Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Путешествие в страну Фразеологию»
Слайд 2
Задание № 1
Отгадайте, что проиллюстрировал художник?
рта не закрывать
Сесть в калошу.
Мчаться во весь опор.
Курица лапой
Крокодиловы слезы.
Кот наплакал.
Слайд 3
Отдать сердце
Темная лошадка
Собаке пятая нога
Водой не разлить.
Слайд 4
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Слово пришло из греческого языка:
phrasis – выражение; logos – учение.
Фразеологизм –
это устойчивое, неделимое сочетание слов
с переносным значением.
Слайд 5
СОКРОВИЩА ЯЗЫКА -
фразеологизмы.
Слайд 6
«…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Н.В. Гоголь
ЦЕЛИ УРОКА:
овладеть
основами знаний
по фразеологии русского языка, обогатить словарный запас фразеологическими
оборотами.
Цели:
- обобщить, систематизировать
знания о фразеологизмах,
их происхождении, значении,
употреблении;
- Уметь употреблять в речи
фразеологизмы с целью её обогащения
Задачи:
Научиться распознавать
фразеологические обороты.
Выявить
эмоционально- выразительные
Достоинства фразеологизмов.
Использовать фразеологизмы
в устной и письменной речи.
«…Фразеологизмы составляют
народную
физиономию
русского языка, его оригинальные
средства,
самобытное и самородное богатство…»
(В.Г. Белинский)
Слайд 7
Откуда взялись в языке фразеологизмы?
Источники фразеологических оборотов различны.
Источник происхождения Пример фразеологизма
1. Из обрядов наших предков и русской истории Узнать всю подноготную.
Держать в ежовых рукавицах.
2. Из Библии
Манна небесная.
Соломоново решение.
3. Из древнегреческих мифов
Ахиллесова пята.
Сизифов труд.
4. Из той или иной профессии
Тянуть канитель.
Играть первую скрипку.
5. Из других языков
От альфы до омеги (греч.).
Потерпеть фиаско.
Слайд 8
8
Роль в языке: как и слова,
называют предметы, признаки,
действия Строение: состоят из двух и
более самостоятельных слов, по
значению, в отличие от
словосочетания, равны одному
слову Синтаксическая роль: в
предложении выступают в роли
одного члена предложения Для чего используются: для
выразительности речи
Слайд 9
Отгадайте загадки и определите часть речи, которой выражена отгадка.
Для команды «Слово»
Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт.
Одной рукой всех встречаю,
другой провожаю.
Для команды «Фраза»
Белый зайчик прыгает по чёрному полю. Следы проливает. Дети их читают и стирают.
Человечки чёрные, умные, учёные, друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят.
Слайд 10
Объяснить смысл пословиц.
Для команды «Слово»
Аппетит приходит во время еды.
Делано наспех – сделано не смех.
Для команды «Фраза» Скупой платит дважды.
Без грамматики нет и математики.
Слайд 11
Слово–змейка.
Для команды «Слово»
Адрес, салют,….
Для команды «Фраза»
Колос, сапог,….
Слайд 12
Найди «четвёртый лишний»
Кот наплакал
Тьма тьмущая
хоть пруд пруди
Яблоку негде упасть
Слайд 13
Найди «четвёртый лишний»
Сломя голову
черепашьим шагом
Во все лопатки
В мгновение ока
Слайд 14
Найди «четвёртый лишний»
Попасть в переделку
Попасть на седьмое небо
Попасть впросак
Попасть в переплёт
Слайд 15
Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?
Золотые зубы – золотые руки, важная деталь – важная птица, медвежья услуга – медвежья берлога, горькая правда – горькая микстура, волчий хвост – волчий аппетит принимать продукцию – принимать участие, приходить в голову – приходить в школу, выйти из комнаты – выйти из положения, дрова разгорелись – глаза разгорелись, cбивать с дерева – сбивать с толку.
Слайд 16
Объяснить смысл фразеологических оборотов.
Для команды «Слово»
- бить баклуши;
- знать назубок;
- рукой подать;
- морочить голову;
- прикусить язык.
Для команды «Фраза»
- зарубить на носу;
- шиворот-навыворот;
- в час по чайной ложке;
- во весь дух;
- ни пуха, ни пера.
Слайд 17
Закончить предложения.
