Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Алексеева О.В., классный руководитель 5Б класса
Слайд 2
Мысль в подарок
Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми
Уайльд Оскар
Слайд 3
Что такое адаптация?
Какие изменения происходят с ребенком при переходе из начального звена в среднее?
Как помочь ребенку?
Слайд 4
Цели собрания:
сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях преемственности младшего школьного возраста и среднего звена;
выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Слайд 5
В 5 классе новая система обучения:
Слайд 6
«Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»
изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Слайд 7
Рекомендации для родителей:
необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;
наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима;
предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;
обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей, организация правильного питания;
Слайд 8
забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.;
активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка;
воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Слайд 9
«Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе»
повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
повышение уровня тревожности самого ребенка;
зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
Слайд 10
степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Слайд 11
Рекомендации для родителей:
первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;
недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
Слайд 12
исключение таких мер наказания, как физические и психические наказания;
учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);
предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);
развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Слайд 13
Внутренние изменения Трудности Решение
1. Новое понимание себя, других, того чем он занимается Внутренняя неустойчивость Одно решение для школы и семьи
Учение должно стать осмысленным
2. Сверстники очень важны, потребность в признании Внутренняя неустойчивость 1. Увлечение ребенка учебой (поиск ответа на ? почему это важно)
3. Изменения в организме Тревога, напряжение, снижение работоспособности, оценок, снижение интереса к школе
+ неготовность в начальной школе
+ неудовлетворение потребностей 2. Развитие познавательного интереса (расширение кругозора, задавать и отвечать на ?)
4. Потребность в познании нового, поиск источников Тревога, напряжение, снижение работоспособности, оценок, снижение интереса к школе
+ неготовность в начальной школе
+ неудовлетворение потребностей 3. Переживание успеха (опираться на сильное в ребенке)
Внешние изменения Тревога, напряжение, снижение работоспособности, оценок, снижение интереса к школе
+ неготовность в начальной школе
+ неудовлетворение потребностей 4. Помощь в самоорганизации (научить делать Д/З самому)
1. Учителей становится больше Тревога, напряжение, снижение работоспособности, оценок, снижение интереса к школе
+ неготовность в начальной школе
+ неудовлетворение потребностей 5. Открытость в общении
2. У них разные требования и стиль общения Тревога, напряжение, снижение работоспособности, оценок, снижение интереса к школе
+ неготовность в начальной школе
+ неудовлетворение потребностей 6. Безусловная любовь и поддержка
3. Учебный материал усложняется Внешняя неустойчивость 7. Сотрудничество с учителями, психологом
Внешняя неустойчивость 7. Сотрудничество с учителями, психологом
Слайд 14
Тест «Какой вы родитель?»
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому предлагается этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.
Вопросы
1. Сколько раз тебе повторять?!
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.
4. И в кого ты только такой уродился?!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Не смей этого делать!
7. Подумай, может быть можно поступить по-другому
8. Я в твое время!
9. Ты моя опора и помощник (ца).
10.О чем ты только думаешь?!
11. Какая ты у меня умница!
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты…
14. Какой ты у меня сообразительный!
2
0
1
2
1
2
2
2
1
2
1
1
0
0
Слайд 15
Подсчитайте общее количество баллов
Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.
Сумма баллов от 7 до 9 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
Сумма 10 баллов и более – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Слайд 16
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
В школе мало учителей, которые нравятся.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Слайд 17
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Слайд 18
Возможности ребёнка раскрыть свой интеллектуальный потенциал
Интеллектуальные конкурсы и игры («Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Золотое руно», и т.д.)
Предметные олимпиады (школьные, районные, дистанционные….)
Интеллектуальные викторины, марафоны…
Литературные конкурсы.
Дистанционное образование.
Слайд 20
Заключительная часть. Решение собрания
Школьному психологу (классному руководителю) продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни.
Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
Слайд 21
Спасибо за внимание!