Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Подводные камни процесса формирования письменной речи
Подготовил : учитель-логопед
МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Сивичева С.Ю.
Слайд 2
Что же такое письмо?
Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
речеслухового;
речедвигательного;
двигательного;
зрительного.
Слайд 3
Речеслуховой анализатор
Ошибки свидетельствующие о
нарушении фонематического
слуха и восприятия:
замена твёрдых и мягких согласных;
пропуски гласных, согласных букв;
пропуски слогов;
замена звонких и глухих согласных;
перестановки букв, слогов;
недописывание слова;
несоблюдение границ предложений.
Слайд 4
Примеры отражения ошибок на письме:
Слайд 5
Ребёнок в 6 лет может: - повторять слоговые цепочки разной степени сложности; - отбирать картинки на заданный звук; - выделять первый, последний звуки в словах; - определять последовательность и количество звуков в словах; синтезировать звуки в целое слово.
Слайд 6
Рекомендации по развитию фонематического слуха
Опора на тактильные ощущения при анализе звуков;
Систематическое проговаривание слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да.
Определение места звука в слове: начало, середина, конец;
Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.
Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.
Слайд 7
Речедвигательный анализатор
Ребёнок с нарушением речи, опираясь на своё дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу».
С Ш - Шумят вершины шошен.
Л Р -Сколо пошпеют шливы и глуши.
Слайд 8
Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора
Контроль за правильным произношением звуков.
Скороговорки, чистоговорки.
Формирование напора выдыхаемой струи воздуха.
Слайд 9
Артикуляционная гимнастика (Развитие движений губ, языка, щёк)
Слайд 10
Двигательный анализатор
Дрожащие линии.
Колебания наклона и высоты букв.
Быстрое наступление мышечного утомления.
Небрежное выполнение письменных работ.
Слайд 11
Рекомендации по развитию двигательного анализатора.
Пальчиковые игры вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывают специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Слайд 12
игры со шнуровками
Слайд 13
Упражнения с бумагой
Развитию точных движений и памяти помогают занятия в технике «оригами»:
складывание корабликов, самолетиков;
изготовление цветов, животных и других фигурок;
плетение ковриков из бумажных полос;
Бумагу также можно рвать, мять или просто разрезать ножницами.
Слайд 14
Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак-ребро-ладонь» Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем – двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз.
Слайд 15
Выкладывание букв из подручного материала
Слайд 16
Игры с пластилином
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
Слайд 17
Игры с природным материалом
Из камешков, палочек и шишек можно создавать интересные творческие композиции. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Слайд 18
Зрительный анализатор
Смешение букв по
оптическому сходству:
б - д, п - т,
о - а, и - у
Зеркальность: с, э, з, е .
Трудность удержания строки, наклона.
Слайд 19
Рекомендации по развитию зрительного анализатора
Назвать предметы по их контурам
Слайд 20
Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга
Слайд 21
Назвать и дорисовать предметы
Слайд 22
Назвать перечёркнутые изображения
Слайд 23
Распределить предметы по величине
Слайд 24
Развитие зрительной памяти
Запомнить картинки (4-5), а потом найти их среди других (8-9);
Запомнить фигуры,выложенные из полочек, затем выложить их самостоятельно.
Игра «Чего не стало?» или «Что изменилось?»
Слайд 25
Развитие всех анализаторов поможет избежать многих проблем в обучении письменной речи.