Презентация - Синтаксис

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Синтаксис
Распечатать
  • Уникальность: 86%
  • Слайдов: 127
  • Просмотров: 5399
  • Скачиваний: 2964
  • Размер: 0.62 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Синтаксис, слайд 1
Трудные вопросы синтаксиса в школьном курсе русского языка
Громова В.И.

Слайд 2

Синтаксис, слайд 2
Трудные вопросы синтаксиса
1. Разграничение омонимичных слов. 2. Определение типа сказуемого. 3. Квалификация второстепенных членов предложения. 4. Синтаксические функции инфинитива. 5. Разграничение односоставных и двусоставных неполных предложений.

Слайд 3

Синтаксис, слайд 3
Омонимичные слова

Слайд 4

Синтаксис, слайд 4
Грамматические омонимы
Имя существительное или прилагательное? Причастие или прилагательное? Краткое причастие или краткое прилагательное? Наречие или другие части речи? Производный предлог или самостоятельная часть речи? Союз или другая часть речи? Союз или частица?

Слайд 5

Синтаксис, слайд 5
Упражнение
Целый день спят ночные цветы, но лишь солнце за рощу зайдёт, раскрываются тихо листы. Лишь парикмахер вытащил шпильки, роскошные волосы рассыпались по плечам. Конец кабинетным спорам могли положить лишь практические поиски, которые и начал в конце XIX века князь Щербатов. Лишь поезд подошёл к станции, сразу заиграла музыка. Лишь одинокий фонарь освещал улицу.

Слайд 6

Синтаксис, слайд 6
Упражнение
Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (М.Алексеев) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован.(М.Алексеев) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька.(М.Алексеев) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (И.Акимов)

Слайд 7

Синтаксис, слайд 7
Что
Что ищет он в стране далекой?  Что же ты не едешь? Я писал вам, что нас захватили штили в южном тропике.  Что на зорьке на заре, о весенней о поре, птички божий поют, в темном лесе гнезда вьют. 

Слайд 8

Синтаксис, слайд 8
Как
Ах! Как игру судьбы постичь? Как! ее подозревают, упрекают! — и в чем.  Как стемнело, Поршнев ушел и вернулся только около полуночи. 

Слайд 9

Синтаксис, слайд 9
«Хитрое слово» всё
В лесу всё темнее и темнее. Вода всё прибывала. А вы всё такая же молодая и красивая. У тебя всё платье в чернилах. Всё внимание сосредоточено на этой проблеме. Он всё видит и всё понимает. Ты всё пела? Это дело.

Слайд 10

Синтаксис, слайд 10
«Хитрое слово» один
Теперь вокруг было одно чистое небо. Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мной. Одна старуха гадала про меня матери. Увидев пирожки, я не мог удержаться, чтобы не взять один или два.

Слайд 11

Синтаксис, слайд 11
Назовите все слова категории состояния
Осень. Уже улетели скворцы. Ветер в деревьях звучит многострунно. Грустно. Но именно в эти часы так хорошо, одиноко, безумно… Я украдкой посмотрел на Ксению. Выражение ее лица было спокойно и задумчиво. Лиза, не отрываясь, всё пристальнее смотрела на огонь, лицо ее было еще задумчиво и печально, но на сердце уже становилось радостно и сладко.

Слайд 12

Синтаксис, слайд 12
Назовите причастия
Лето улетело на крыльях времени. Унеслось в тоскующую даль. Елена была писаной красавицей. На подмогу пришло усиленное авиацией подкрепление. Они жили по неписаным законам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Деньги за лес от купца были получены и не растрачены.

Слайд 13

Синтаксис, слайд 13
Определите частеречную принадлежность выделенных слов
1. Он думал, что больше не вернется сюда. Что за прелесть эти сказки! Я не хотел даже думать о том, что происходит. Что происходит? 2. Человек всё плыл и плыл дальше. Все вопросы были не новые, не внезапные. 3. Я долго не мог понять, какой план выбрать. Какой план выбрать? Какой хороший день! Сейчас мы жили в доме, о каком и мечтать не могли недавно. 4. Лебеди – это очень красивые птицы. Это наивные только верят тому, что говорят им по телевизору. О чем это вы говорите? Это лето мы провели вместе.

Слайд 14

Синтаксис, слайд 14
Хорошо
Утро хорошо сегодня! Я хорошо себя чувствую. Хорошо зимой в лесу. «Так я тебя жду?» — «Хорошо». Сдать физику на «хорошо». Сидеть на лавочке хорошо. Хорошо сидеть на лавочке.

