в России, сложившись еще в эпоху петровских преобразований, претерпела ряд изменений и не один раз реформировалась: в 19 веке, в неспокойном 20 веке. Так во после Октябрьской революции 1917 года экзамены были отменены, затем восстановлены. После же распада СССР система образования в Российской Федерации претерпела существенные изменения.
В это время говорят о разработке единых стандартов оценки школьных знаний, о необходимости преодоления «разрыва» между требованиями к знаниям выпускников, предъявляемыми школами и вузами, о борьбе с коррупцией. Требовался инструмент для независимой (и от школ, и от вузов), государственной аттестации выпускников.
Слайд 3
И он появился!
ЕГЭ – это те три буквы, которые волнуют каждого современного школьника, как в прошлом столетии детей волновало слово «мир». О нем говорят все и везде, его вспоминают в школах ежедневно и ежечасно и о нем помнит каждый преподаватель института.
Слайд 4
Что такое ЕГЭ ?
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах, лицеях и гимназиях, форма проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемые сертификатами), где указаны полученные баллы по предметам.
Слайд 5
Введение ЕГЭ в России: цели и этапы.
История ЕГЭ начинается в 2001 году, когда экспериментальные экзамены по восьми предметам сдавали выпускники в пяти регионах России
С 2001 по 2007 год число регионов России, участвовавших в эксперименте, увеличилось с 5 до 82. Количество выпускников, выбравших ЕГЭ, выросло с 30 тысяч до 1 миллиона. Результаты ЕГЭ начали принимать 1800 вузов и их филиалов.
По итогам эксперимента в феврале 2007 года был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. №17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» в части проведения государственного экзамена».
Согласно принятому закону, с 1 января 2009 года Единый государственный экзамен – единственная форма государственной (итоговой) аттестации в школах и одновременно основная форма вступительных экзаменов в вузы в Российской федерации.
Слайд 6
Цели введения ЕГЭ на начальном этапе:
1) преодоление «разрыва» между выпускными экзаменами в школе и вступительными экзаменами в вузе
2) уничтожение коррупции в школах и вузах
3) формирование объективной системы оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов.
4) обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки качества подготовки выпускников.
5) обеспечение доступности профессионального и высшего образования
Слайд 7
Опыт западных стран.
В США обязательное тестирование отменено, такой экзамен школьники сдают по желанию. В вузы выпускники школ США отправляют свой аттестат, оценки за курсы старших классов, похвальные листы, рекомендации учителей, свои творческие работы и публикации. Конкурсный отбор проводят только самые престижные вузы. Но существуют так называемые SAT и ACT, представляющие собой прототипы ЕГЭ. Однако, несмотря на стандартизацию обеих систем экзаменов, вузы имеют право востребовать от абитуриентов дополнительные сведения об успеваемости и провести дополнительное тестирование.
Аналог ЕГЭ сдают школьники в Англии - без сертификата в вузы не принимают. Но при этом также проводится собеседование. Здесь экзамены за курс обязательного обучения сдаются централизованно, а для поступления в вуз необходимо пройти специальное двухлетнее обучение и сдать экзамены повышенного уровня. Разрабатываются и проводятся эти экзамены специальными независимыми организациями, министерство образования дает лишь рекомендации по содержанию программы. Большинство вузов страны требуют успешной сдачи экзаменов по 2–3 экзаменам повышенного уровня.
Слайд 8
В Германии для получения аттестата, дающего право на поступление в вуз, выпускникам нужно сдать четыре письменных или устных экзамена. Допуск к экзаменам получают только те, кто изучил 28 курсов. Результаты экзаменов действительны для поступления в любой ВУЗ страны. Централизованно эти экзамены проводятся только в 6 немецких землях из 16.
