Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Основные направления эволюционного процесса
11 класс
Автор: Чернецова Е.Н.
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МКОУ Здвинская СОШ № 1
Новосибирская область
Слайд 2
Цель: познакомиться с главными направлениями эволюции органического мира: биологическим прогрессом и биологическим регрессом. Рассмотреть пути достижения биологического прогресса.
Задачи:
1. Знать определения понятий: «прогресс», «регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация».
2. Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать изученные факты.
3. Понимать взаимосвязь приспособленности организма и среды его обитания.
Слайд 3
ТЕСТ ПО ТЕМЕ
«ВИДООБРАЗОВАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ МИКРОЭВОЛЮЦИИ»
1. Что является исходным материалом для видообразования?
А – изоляция; Б – мутации;
В – волны жизни; Г – дрейф генов
2. Выберите правильное суждение о виде:
А – виды неизменны, постоянны, вечны
Б – виды произошли путем эволюции от ранее живших видов
В – виды созданы творцом
Г – виды реально не существуют
Слайд 4
3. Как называется эволюционный процесс внутри вида?
А – макроэволюция; Б – микроэволюция; В – дивергенция; Г - конвергенция
4. Генофонд – это:
А – совокупность генов одной особи
Б – совокупность генов популяции
В – совокупность фенотипов популяции
Г – совокупность генотипов популяции
Слайд 5
5. Образование различных видов лютиков, обитающих в средней полосе России, — пример
А – географического видообразования
Б – морфофизиологического прогресса
В – макроэволюционного процесса
Г – экологического видообразования
6. Географическим видообразованием называют такой способ, при котором…
А – новый вид возникает в пределах старого ареала
Б – новый вид появляется в пределах старого ареала в результате мутаций
В – популяции в пределах старого ареала оказываются разных условиях обитания
Г – исходный ареал расширяется или расчленяется
Слайд 6
7. Изменение генного состава особей в популяции одного вида в пределах своего ареала, но в разных условиях обитания является основой…
А – географического видообразования
Б – внутривидовой борьбы
В – многообразия видов
Г – экологического видообразования
8. Какой процесс сопровождается распространением популяций в новом ареале, для которого характерны новые почвенно-климатические условия, новые сообщества животных, растений и др.?
А – экологическое видообразование
Б – межвидовая борьба за существование
В – географическое видообразование
Г – макроэволюция
Слайд 7
Правильные ответы:
1-Б, 2-Б, 3-Б, 4-Б,
5-Г, 6-Г, 7-Г, 8-В
Слайд 8
Эволюционный процесс в целом непрерывно идет в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды. Смена условий часто приводит к замене одних приспособлений на другие. Однако это же относится к приспособлениям широкого характера, дающим организмам преимущества в различных условиях среды.
Слайд 10
Северцов Алексей Николаевич
Разработал теорию о типах эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
Слайд 12
Причиной биологического регресса часто является деятельность человека. Человек влияет на виды непосредственно, уничтожая их, или опосредованно, изменяя среду их обитания. Так, в начале 17 века были истреблены дикие быки туры (прародители современных быков).
Слайд 13
В конце18 века были полностью уничтожены морские млекопитающие стеллеровы коровы.
Слайд 14
К началу 19 века охотники
полностью истребили
крупных нелетающих
птиц моа
в Новой Зеландии
(рост птицы - 3 м).
Конечный результат регресса – вымирание вида.
Слайд 15
АРОМОРФОЗЫ
В эволюции млекопитающих можно выделить несколько крупных ароморфозов: возникновение шерстного покрова, живорождение, вскармливание детенышей молоком, приобретение постоянной температуры тела, прогрессивное развитие легких, кровеносной системы и головного мозга.
Слайд 16
ИДИОАДАПТАЦИЯ
Примером идиоадаптации может служить описанное Чарлзом Дарвином разнообразие видов вьюрковых птиц .
Слайд 17
ОБЩАЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ
У крабов известен паразит — саккулина, имеющая вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина.
Слайд 18
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА
(учебник, стр. 179)
1.
2.
3.
Слайд 19
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
П. 52
Сообщение по теме «Представления о возникновении жизни»:
Биогенез
Абиогенез
Виталисты