Слайд 15

Синтаксис, слайд 15
Типы сказуемых

Слайд 16

Синтаксис, слайд 16
Типы сказуемых
Глагольное Именное
Простое Я учусь. Я учился. Я буду учиться.
Осложненное простое Он всё учится и учится. Он грызет гранит науки.
Составное Я хочу (рад) учиться. Я начал учиться. Я учитель. Я был учителем. Я буду учителем.
Осложненное составное Я хотел начать учиться. Я обязан начать учиться. Я хотел стать учителем.

Слайд 17

Синтаксис, слайд 17
Специфические формы ПГС
Несогласованное Глагол в повелительном накл. + частица и: В эту-то Дуняшу и влюбись Аким. Инфинитив (часто с добавлением усилительных частиц давай, ну): А царица хохотать; А Татьяна бежать; Девчонка-то ну плакать; Дети, давайте играть. Особые междометные глагольные формы: Татьяна прыг в другие сени; Я хвать за пояс – пистолета нет.

Слайд 18

Синтаксис, слайд 18
Специфические формы ПГС
Осложненное Повтор глагола: Еду, еду чистым полем. Сочетание двух глагольных форм с частицами так, не: Удружил так удружил; Делать она ничего не делала. Сочетание глаголов пойти, взять с другими глаголами: Возьму да и продам завтра дом; Пойду посмотрю, не идут ли ребята обратно; А Метелица в эту минуту возьми да и оглянись на дорогу. Сочетание глагола с частицами: Я было пошел в огород; Она так и вскрикнула; Он спит себе и ничего не знает. Фразеологизм: Он еще долго мозолил глаза нам.

Слайд 19

Синтаксис, слайд 19
Сложное /трехчленное сказуемое
Выражается тремя (реже больше) компонентами

Слайд 20

Синтаксис, слайд 20
Основные модели сложного сказуемого
Личный глагол + инфинитив + инфинитив Личный глагол + инфинитив + присвязочный (именной) член Связка + краткое прилагательное с модальным значением + инфинитив Слово категории состояния + связка + инфинитив Слово категории состояния + инфинитив + присвязочный (именной) член

Слайд 21

Синтаксис, слайд 21
Примеры сложного сказуемого
Я решил начать учиться. Он хотел стать актером. Я был готов помочь другу. Трудно было говорить. Нелегко стать мастером своего дела.

Слайд 22

Синтаксис, слайд 22
Подводные камни!
1. Вопрос ставится к той части сказуемого, в которой заключено его вещественное значение. Его рассказ показался мне скучным (рассказ каков?); Он хочет перепланировать свой дачный участок (он что делает?); Лауреаты конкурса были отмечены ценными призами (что произошло с лауреатами?).

Слайд 23

Синтаксис, слайд 23
Подводные камни!
2. Выражение сказуемого фразеологическим оборотом. Временами он неосторожно впадает в откровенность (М. Булгаков). Он клюет носом на занятиях. Впадает в откровенность (=откровенничает), клюет носом (= засыпает) – простые глагольные сказуемые. Он семи пядей во лбу. Я стреляный воробей. Составные именные сказуемые семи пядей во лбу, стреляный воробей: связка нулевая (сравните: Он оказался семи пядей во лбу; Я был стреляный воробей) и именная часть, выраженная фразеологизмом.

Слайд 24

Синтаксис, слайд 24
Подводные камни!
3. Выражение сказуемого составной формой будущего времени (у глаголов несовершенного вида). В окно киоска будет солнце бить, а пес из лужи будет воду пить (Ю. Левитанский); Будем с тобой друг у друга гостить (Ю. Левитанский). Простые глагольные сказуемые (сравните выражение сказуемого простой формой будущего времени у глаголов совершенного вида: выпьет, погостим).

Слайд 25

Синтаксис, слайд 25
Подводные камни!
4. Нестандартное выражение вспомогательного компонента составного глагольного сказуемого: Я тоже любительница наблюдать всякие пестрые уличные сценки (Л. Леонов). Вспомогательный компонент в составном глагольном сказуемом – любительница, выражен именем существительным (сравните: люблю наблюдать). Он не имел права останавливать тебя. Вспомогательный компонент – не имел права, выражен фразеологическим оборотом (сравните: не мог останавливать, не должен останавливать).

Слайд 26

Синтаксис, слайд 26
Подводные камни!
Петь, плясать охотница я смолоду была. Петь, плясать охотница я смолоду была. Всякий может надеяться быть моим зятем. Всякий может надеяться быть моим зятем. Никем, никем я быть бы не хотел. Никем, никем я быть бы не хотел.

Слайд 27

Синтаксис, слайд 27
Подводные камни!
Он мастер списывать на экзамене. Он охотник покушать за чужой счет. Она любительница посплетничать. Мы имеем право отдыхать на Багамах, но не имеем желания (возможности). Он был любитель путешествовать. Она будет рада встретиться с вами. Нужно было бы заехать за ними.

