Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Итоговое сочинение: работа над ошибками
Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы Издательства «Просвещение».
Слайд 2
Цель сочинения –
уйти от шаблонов и «тестового» мышления и научиться/научить детей думать.
По словам Дмитрия Ливанова: « …самый главный результат, который мы ожидаем увидеть и в этом году, и в ближайшие годы – это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы».
Слайд 3
Что было необходимо?
В рамках выбранной темы необходимо было сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору. При этом количество упомянутых в сочинении произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Слайд 4
Как оценивались сочинения?
Работы школьников оценивались по пяти критериям:
соответствие теме;
аргументация и привлечение литературного материала;
композиция;
качество письменной речи;
грамотность.
Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачет», помимо них нужно выполнить еще как минимум один критерий.
Слайд 5
Темы для выпускников Центрального федерального округа
«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть?»
«Что важнее – любить или быть любимым?»
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?»
«Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс».
Слайд 6
Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«…я бы обратилась к теме “Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?”, потому что она очень благодатная с точки зрения материала. В первую очередь, можно написать о собственном опыте: об опыте своих родителей, cвоей семьи»
Слайд 7
Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«… я бы выбрала тему: “Какие события и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть?” У каждого человека к 17-18 годам есть уже опыт взросления; есть события, пережив которые, ты почувствовал, что стал взрослее – либо мудрее (это самый желаемый результат), либо сильнее, либо жёстче, либо циничнее. Взросление, ведь, имеет разные стороны и не всегда оценивается даже самим человеком как совершенствование. Пушкинская Татьяна, помнится, сказала Онегину при последней встрече: “Онегин, я тогда моложе,/ я лучше кажется была…”».
Слайд 8
Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«В рамках темы войны, помимо литературных аргументов, я бы наверное, обратилась и к истории своей собственной семьи, задумалась бы, загрустила…»
«Пожалуй, из предложенных тем, я выбрал бы “Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне”. И выбор этот обусловлен тем, что война, к сожалению, вновь стучится в двери наших соседей, совсем близко от нас самих…»
Слайд 9
Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
Мой выбор мог пасть на тему “Что важнее – любить или быть любимым?”, потому что такой первичный опыт у старшеклассников уже есть. Эта тема – повод для размышления и о любви в конкретном узком значении этого слова, и в более широком – о том, что важнее – дарить или получать; любить или позволять любить себя; что значит быть активным и пассивным, всегда ли очевидный ответ является верным…»
Слайд 10
Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«…свой выбор я бы остановила на теме “Какие события и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть?”. В жизни часто не находится времени, чтобы ответить на этот вопрос, ответ возникает скорее как красноречивый факт после определённых событий. А потому, я бы взялась именно за эту тему, как за некое философское исследование, аргументированное множеством литературных примеров».
Слайд 11
Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
Тема о Лермонтове могла бы быть интересной мне, потому что творчество Лермонтова и сама его личность психологически и по возрасту очень близки старшеклассникам: бунтарство, одиночество, максимализм, азарт, игра – всё это обязательные атрибуты юношеской поры, юношеской поэзии. Кто в 17 лет не повторял про себя лермонтовских строк: “И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…”? Кто не восхищался Печориным? Не влюблялся в него? Кто не мечтал о свободе так же страстно, как Мцыри?..»
Слайд 12
Что выбрали дети
«Вопросы, заданные человечеству войной» – 50% школьников.
«Чем люди живы?» – 20% школьников.
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова) – 10% школьников.
«Человек и природа в отечественной и мировой литературе» – 10% школьников.
«Спор поколений: вместе и врозь» – 10% школьников.
Слайд 13
Трудности
«Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».
Нехватка базового литературного бэкграунда.
Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького.
Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Слайд 14
Ошибки
Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему.
Опора на домашние заготовки, готовые идеологемы и смысловые блоки; как следствие – не соответствие сочинения теме, сочинение около темы.
Не соответствие аргументов теме – искусственно «притянутые» аргументы.
Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение.
Нарушения логики.
Речевые ошибки: косноязычие, штампы.
Слайд 15
Предварительные итоги
Результаты сочинения такие: 95% получили «зачет», около 5% – «незачет».
Но
Часто выпускники выступали не в роли самостоятельных авторов, формулирующих свою позицию, а в роли ретрансляторов существующего авторитетного знания, чьего-то ранее произведённого высказывания.
Сочинения содержат множество шаблонных структур, идеологических и смысловых клише, имеющих застывшую легко узнаваемую форму.
Значит
В достижении поставленных задач мы только в начале пути.
Слайд 16
Работа над ошибками с книгами «Просвещения»
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Л. Н. Андреев «Красный смех»
М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»
В. Л. Кондратьев «Сашка»
Слайд 17
Работа над ошибками с книгами «Просвещения»
Слайд 18
«Разрешающие» правила
Первое из них гласит:
Сочинение – дело личное. Надо писать не то, что положено, что и так всем известно, а только то, что ты сам чувствуешь и думаешь.
Второе напоминает:
Сочинение – дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже, если это ты сам) и начать с ним диалог – согласие или спор.
Третье обнадёживает:
Сочинение – дело выполнимое. Даже, если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.
Слайд 19
«Запрещающие» правила
Нельзя имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли. Если тебе понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить, прежде всего, самому себе – почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не согласен с нею – тебе опять же придётся потрудиться, аргументируя свою точку зрения.
Нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь.
Нельзя излагать отвлечённые идеи, не подкрепленные примерами, доказательствами.
Слайд 20
От темы к тексту сочинения
В формулировке темы важно не пропустить те слова, которые определяют её своеобразие. Их игнорирование может привести к невольной подмене темы.
