Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ГБОУ школа № 592
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК»
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Андронова Татьяна Валерьевна, учитель математики
6 ноября 2013 года
«Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями»
Н.Г.Чернышевский
Слайд 2
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Самостоятельная работа - целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом работа, в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Слайд 3
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Самостоятельность мышления характеризуется следующими умениями:
─ выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы;
─ последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их;
─ применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого нестандартного подхода к достижению цели;
─ доходить до истины, не обращаясь за помощью.
Слайд 4
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Условия для реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из
которых являются:
Постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;
Обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий;
Разнообразие видов самостоятельной работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;
Подбор заданий, способствующих побуждению интереса к их выполнению содержащих посильные трудности;
Ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;
Оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;
Обучение учащихся приёмам самоконтроля при выполнении работ;
Обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.
Учебная самостоятельность школьника
Слайд 5
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Дидактические требования к организации самостоятельной работы
самостоятельная работа должна:
иметь конкретную цель и ученик должен знать пути её достижения;
соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому;
проводиться после формирования простейших навыков самостоятельной работы;
иметь минимум шаблонности, т.к. основная её задача – развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика;
строиться на основе дифференцированного подхода к учащимся;
сочетать изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков.
Содержание работы, форма её выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.
При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
Слайд 6
Виды самостоятельных работ
По дидактическим
целям
По уровню
самостоятельности
По степени
индивидуальности
По источнику и
методу приобретения
знаний
По форме
выполнения
По месту
выполнения
Обучающие, тренировочные, закрепляющие,
развивающие, творческие, контролирующие
Репродуктивные, эвристические,
исследовательские, реконструктивно-
вариативные
Фронтальные, групповые,
индивидуальные, парные
Работа с книгой, решение и составление
задач, лабораторные и практические работы,
подготовка докладов, рефератов
Устные, письменные, тесты
Классные, домашние
Слайд 7
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Уровни самостоятельной деятельности школьников:
Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти.
Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящие за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Слайд 8
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу
Решить уравнение 2х+22=13-х
Образец решения: 2х+22=13-х
1. Перенесем слагаемое –х в левую часть уравнения, а слагаемое 22 в правую часть уравнения, изменив при этом их знаки на противоположные. 2х+х=13 - 22
2. Приведем подобные слагаемые 3х= - 9
3. Разделим число из правой части на число при неизвестном х = - 9:3
х = -3
Ответ. – 3. Решить уравнения ( смотри образец) а) 3х-8= х+6 б)0,8х+14= 2-1,6х в)7=6-0,2х
Карточка для работы по алгебре для 7 класса по теме «Решение линейных уравнений»
Слайд 9
Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы
Карточка для работы по алгебре для 8 класса по теме «Решение квадратных
уравнений»
Представьте в виде многочлена выражение
.
Слайд 10
Эвристические самостоятельные работы
Карточки для работы по алгебре
для 8 класса по теме «Решение
уравнений, сводящихся
к квадратным»
Вставьте пропущенные одночлены
так, чтобы получилось тождество.
.
Карточка для работы по алгебре
для 7 класса по теме «Формулы сокращённого умножения»
Слайд 11
Карточка для работы по алгебре для 8 класса по теме «Решение квадратных уравнений»
Решите уравнения:
1. Найдите сумму коэффициентов квадратных уравнений.
2. Найдите закономерность:
а) в корнях этих уравнений;
б) в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями;
в) в сумме коэффициентов.
3. Какой вывод можно сделать?
Творческие самостоятельные работы
Практическая работа по геометрии для
7 класса по теме «Смежные углы»
Слайд 12
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Виды самостоятельных работ в обучении:
1. Работа с книгой.(работа с текстом и графическим материалом учебника:
пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ; сравнение; обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. краткий конспект текста;
2. Работа с первоисточниками, научно – популярной литературой.
3. Упражнения. (тренировочные; воспроизводящие упражнения по образцу;
составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников; оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
4. Решения разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
5. Различные проверочные самостоятельные работы.
Контрольные работы;
Диктанты;
Сочинения;
Изложения.
6. Подготовка докладов и рефератов.
7. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
8. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
9. Техническое моделирование и конструирование.
Слайд 13
Классификация самостоятельных работ
по форме
задания
по оформлению
ответов
по месту в
процессе обучения
по месту
выполнения
по охвату
учащихся
на узнавание, на воспроизведение,
на преобразование, на выбор и творческие
устно и письменно, схематически
и практически
на этапе изучения новых знаний,
их осмысления, применения,
обобщения и систематизации, контроля
на уроке, вне урока
весь коллектив, группа
или группы учащихся, один ученик
Слайд 14
Даны фигуры: 1.Четырёхугольник; 2. Параллелограмм; 3. Ромб;
4. Прямоугольник; 5. Квадрат;
6. Трапеция. Выписать номера фигур, к которым относится данное утверждение:
а) Имеет равные диагонали.