Слайд 28

Синтаксис, слайд 28
Подводные камни!
Нужно сходить в библиотеку. Нельзя пропускать уроки. Неохота идти на занятия. Жаль расставаться. Пора ехать. Важно запомнить это правило. Полезно заглядывать в словари.

Слайд 29

Синтаксис, слайд 29
Подводные камни!
5. Неправильное определение границ сказуемого. Жандармский офицер то и дело приказывал ямщику остановиться (С. Гейченко). Простое глагольное сказуемое – приказывал; инфинитив остановиться выступает в роли дополнения (приказывал что? остановиться). Действия, обозначенные глаголами, выполняют разные лица: офицер приказывает, ямщик останавливается. Что же ты не приходишь баюкать уязвленную совесть мою? (А. Ахматова). Простое глагольное сказуемое не приходишь; инфинитив баюкать выполняет функцию обстоятельства цели (приходишь с какой целью? зачем? для чего? баюкать).

Слайд 30

Синтаксис, слайд 30
Подводные камни!
6. Знаменательная или нулевая связка в составном именном сказуемом. Последним уехал майор Барабанов (К. Симонов). Он увидел свою бричку, которая стояла совсем готовая (Н. Гоголь). Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою (А. Пушкин). Ключи от детства заброшены так далеко!

Слайд 31

Синтаксис, слайд 31
Различайте!
Она думает над смыслом жизни. – Она думает уехать. Он ее любит. – Он любит поесть. Мне нравится классическая музыка. – Ему нравится слушать джаз. Обед готов. – Я готов отвечать. На подлость я не способен. – Я не способен притворяться. Мы рады вам. – Мы рады вас видеть. Вы должны мне 10 тысяч. – Вы должны за это ответить.

Слайд 32

Синтаксис, слайд 32
Различайте!
Онегин жил в деревне. – Онегин жил анахоретом. Из-за угла показалась карета. – Она показалась мне красавицей. Она сидела на троне. – Она сидела грустная. Он вернулся с работы поздно. – Он вернулся с работы расстроенным. В нашем городе есть Цветочная улица. – Закон есть закон.

Слайд 33

Синтаксис, слайд 33
Различайте!
Единственный ваш недостаток – молодость. Мое прибежище – это работа. Мой любимый праздник – Новый год. Его гордость – это шапка кудрей. Проклятье века – это спешка.

Слайд 34

Синтаксис, слайд 34
Помните!
В состав сказуемого могут входить частицы как, будто, словно, точно, это, вот и др. Ее глаза как два тумана. Лес точно терем расписной. Я не Ромео, ты не Джульетта. Истинное счастье – это удел знающих.

Слайд 35

Синтаксис, слайд 35
Синтаксические функции инфинитива
Подлежащее Простое глагольное сказуемое Часть составного глагольного сказуемого Дополнение (при глаголах волеизъявления) Обстоятельство цели (при глаголах движения) Несогласованное определение
Сочинять – моя стихия. Я сочинять, вы слушать. Я хочу почитать вам стихи. Я прошу вас почитать стихи. Он пришел к вам почитать стихи. Его желание сочинять меня не удивило.

Слайд 36

Синтаксис, слайд 36
Инфинитив – сказуемое
Субъектный. а) входит в состав СГС, сочетается с финитными глаголами (Отряд начал действовать), б) является главным членом инфинитивного ОПП, независимый (Не разговаривать!), в) входит в состав сложного сказуемого (Трудно было решиться на этот поступок).

Слайд 37

Синтаксис, слайд 37
Инфинитив - подлежащее
независимый (ни с чем не сочетается в предложении), стоит в начале ДСП. Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Изобретать – это значит мечтать.

Слайд 38

Синтаксис, слайд 38
Инфинитив - дополнение
Объектный, зависит от сказуемого со значением волеизъявления. Командир приказал солдатам выступать на рассвете. Домашние обстоятельства принудили меня поселиться в бедной деревеньке Н. уезда. Накрапывающий дождь заставил меня вернуться в палатку. Он вас научит экономить слова, сжатости, точности. Он тебе есть принесет и водки.

Слайд 39

Синтаксис, слайд 39
Инфинитив - обстоятельство
зависит от сказуемого – глагола движения, отвечает на вопрос зачем?, с какой целью? Весь полк вышел встречать батарею Ваганова. Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. На станции Зима мы сошли пообедать. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться.

Слайд 40

Синтаксис, слайд 40
Инфинитив - определение
зависит от существительного – подлежащего или дополнения, отвечает на вопрос какой? Ребята говорили о своей мечте поехать в Москву. Зурин получил повеление переправиться. У меня врожденная страсть противоречить. Он глазами умолял Телегина о разрешении говорить.