В Японии для поступления в вуз выпускник также должен пройти два тура испытаний. Первый – (University Entrance Center Examination, UECE) – централизованный, сдается почти за полгода до поступления в вуз. Эти экзамены обязательны при поступлении во все государственные вузы. Они представляют собой тестирование и проводятся по 12 предметам. Количество сдаваемых экзаменов определяется требованиями выбранного вуза. Второй тур экзаменов проводится университетами. Эти экзамены сложнее национальных и разрабатываются специалистами вузов. Содержание экзаменов второго тура отличаются для различных университетов и их отдельных факультетов.
Слайд 9
К началу 1980-х годов от единого тестирования отказались в Италии, Бельгии. Швейцарии, Норвегии, Швеции, Финляндии. Совсем недавно тесты отменили в Северной Ирландии и Уэльсе.
Слайд 10
В последние годы единый экзамен вводится и в государствах СНГ.
Так, на Украине введено Внешнее независимое тестирование (ВНТ). Все выпускники обязаны сдать тесты по украинскому языку и литературе и (на выбор) либо по математике, либо по истории Украины. Тесты по остальным предметам сдаются по выбору; всего выпускник может сдать 5 тестов.
В Казахстане Единое национальное тестирование (ЕНТ) обязательно для выпускников казахских школ, поступающих в вузы, претендентов на получение аттестата с отличием и призеров республиканских научных соревнований и олимпиад. ЕНТ представляет собой тест по 5 предметам, 4 из которых обязательны, а последний – по выбору (в зависимости от избранной выпускником специальности). Выпускник не может поступать на специальность, не совпадающую с выбранным на ЕНТ предметом (даже на платное отделение).
Слайд 11
Полемика вокруг ЕГЭ: «плюсы» и «минусы»
Полемика вокруг Единого государственного экзамена не утихает с момента его введения в 2001 году.
Слайд 12
Доводы в пользу ЕГЭ
1. ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в вузы.
2. ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
3. ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
4. ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
5. ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
6. ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
1. Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
2. Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
3. ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
4. ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.
5. Заявления о «страдании логического и мыслительного навыка в целом, а также творческого и рационального начала» не имеют под собой никакого основания, поскольку все предметы имеют часть С , которая (в случаях с русским, историей, обществознанием некоторыми другими предметами) требует именно аргументированного доказательства своей позиции.
Слайд 13
Доводы против ЕГЭ
1. В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало.
2. Контрольно-измерительные материалы непривычны для российской системы образования.
3. В ЕГЭ по разным предметам содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
4. ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
5. Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
6. Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественнонаучным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
7. ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.
8. При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
9. ЕГЭ по неязыковым предметам нельзя сдавать на языках народов РФ кроме русского.
Слайд 14
Известные люди о ЕГЭ
Министр спорта Юрий Коноплёв говорит:
«Я столько в своей жизни насдавал экзаменов, оканчивал технические вузы, но ни разу ЕГЭ. Сдавать так, как раньше, было намного интереснее, развивалось мышление, а сейчас экзамен превращается в рулетку.»
«В целом она (система ЕГЭ) функционирует и, если говорить о плюсах, то она все же снижает уровень коррумпированности при поступлении в высшее учебное заведение – об этом говорят цифры. На 10% мы увеличили количество абитуриентов, которые принимаются в ведущие вузы страны из удаленных регионов Российской Федерации» Владимир Путин, Президент Российской Федерации
Слайд 15
Страх перед ЕГЭ: что говорят психологи.
«Психологически выпускник испытывает большой стресс. Начинается это с самой процедуры допуска к государственному экзамену и, естественно, выполнения тех заданий, которые предстоят выпускнику в процессе сдачи этого экзамена.
Поэтому подготовка к экзамену должна начинаться гораздо раньше самого экзамена», — советует Галина Дубровина, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения.
Слайд 16
Заключение. ЕГЭ: «быть или не быть?»
Вывод из этого следует только один: ЕГЭ требует всесторонних доработок. Ведь сомнения в том, что стране необходима система стандартизированной независимой оценки уровня качества школьного образования нет ни у кого.