б) Имеет равные противоположные углы.
в) Имеет перпендикулярные диагонали.
г) Имеет равные противоположные стороны.
д) Углы, прилежащие к одной стороне, в сумме составляют 180°.
е) Диагонали являются биссектрисами углов.
ё) Сумма всех углов равна 360°.
Классификация самостоятельных работ
по форме задания
Найти и проиллюстрировать
пословицы, отражающие
прямую и обратную
пропорциональные
зависимости
Слайд 15
Классификация самостоятельных работ по оформлению ответов
Слайд 16
Классификация самостоятельных работ по месту в процессе обучения
Найти длины всех
неизвестных отрезков
Слайд 17
Классификация самостоятельных работ по месту выполнения
Слайд 18
Найдите значение выражения
Решите уравнения
Домашняя самостоятельная работа 10-11 классы
Слайд 19
по охвату учащихся
Классификация самостоятельных работ
Слайд 20
Виды самостоятельных работ
творческие
развивающие
закрепляющие
повторительные
тренировочные
обучающие
контрольные
Слайд 21
Обучающие самостоятельные работы
1. Заполните пропуски: “Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо в делимом и в делителе перенести . . . вправо на столько цифр, сколько их после . . . в . . . , а потом выполнить деление на . . . “ 2. В числах 14; 0,3; 3,25; 1,06 перенесите запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в числе 0,5. 3. Выполните деление:
а)2,576 : 1,12; в) 13,195 : 6,5;
б)0,5625 : 7,5; г) 2,025 : 0,45.
5 класс. «Деление десятичных дробей»
10 класс. Стереометрия. «Теорема о трех перпендикулярах»
1.Верно ли, что, если прямая перпендикулярна проекции наклонной, то она перпендикулярна наклонной?
2.Сделайте к предыдущему утверждению различные рисунки.
3.Сделайте рисунок к утверждению: “В пространстве через точку А построены три перпендикулярные прямые AB, AC, AD”.
4.Закончите фразу: “Если прямая а на плоскости перпендикулярна наклонной, то ...”.
Слайд 22
Карточка 1. 1. Записать первые пять
членов арифметической прогрессии. 1) а 1=2, d=5 2) a 1=-3, d=2 3) a 1=4 , d=-2 Карточка 2. Записать формулу n-ого члена
арифметической прогрессии. 1) 1,6,11,16… 2) -4,-6,-8,-10 … 3) 25,21,17,13 … 4) 1,-4,-9,-14 …
Карточка 3. 1. Найти сумму n первых членов
арифметической прогрессии. 1) a1= 1,an=20, n =50 2) a1=-1, an=-40 ,n=20 3) a1=1 ,an=200, n=100 4) a1=2, an=100 ,n=50
Тренировочные самостоятельные работы
« Арифметическая прогрессия». (9 класс)
Среди функций, заданных формулами
у = х + 0,5,
у = – 0,5х + 4,
у = 5х – 1,
у = 0,5х + 1,
у = 0,5х, выделить те, графики которых параллельны графику функции у = 0,5х + 4.
«График линейной функции
и её свойства» (7 класс).
№ 59
Решить неполные квадратные уравнения: Решить неполные квадратные уравнения: Решить неполные квадратные уравнения:
1) - Х 2 + 81 = 0
2) -2X 2 + 6X = 0
3) 5X 2 + 20X = 0
4) -2Х 2 + 18 = 0
5) 4Х 2 - 196 = 0
6) - X 2 - 9X = 0
«Неполные квадратные уравнения» (8 класс)
Слайд 23
Тренировочная самостоятельная работа по теме « Физический смысл производной». (11 класс)
1. Материальная точка движется прямолинейно по закону ,
где x(t) — расстояние от точки отсчета, t — время, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость в момент времени t = 6 с.
Материальная точка движется прямолинейно по закону
где x(t) — расстояние от точки отсчета, t — время, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость в момент времени t = 2 с.
Материальная точка движется прямолинейно по закону
где x(t) — расстояние от точки отсчета, t — время, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость в момент времени t = 3 с.
Материальная точка движется прямолинейно по закону
где x(t) — расстояние от точки отсчета, t — время, измеренное с начала движения. В какой момент времени) ее скорость была равна 10 м/с?
Материальная точка движется прямолинейно по закону
где x(t) — расстояние от точки отсчета, t — время, измеренное с начала движения. В какой момент времени ее скорость была равна 1 м/с?
Слайд 24
Закрепляющие самостоятельные работы
алгебра, 9 класс, подготовка к ГИА
Слайд 25
Повторительные самостоятельные работы
Слайд 26
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Слайд 27
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Слайд 28
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Слайд 29
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Слайд 30
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Слайд 31
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Слайд 32
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Слайд 33
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Слайд 34
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.
Слайд 35
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.