Слайд 41

Синтаксис, слайд 41
Определите роль инфинитива
Многое можно увидеть, если услышал главное. Не бойся показаться старомодным. Ты надеешься узнать, кем намеревается стать твоя дочь? Пообещай поехать выяснить все обстоятельства происшедшего. Ходить по тонкому льду нельзя. Нельзя ходить по тонкому льду.

Слайд 42

Синтаксис, слайд 42
Определите роль инфинитива
Профессия пастуха невольно рождает наблюдательность, склонность пофилософствовать, умение подчинить себе разношерстную массу, заставить животных бояться тебя, уважать властный выстрел бича, следовать в нуж­ном пастуху направлении. Что требуется от пастуха? Основная его задача — обеспечить животным сытную Жизнь, без которой не будет у людей ни молока, ни масла, ни мяса. Помешать всякий может, а помочь и хотели бы, да не могут!

Слайд 43

Синтаксис, слайд 43
Найдите грамматическую основу.
Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно. Их послушать – волосы дыбом встанут. Ничего мое поживает ничего.

Слайд 44

Синтаксис, слайд 44
Второстепенные члены предложения

Слайд 45

Синтаксис, слайд 45
Различайте!
Критерии разграничения: 1) смысл предложения, 2) прием замены «спорной» формы существительного на «бесспорную» в морфологическом и синтаксическом плане; 3) порядок слов.

Слайд 46

Синтаксис, слайд 46
Второстепенные члены предложения

Слайд 47

Синтаксис, слайд 47
Виды определения

Слайд 48

Синтаксис, слайд 48
Подводные камни!
Городской человек редко встречается с землей. Интересные люди никогда не наскучат. Сдал сессию с двумя «хвостами». Удивил трех преподавателей.

Слайд 49

Синтаксис, слайд 49
Виды дополнения

Слайд 50

Синтаксис, слайд 50
Различайте!
Прекрасное пробуждает доброе. Звук выстрела заглушил страшный рев. Лирика увлекла физика. Деревья роняют листья. Облако закрыло солнце. Электрички заменяют на дизель-поезда.

Слайд 51

Синтаксис, слайд 51
Подводные камни!
Здание построено в 19 веке. Здания построили в 19 веке. Вспоминаю то, что произошло вчера. То, что мне пришлось пережить, закалило меня. Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни довелось.

Слайд 52

Синтаксис, слайд 52
Виды обстоятельств

Слайд 53

Синтаксис, слайд 53
Виды обстоятельств
Мой волк сидит, прижавшись в угол задом (И. Крылов). Желая светлым днем вполне полюбоваться, Орел поднебесью летал (И. Крылов). Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню (И. Крылов). Из дальних странствий возвратясь, какой-то дворянин (а может быть, и князь), с приятелем своим гуляя в поле, расхвастался о том, где он бывал (И. Крылов). Но этого Скупому мало: ему на мысли впало, что, взрезав курицу, он в ней достанет клад (И. Крылов). Обиды не стерпев, собрался, поднялся Комар на Льва войною (И. Крылов).

Слайд 54

Синтаксис, слайд 54
Виды обстоятельств
1) Они сидели впотьмах. 2) Приходите обязательно. 3) Предмет по форме напоминает шар. 4) В странной тишине вдруг раздался голос. 5) В моем представлении он хороший человек. 6) Он поистине поэт.

Слайд 55

Синтаксис, слайд 55
Виды обстоятельств
1. Следствия (с каким следствием? что явилось следствием этого?) Баржа села на мель, проломив днище. 2. Обстановки, ситуации (в какой обстановке, в какой ситуации?) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

Слайд 56

Синтаксис, слайд 56
Виды обстоятельств
3. Модальные обстоятельства Правило нужно выучить обязательно. Она действительно ничего не знала. Обычно мы собираемся в день лицейской годовщины. 4. Обстоятельства ограничения На взгляд-то он хорош. Скалы не похожи одна на другую ни по цвету, ни по высоте.

Слайд 57

Синтаксис, слайд 57
Виды обстоятельств

Слайд 58

Синтаксис, слайд 58
Синкретичные члены предложения
Я вспоминаю поездку в Смоленск. Поездка (какая? куда?) в Смоленск Хочу заменить пробежку по утрам на прогулку по вечерам. Пробежка (какая? когда?) по утрам Прогулка (какая? когда?) по вечерам
Синкретичный член предложения: несогласованное определение и обстоятельство места несогласованное определение и обстоятельство времени

Слайд 59

Синтаксис, слайд 59
Синкретичные члены предложения
Мысль об экзамене не давала мне покоя. Мысль (какая? о чем?) об экзамене Сообщение о собрании было для нас неожиданным. Сообщение (какое? о чем?)
Синкретичный член предложения (несогласованное определение и косвенное дополнение)

Слайд 60

Синтаксис, слайд 60
Синкретичные члены предложения
Старик ловил неводом рыбу. Ловил (чем? как?) неводом. Его похвалили за трудолюбие. Похвалили (за что? по какой причине?) за трудолюбие
Синкретичный член предложения: дополнение и обстоятельство образа действия; дополнение и обстоятельство причины

Слайд 61

Синтаксис, слайд 61
Синкретичные члены предложения
подъем на гору (какой? и куда?) охота на перепелов (какая? и на кого?) торговля книгами (какая? и чем?)
тропинка на гору (какая?) луч солнца (какой?) домик в деревне (какой?)

