Презентация - Подводные камни процесса формирования письменной речи

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Подводные камни процесса формирования письменной речи
Подготовил : учитель-логопед МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» Сивичева С.Ю.

Слайд 2

Что же такое письмо?
Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов: речеслухового; речедвигательного; двигательного; зрительного.

Слайд 3

Речеслуховой анализатор
Ошибки свидетельствующие о нарушении фонематического слуха и восприятия: замена твёрдых и мягких согласных; пропуски гласных, согласных букв; пропуски слогов; замена звонких и глухих согласных; перестановки букв, слогов; недописывание слова; несоблюдение границ предложений.

Слайд 4

Примеры отражения ошибок на письме:

Слайд 5

Ребёнок в 6 лет может: - повторять слоговые цепочки разной степени сложности; - отбирать картинки на заданный звук; - выделять первый, последний звуки в словах; - определять последовательность и количество звуков в словах; синтезировать звуки в целое слово.

Слайд 6

Рекомендации по развитию фонематического слуха
Опора на тактильные ощущения при анализе звуков; Систематическое проговаривание слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да. Определение места звука в слове: начало, середина, конец; Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове. Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.

Слайд 7

Речедвигательный анализатор
Ребёнок с нарушением речи, опираясь на своё дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу». С Ш - Шумят вершины шошен. Л Р -Сколо пошпеют шливы и глуши.

Слайд 8

Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора
Контроль за правильным произношением звуков. Скороговорки, чистоговорки. Формирование напора выдыхаемой струи воздуха.

Слайд 9

Артикуляционная гимнастика (Развитие движений губ, языка, щёк)

Слайд 10

Двигательный анализатор
Дрожащие линии. Колебания наклона и высоты букв. Быстрое наступление мышечного утомления. Небрежное выполнение письменных работ.

Слайд 11

Рекомендации по развитию двигательного анализатора.
Пальчиковые игры вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывают специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Слайд 12

игры со шнуровками

Слайд 13

Упражнения с бумагой
Развитию точных движений и памяти помогают занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков; изготовление цветов, животных и других фигурок; плетение ковриков из бумажных полос; Бумагу также можно рвать, мять или просто разрезать ножницами.

Слайд 14

Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак-ребро-ладонь» Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем – двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз.

Слайд 15

Выкладывание букв из подручного материала

Слайд 16

Игры с пластилином
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.

Слайд 17

Игры с природным материалом
Из камешков, палочек и шишек можно создавать интересные творческие композиции. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Слайд 18

Зрительный анализатор
Смешение букв по оптическому сходству: б - д, п - т, о - а, и - у Зеркальность: с, э, з, е . Трудность удержания строки, наклона.

Слайд 19

Рекомендации по развитию зрительного анализатора
Назвать предметы по их контурам

Слайд 20

Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга

Слайд 21

Назвать и дорисовать предметы

Слайд 22

Назвать перечёркнутые изображения

Слайд 23

Распределить предметы по величине

Слайд 24

Развитие зрительной памяти
Запомнить картинки (4-5), а потом найти их среди других (8-9); Запомнить фигуры,выложенные из полочек, затем выложить их самостоятельно. Игра «Чего не стало?» или «Что изменилось?»

Слайд 25

Развитие всех анализаторов поможет избежать многих проблем в обучении письменной речи.