Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Учебная исследовательская деятельность
Королёва Наталия Юрьевна
МИОО
Слайд 2
Исследовательская деятельность направлена на поиск нового знания. Её можно сравнить с работой следопыта, который стремится извлечь необходимую информацию чтобы понять окружающий мир
Слайд 3
Содержание презентации:
Что называется научным исследованием?
Что лежит в основе исследовательской деятельности и в чём она проявляется?
Чем научное исследование отличается от учебного и что у них общего?
Как дать наиболее точное определение «исследовательской деятельности учащихся»?
Слайд 4
Научное исследование:
является одним из видов познавательной деятельности человека,
направлено на выработку новых знаний,
предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
- постановка проблемы; - изучение теории, посвященной данной проблеме; - подбор методик исследования; - сбор собственного материала; - анализ и обобщение собранного материала; - представление результатов проделанной работы
Слайд 5
Исследовательская деятельность побуждается поисковой активностью, характеризуется исследовательским мышлением и проявляется в исследовательском поведении
Слайд 6
Задачи учителя:
Создавать условия для поддержания и развития поисковой активности школьников
Создавать условия для овладения учащимися навыками исследовательского поведения
Создавать условия для развития исследовательского типа мышления
Выявлять и создавать условия для развития исследовательских способностей
Способствовать становлению исследовательской позиции личности
Слайд 7
?!? Если учёными становится малая часть населения, то для чего ВСЕХ ШКОЛЬНИКОВ обучать умению вести исследовательскую деятельность?
Учёным можешь ты не быть, но уметь думать и отстаивать свою позицию ты обязан!
Слайд 8
Исследовательская позиция личности -
значимое личностное основание, исходя из которого человек стремится искать и находить ранее им неизведанное
Исследовательская позиция личности проявляется и развивается в ходе самостоятельной исследовательской деятельности
Слайд 9
Научное исследование и исследование учебное
Цели
Сущность (отличительные черты)
Содержание деятельности
Этапы
Методы её проведения
Слайд 10
2) поиск новых методов и способов деятельности
Цели:
Научное исследование и исследование учебное
у учёного-исследователя: 1) поиск новых знаний, устанавливающих ту или иную истину в результате процедуры исследования;
у учителя: развитие у учащихся готовности и способности самостоятельно осваивать новые способы деятельности в процессе, максимально напоминающем научный поиск
у учащегося: 1) поиск субъективно новых знаний (новых для конкретного учащегося) 2) поиск новых методов и способов деятельности
Слайд 11
Любая исследовательская деятельность строится на основе:
(как правило – НАБЛЮДЕНИЕ)
2) принципов исследовательской деятельности, среди которых:
1) доминирующего метода
- валидность
- точность;
- воспроизводимость;
- объективность; - доказательность
(характеризуется тем, насколько метод помогает изучать проблему);
Слайд 12
Любое исследование проходит следующие этапы:
- изучение эмпирического и/или теоретического материала;
- постановка проблемы;
- выдвижение гипотезы;
- формулирование темы исследования;
- постановка целей и задач;
- планирование работы;
- подбор методов и средств;
- поиск возможных вариантов решения проблемы;
- сбор собственного материала по проверке гипотезы;
- обработка собранного материала,
- его анализ и обобщение;
- представление работы и её результатов
Слайд 13
Исследовательская деятельность учащихся -
целенаправленная активность школьников, связанная с поиском ответа на вопрос с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере
Слайд 14
Внимание! Учебное исследование отличается от практической работы
В основе исследования лежит поиск решений, которые подтверждают или опровергают выдвинутую гипотезу
Задача практикума – проиллюстрировать какое-либо явление или процесс. Результат практикума заранее известен
Слайд 15
Проектная деятельность -
активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности
Внимание! Часто в практике школы используется термин «проектно-исследовательская работа». Его можно трактовать по-разному, в зависимости от структуры деятельности
Внимание! Учебное исследование отличается от проектной работы
Слайд 16
Существуют разные структуры проектно-исследовательской деятельности
В структуре деятельности доли исследования и проектирования равнозначны
Проектирование, составляющее ядро деятельности, предваряется исследованием (например: сбором данных, опросом общественного мнения)
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Исследование, которому посвящена большая часть времени, завершается проектом
Слайд 17
Реферат (от лат. refferre сообщать, докладывать) – краткое изложение какого-либо исследования в форме доклада или в письменном виде
(Словарь иностранных слов, АСТпресс, 1999)
Учебный реферат – самостоятельная работа ученика по изучению, осмыслению и обобщению знаний по определенной теме, проблеме
Внимание! Учебное исследование отличается от реферативной работы