Слайд 62

Синтаксис, слайд 62

Слайд 63

Синтаксис, слайд 63
Подводные камни!
В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрылся среди жестокой зимы душистыми цветами. На картине Федотова отставной солдат приходит в казарму. На портрете Тропинина Пушкин сидит у стола.

Слайд 64

Синтаксис, слайд 64
Это непростое простое предложение (задания олимпиады)
Разберите по членам предложения. Определите типы сказуемых. 1) Марко Поло – дворянин, имеет герб. Он имеет право торговать, имеет право быть даже дожем (В. Шкловский). 2) Лучший фарфор – из Китая. Шелк шел из Китая. Из Китая шли золотые вещи (В. Шкловский). 3) Я буду здесь и буду злиться, я буду верен до конца (С. Чекмарев). 4) Турбин сделал знак Елене прикрыть дверь (М. Булгаков).

Слайд 65

Синтаксис, слайд 65
Это непростое простое предложение (задания олимпиады)
Прочитайте отрывок из книги В. Ивановой, З. Потихи, Д. Розенталя «Занимательно о русском языке». После урока, на котором изучались второстепенные члены предложения, Володя с Сережей заспорили о том, каким членом предложения является зависимое существительное в сочетаниях бутерброд с сыром и бутерброд с колбасой. Один убежденно доказывал, что здесь дополнения (бутерброд с чем?), другой не менее горячо утверждал, что это несогласованные определения (бутерброд какой?).

Слайд 66

Синтаксис, слайд 66
Это непростое простое предложение (задания олимпиады)
Дело происходило в коридоре на большой перемене, и вскоре вокруг спорщиков образовалась толпа их одноклассников. Раздавались новые вопросы: а как разбирать сочетания хранить документы в сейфе, держать книги в портфеле (где? в чем?), работа на дому (где? какая?). Кто-то вспомнил сочетание приготовить шашлык по-карски (как? какой?). И уж совсем запутались при разборе сочетания флаги на башнях – по названию произведения А. С. Макаренко (где? на чем? какие?). Ни до чего не договорились и решили обратиться за помощью к учителю русского языка. А какое решение этих лингвистических задач предложили бы вы? Свой ответ объясните.

Слайд 67

Синтаксис, слайд 67
Это непростое простое предложение (задания олимпиады)
бутерброд с колбасой бутерброд с сыром хранить документы в сейфе держать книги в портфеле работа на дому приготовить шашлык по-карски флаги на башнях

Слайд 68

Синтаксис, слайд 68
Это непростое простое предложение (задания олимпиады)
Определите, какими членами предложения являются имена существительные в предложном падеже. 1) Ибрагим в рассеянии отвечал, что, вероятно, государь работает теперь на корабельной верфи (А. Пушкин). 2) Что вы читали на этой неделе? (А. Чехов) 3) Природой здесь нам суждено ногою твердой стать при море (А. Пушкин). 4) Она повернула к нему белое, в крупных веснушках, доброе и сонное лицо (В. Панова). 5) Лицо у него в морщинах. 6) Да, мне нравилась девушка в белом (С. Есенин).

Слайд 69

Синтаксис, слайд 69
Односоставные предложения

Слайд 70

Синтаксис, слайд 70
Классификация односоставных предложений

Слайд 71

Синтаксис, слайд 71
Классификация односоставных предложений
Слезами горю не поможешь. Соловья баснями не кормят. В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Не своротить камня с пути думою. В молодости мы любим только страстно и только людей совершенных.
Определенно-личное с обобщенным значением Неопределенно-личное с обобщ. значением Безличные с обобщенным значением Двусоставное с обобщенным значением

Слайд 72

Синтаксис, слайд 72
Определенно-личные предложения
Главный член определенно-личных предложений выражается: 1) глаголом 1-го и 2-го лица ед. и мн. ч. настоящего и будущего времени; 2) глаголом в форме повелительного наклонения. Пусть говорят! (название телепередачи)

Слайд 73

Синтаксис, слайд 73
Определенно-личные предложения
Главный член определенно-личных предложений выражается: 1) глаголом 1-го и 2-го лица ед. и мн. ч. настоящего и будущего времени; 2) глаголом 2-го лица ед. и мн. ч. повелительного наклонения.