Пример:
Тема 1. «Почему природа вдохновляет человека на художественное творчество?»
Сочинение-рассуждение о причинах воздействия природы на человека.
Тема 2. «Природа вдохновляет человека на художественное творчество».
Сочинение-описание примеров вдохновляющего воздействия природы на человека.
Слайд 21
Пример:
Тема 1. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»
Сочинение-рассуждение о страхе смерти, о страхе войны и преодолении этого страха; о несовпадении романтического представления о войне, героических рассказов о ней с её настоящими буднями. Л. Толстой «Война и мир»; М. Шолохов «Тихий Дон»; М. Шолохов «Донские рассказы».
От темы к тексту сочинения
Слайд 22
Пример:
Тема 2. «Подвиг человека на войне»
Сочинение-рассуждение о том, что такое подвиг на войне, каким он бывает; рассказ об описаниях военных подвигов в литературе. М. Шолохов «Судьба человека», А. Кондратьев «Сашка», К. Воробьёв «Это мы, господи!» и т.д.
От темы к тексту сочинения
Слайд 23
Учимся рассуждать и строить рассуждение
Рассуждение – такой тип текста, который содержит:
мысли (утверждения, тезисы), которые должны быть доказаны или мысли-антитезисы, которые должны быть опровергнуты;
доказательства (аргументы);
выводы.
Слайд 24
Учимся рассуждать и строить рассуждение
Важно уметь различать тезисы и аргументы в тексте и подбирать для каждого тезиса подходящий убедительный пример. Однако обычно связное рассуждение строится не так сухо, оно не должно походить на таблицу с двумя графами: тезис – аргумент, в нем есть и другие элементы, например предложения – переходы от одной мысли к другой; комментарии и уточнения к уже высказанным суждениям.
Вводные слова и предложения, выполняющие связующую функцию:
Я думаю, мне кажется, на мой взгляд, во-первых, следовательно, таким образом и т.д.
Слайд 25
Структурная схема № 1
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?»
Т (тезис)
Д (доказательство-пример)
В (вывод)
Слайд 26
Структурная схема № 2 Доказательство разных суждений
Т 1 (тезис 1);
скажем (например, так) Д (доказательство-пример)
(Напротив)
Т 2 (тезис 2);
скажем (например, так) Д (доказательство-пример)
Такая схема годится, если признается право на существование обеих точек зрения (например, если говорится, что одни любят всюду ходить пешком, а другие всегда предпочитают какой-нибудь транспорт).
Слайд 27
Определите, какие из тем можно раскрыть по схеме № 2, а какие нельзя
Кофе по утрам – это полезно или вредно?
Что интереснее – фильм по известному литературному произведению или фильм с неизвестным сюжетом?
Какой предмет нужнее – математика или география?
Почему я против войны?
Можно ли использовать эту схему для раскрытия темы «Что важнее – любить или быть любимым?»
Слайд 28
Учимся видеть и понимать: от текста – к суждению
Задания к готовым текстам:
Прочитайте текст, постарайтесь представить себе все, о чем там говорится. Спросите себя, что вам непонятно, найдите в тексте ответы на свои вопросы.
После текста вы найдёте сформулированные утверждения. Определите, какие из них правильные, какие только похожи на правильные, а в действительности ошибочные; отделите одни от других.
Прочитайте текст, сформулируйте его тему.
Разбейте текст на абзацы.
Слайд 29
Учимся понимать и строить текст
Задание 1:
Прочитайте текст
Восстановите правильную последовательность предложений в тексте, дополнив тезисы первой части переходами, разъяснениями и иллюстрациями из второй.
Задание 2:
Прочитайте текст
Определите, в какой части текста содержатся тезисы, в какой – доказательства. Восстановите порядок абзацев.
Слайд 30
Учимся понимать и строить текст
Задание 3:
Прочитайте текст
Разбейте текст на абзацы.
Добавьте в нужных местах перечисленные примеры и данную цитату.
Задание 4:
Прочитайте текст, состоящий из двух частей
Разбейте I часть на абзацы.
Дополните I ч. тезисами и переходами из II части.
Составьте план текста.
Слайд 31
Итоговое сочинение. Попытка № 2
Пересдать итоговое сочинение (изложение) можно только 1 раз в текущем году. Если участник не справится с испытанием повторно, он не будет допущен к ЕГЭ.
Слайд 32
Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:
обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Слайд 33
Выпускники прошлых лет
Выпускники прошлых лет, которые собираются сдавать ЕГЭ и поступать в вузы, могут писать итоговое сочинение по желанию. Это касается тех, кто уже освоил программу среднего общего образования, в том числе за рубежом, и имеет соответствующий документ (аттестат или отметку в дипломе об освоении СПО). Они могут быть допущены к ЕГЭ без результатов итогового сочинения. Выпускникам 2014 года, получившим неудовлетворительные результаты за ЕГЭ по русскому языку и/или математике и планирующим пересдавать эти экзамены в 2015 году, также необязательно писать сочинение для допуска к ЕГЭ.
Слайд 34
Выпускники прошлых лет
Так же, как и учащиеся, выпускники прошлых лет смогут использовать результаты сочинения при поступлении в вуз. Сочинение, как часть портфолио абитуриента, может добавить к результатам ЕГЭ до 10 баллов. Учитывать ли сочинения абитуриентов при поступлении и на какие специальности, вузы решают самостоятельно.
Выпускники прошлых лет подают заявление на участие в местах регистрации, определенных местным департаментом или министерством образования. При себе необходимо иметь паспорт и документ об образовании (при необходимости, с переводом на русский язык, заверенным нотариально)
Слайд 35
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!