Для команды А
Голоден как…
Труслив как…
Здоров как…
Упрям как…
Для команды Б
Изворотлив как…
Нем как…
Грязный как …
Колючий как…
Слайд 18
Загадки-складки «Доскажите словечко».
Для команды «Слово»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой…
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто…
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…
Для команды «Фраза»
Мы исходили городок
Буквально вдоль и…
И так устали мы в дороге,
Что еле…
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
Слайд 19
язык
голову
носом
ушами
руки
локти
Прикусить
Морочить
Клевать
Хлопать
Умывать
Кусать
Слайд 20
Угадай, какой фразеологизм изображён на картинке!
Мокрая курица
Слайд 21
Смотреть как баран на новые ворота
Слайд 22
Лить крокодильи слёзы
Слайд 23
Тянуть кота за хвост
Слайд 24
Витать в облаках
Валять дурака
Слайд 25
Выступление учеников.
Конкурс капитанов.
Слайд 28
ТОЧИТЬ ЛЯСЫ-
Б О Л Т А Т Ь
Выражение возникло
от старинной работы - изготовления балясин, точёных столбиков для перил.
Балясное ремесло считалось весёлым и лёгким, и мастер мог во время работы петь, шутить, болтать с окружающими.
Теперь выражение употребляется иносказательно:
«болтать пустяки, вести несерьёзный разговор».
Слайд 30
Фамилию Н. В. Гоголя знают все,
но не всем известно, что слово «гоголь» означает породу диких уток.
Эти птицы, гоголи, по суше ходят важно, вперевалку,
с выпяченной грудью и «гордо»
Эта их поступь привела
к тому, что выражение применяется ко всякой НАПЫЩЕННОЙ ПОХОДКЕ.
ХОДИТЬ ГОГОЛЕМ
закинутой назад блестящей чёрно-зелёной головой.
Слайд 31
Что это?
Для команды «Слово»
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Для команды «Фраза»
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то прослушали; не бельё, а их развешивают чересчур доверчивые и любопытные.
Слайд 32
Замените фразеологизмы словами-синонимами.
Для команды «Слово»
тёртый калач -
стреляный воробей
Кот наплакал –
с гулькин нос, капля в море
Для команды «Фраза»
непочатый край -
Раз, два и обчёлся
Душа в душу –
как кошка с собакой
Замените фразеологизмы словами-антонимами.
Слайд 33
Пословицы «шутят». Найти «заблудившуюся» букву.
Для команды «Слово»
Трус своей лени боится.
Сашу маслом не испортишь.
Для команды «Фраза»
Терпение и пруд всё перетрут.
Два сапога – тара.
Слайд 34
на скорую руку
в двух шагах
ни свет ни заря
гонял лодыря
кошки скребут
Спишите текст, заменяя подчёркнутые слова
на фразеологизмы из справок
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК
Я проснулся рано, позавтракал быстро и пошёл на уроки. Моя школа находится недалеко от дома. Иду, а на душе плохо. Вчера я ничего не делал, и уроки остались невыученными.
Слайд 35
Зачем нужны фразеологизмы?
Фразеологизмы, словно редкие драгоценные камни, украшают и улучшают нашу речь.
Фразеологизмы пришли к нам из глубины веков. Созданные народной мудростью, рождённые в сказках, поговорках или пословицах, они помогают точнее выразить мысль, придают речи эмоциональность. Они позволяют в нескольких коротких, но точных словах выразить чувства, эмоции, передать личное отношение к происходящему.
Чем богаче словарный фразеологический запас, тем интереснее и ярче выражает человек свои мысли.
Слайд 36
Поздравляем победителей!!!
Слайд 37
Список литературы:
Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. М.: URSS, 2009
Баско Н. В., Зимин В. И. Фразеологический словарь русского языка. 5-11 классы. М.: АСТ-ПРЕСС, 2010
Быстрова Е.А. Шанский Н.М. Фразеологический словарь русского языка. М.: АСТ Астрель Харвест, 2007
Волков С.В. Детский фразеологический словарь в картинках. М.: АСТ Астрель, 2010
Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковик, 1999
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2002
www.festival.1september.ru
www.images.yandex.ru
www.michelsonlexicon.com
www.rusroom
www.uroki.net/docrus
http://svb.ucoz.ru/
Слайд 38
СПАСИБО, ЗА ВНИМАНИЕ!