Слайд 74

Синтаксис, слайд 74
Определенно-личные предложения
Иду. Буду идти. Идешь. Будешь идти. Идем. Будем идти. Идете. Будете идти.
Иди! Идите! Идемте! Давайте пойдем!

Слайд 75

Синтаксис, слайд 75
Подводные камни!
Идет. Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Идет. Двусоставное неполное предложение. Шел. Утром небо затянуло тучами, начался дождь. Шел весь день. Я очень устал. 7 км шел пешком. Двусоставное неполное предложение.

Слайд 76

Синтаксис, слайд 76
Подводные камни!
Я поэт. Пою Россию, снег, поле, путь, возвышенное небо (В. Боков). Идем на лыжах, благодарные дню. Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.
Двусоставное полное. Определенно-личное. Определенно-личное. Двусоставное неполное.

Слайд 77

Синтаксис, слайд 77
Определенно-личные предложения
Если главный член по форме соответствует составному глагольному или составному именному сказуемому, вспомогательный глагол или связка будет иметь одну из перечисленных форм. Не смогу идти. Будьте бдительны! Перестань плакать! Не хочу учиться, а хочу жениться!

Слайд 78

Синтаксис, слайд 78
Неопределенно-личные предложения
Особенность неопределенно-личных предложений: с их помощью выражаются только проявления человеческой деятельности. Этим они отличаются от безличных предложений, выражающих действия стихийных сил. Его сшибли с ног. – Его сшибло с ног. Дверь с силой захлопнули. – Дверь с силой захлопнуло.

Слайд 79

Синтаксис, слайд 79
Неопределенно-личные предложения
Главный член неопределенно-личных предложений выражается: 1) глаголом в форме 3-го лица мн.ч. настоящего и будущего времени, 2) глаголом в форме мн.ч. прошедшего времени, 3) глаголом в форме мн.ч. сослагательного наклонения.

Слайд 80

Синтаксис, слайд 80
Неопределенно-личные предложения
Вам звонят. Вам звонили. Вам позвонили бы, если бы вы оставили контактный телефон. Значение неопределенности создается формой множественного числа.

Слайд 81

Синтаксис, слайд 81
Неопределенно-личные предложения
Если главный член по форме соответствует составному глагольному или составному именному сказуемому, вспомогательный глагол или связка имеет одну из названных форм. На задних рядах начали привставать. В общежитии все были в восторге от его затеи. Тебя обязаны отпустить. На филфаке вам всегда будут рады.

Слайд 82

Синтаксис, слайд 82
Неопределенно-личные предложения
В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточено на самом действии, а действующее лицо не называется, хотя указание на него может быть в обстоятельственных словах. В группе его не любили. В Европе о таком певце даже не слышали. В Париже это давно не носят. У Ивановых поют. У Петровых скандалят. В партере зашевелились.

Слайд 83

Синтаксис, слайд 83
Неопределенно-личные предложения
Неопределенно-личные предложения используются в следующих случаях: 1) субъект действия не известен говорящему: В дверь позвонили. На вокзале у него украли вещи. Ее окликнули. 2) действующее лицо известно, но оно не важно для сообщения: Вчера принесли письмо. Ему повысили зарплату. Впервые в жизни ей поцеловали руку.

Слайд 84

Синтаксис, слайд 84
Неопределенно-личные предложения
3) действующее лицо известно говорящему, но он его намеренно не называет: Может быть, меня покормят обедом? Гулять на улицу не пускают. За такой ответ двойку поставят.

Слайд 85

Синтаксис, слайд 85
Неопределенно-личные предложения
4) действующее лицо мыслится обобщенно: От сидячей жизни тучнеют. Такое не прощают. Дни поздней осени бранят обыкновенно. О вкусах не спорят. 5) действующим лицом является сам говорящий: Слушайте, что вам говорят. Делай, как велят. Его хвалят, а он хмурится.

Слайд 86

Синтаксис, слайд 86
Подводные камни!
Времена не выбирают. В них живут и умирают (А. Кушнер). Ученики стоят в очереди в буфете. Выбирают салаты. На этой площадке играют в волейбол. Музыканты привели трубы в боевое положение. Заиграли.

Слайд 87

Синтаксис, слайд 87
Безличные предложения
Способы выражения главного члена безличных предложений: 1) безличный глагол (в форме 3-го лица ед.ч., ср.р. прошед.врем., ср.р. сослагат. накл.): Не спится. Не спалось. Вечереет. Светает. Знобит.

Слайд 88

Синтаксис, слайд 88
Безличные предложения
2) личный глагол в безличном употреблении: Пахнет черемуха. – Пахнет черемухой. Ветер дует. – Из окна дует. 3) краткое страдательное причастие среднего рода: Подписано – и с плеч долой. О свадьбе Ленского давно у них уж было решено. Не к ночи будь помянуто.

Слайд 89

Синтаксис, слайд 89
Безличные предложения
4) краткое страдательное причастие + инфинитив: При встрече с дамами принято снимать шляпу. 5) слова нет, не было, не будет: В 20 лет ума нет – и не будет. В 30 лет жены нет – и не будет. В 40 лет денег нет – и не будет. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Слайд 90

Синтаксис, слайд 90
Безличные предложения
6) слово категории состояния (предикативное наречие): И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. 7) слово категории состояния + инфинитив: Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана. Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг. Над старостью смеяться грех.

Слайд 91

Синтаксис, слайд 91
Безличные предложения
8) безличный глагол + инфинитив: Но пепел дней не стоит ворошить (С.Куняев). Следует подумать над вашим предложением. 9) частица ни + сущ. в родит. пад.: На небе ни облачка. Нигде ни пятнышка чернил. В комнате ни соринки.

Слайд 92

Синтаксис, слайд 92
Подводные камни!
Иногда полезно подумать о последствиях. Думать полезно. Думать – это полезно. 1) В препозиции инфинитив рассматривается как подлежащее, а все предложение как двусоставное. 2) Независимо от позиции инфинитив входит в состав главного члена безличного предложения.

Слайд 93

Синтаксис, слайд 93
Безличные предложения
Безличные предложения обозначают состояние лица, предмета, окружающей среды, природы, причем на первый план выдвигается стихийность, непроизвольность выражаемого действия или состояния. Но я плачу не для вас, мне просто плачется. (И. Гончаров) И потом Матвей долго сидел после этого, думал… О чем думалось? Да так как-то… ни о чем. Вспоминалась жизнь. (В. Шукшин)

Слайд 94

Синтаксис, слайд 94
Безличные предложения
1. В фильме С. Ростоцкого «Доживем до понедельника» учитель истории Мельников произносит фразу: «В безличных предложениях есть какая-то безысходность. Не на кого жаловаться и не с кем бороться. Моросит. Ветрено. Темнеет». 2. В фильме «Начало» Г. Панфилова режиссер на премьере спрашивает у начинающей непрофессиональной актрисы: «Паша, ты что дрожишь?» Героиня Инны Чуриковой отвечает: «Я не дрожу, меня трясет».

Слайд 95

Синтаксис, слайд 95
Назывные предложения
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова). Всего три часа дня. Сколько хлопот! Много шума. Множество гостей. Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля (А. Сурков). Равнина, занесенная снегом (Н. Некрасов).

Слайд 96

Синтаксис, слайд 96
Подводные камни!
От односоставных назывных предложений следует отличать: 1) названия книг, картин, музыкальных произведений, надписи на вывесках и под., ориентированные на непосредственное восприятие.

Слайд 97

Синтаксис, слайд 97
Оранжевый верблюд

Слайд 98

Синтаксис, слайд 98

Слайд 99

Синтаксис, слайд 99
Осень

Слайд 100

Синтаксис, слайд 100
Подводные камни!
В магазине «Оранжевый верблюд» большой выбор товаров. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» -- энциклопедия русской жизни. Внимание посетителей выставки привлекла картина И. Левитана «Осень».

Слайд 101

Синтаксис, слайд 101
Подводные камни!
2) именительный темы (именительный представления): Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось (А. Пушкин). Воспоминания о студенческой жизни… Как дороги они мне! Шахматы! Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! (И. Ильф и Е. Петров)

Слайд 102

Синтаксис, слайд 102
Подводные камни!
3) двусоставные полные предложения: Дождливый день. – День сегодня дождливый. 4) двусоставные неполные предложения: - Кто опоздал? --Докладчик. Слева горы. Справа море. Между ними узкое шоссе. 5) слова-предложения: Добрый день! Привет! Хлеб да соль! Воспоминания! Со мной вы жили-были (М. Светлов).

Слайд 103

Синтаксис, слайд 103
Это непростое простое предложение (олимпиадные задания)
Выпишите односоставные предложения. Определите их тип. Контрольная. Мрак за окном фиолетов, Не хуже чернил. И на два варианта Поделенный класс. И не знаешь ответов. Ни мужества нету еще, ни таланта. Ни взрослой усмешки, ни опыта жизни. Учебник достать – пристыдят и отнимут. Бывал ли кто-либо в огромной отчизне, Как маленький школьник, так грозно покинут? (А. Кушнер)

Слайд 104

Синтаксис, слайд 104
Это непростое простое предложение (олимпиадные задания)
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. – Дайте нарзану, – попросил Берлиоз. – Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. – Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный. – Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина. – А что есть? – спросил Берлиоз. – Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина. – Ну, давайте, давайте, давайте!.. Абрикосовая дала обильную пену. В воздухе запахло парикмахерскою. (М. Булгаков)

Слайд 105

Синтаксис, слайд 105
Это непростое простое предложение (олимпиадные задания)
Как вы думаете, существуют ли в русском языке обобщенно-личные предложения как особый структурный тип односоставных предложений? Дайте мотивированный ответ.

Слайд 106

Синтаксис, слайд 106
Это непростое простое предложение (олимпиадные задания)
Каникул всегда ждешь с нетерпением (определенно-личное с обобщенным значением). Цыплят по осени считают (неопределенно-личное с обобщенным значением). Лицом к лицу лица не увидать (безличное с обобщенным значением). Мы все глядим в Наполеоны (двусоставное с обобщенным значением).

Слайд 107

Синтаксис, слайд 107
Это непростое простое предложение (олимпиадные задания)
Прочитайте грамматический диалог. О каком типе предложений в нем идет речь? Приведите пример. – В предложении сообщается о действии, относящемся к определенному лицу? – Да. – В предложении есть подлежащее? – Нет. – Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица? – Нет. (Ответ: речь идет о двусоставном неполном предложении. Например: Котенок взобрался на кресло. Свернулся клубочком.)

Слайд 108

Синтаксис, слайд 108
Это непростое простое предложение (олимпиадные задания)
Ученики получили задание выписать из рассказов А. П. Чехова примеры неопределенно-личных предложений. Перед вами работа одного из учеников. Правильно ли он выполнил задание? 1. – Ну что, как? – спросила его хозяйка, протягивая руку. – Благополучно? Выдержали экзамен? – Выдержал. – Браво, Егор Андреевич! Много получили? – По обыкновению… Пять… Гм…

Слайд 109

Синтаксис, слайд 109
Это непростое простое предложение (олимпиадные задания)
2. Недавно, во время половодья, помещик, отставной прапорщик Вывертов, угощал заехавшего к нему землемера Катавасова. Выпивали, закусывали и говорили о новостях. – А отчего вы нынче без погончиков, Семен Антипыч? Землемер не сразу ответил. – Упразднили! 3.-- Сегодня же его найдут и арестуют, – сказала барыня и всхлипнула. 4. – Милостивый государь, вы забываетесь! За такие слова … бьют! Понимаете?

Слайд 110

Синтаксис, слайд 110
Это непростое простое предложение (олимпиадные задания)
Угадайте героев изученных произведений по описаниям, в которых используются неполные предложения с пропущенным подлежащим. 1. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно. (Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский) 2. Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет. Берет иногда власть над мужем. (Жена городничего Анна Андреевна) 3. Молодой человек лет двадцати трех. Несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове. (Иван Александрович Хлестаков)

Слайд 111

Синтаксис, слайд 111
Союзы и союзные слова
Союзные слова являются членами предложения, местоименные слова, которые употребляются для связи главной с второстепенной частью (вопр.-относ. мест.).
Союзы не являются членами предложения, особый класс служебных частей речи.

Слайд 112

Синтаксис, слайд 112
Средства связи в сложноподчиненном предложении
Обратите внимание, что слова что, когда, как могут быть как союзами, так и союзными словами
Подчинительные союзы Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные Союзные слова
Что Чтобы Ибо Когда Пока Как Будто Словно Если Потому что Оттого что Так как Так что Лишь только Как будто С тех пор как В связи с тем что Который Какой Кто Что Как Где Куда Откуда Когда

Слайд 113

Синтаксис, слайд 113
Приемы разграничения союзов и союзных слов
1. Если перед омонимом есть предлог, то это СС. 2. Если заменяется союзом, то это союз; если СС, то это СС. 3. Союз можно опустить. 4. Придаточную часть с СС можно преобразовать в вопросительное предложение.

Слайд 114

Синтаксис, слайд 114
Приемы разграничения союзов и союзных слов
5. Придаточную часть с СС можно преобразовать в присоединительное или вводное предложение. 6. К СС можно присоединить усилительную частицу (же, именно). 7. На СС падает логическое ударение.

Слайд 115

Синтаксис, слайд 115
Условия определения типа придаточного предложения
Значение придаточного; вопрос от главного предложения к придаточному. Средство связи (союз или союзное слово). Конкретизация слова, словосочетания в главном предложении или всего главного предложения. Наличие указательного слова. Место придаточного по отношению к главному предложению.

Слайд 116

Синтаксис, слайд 116
Принципы классификации СПП
Логическая классификация (А.Н. Гвоздев – В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова)
Структурно-семантическая классификация (Л.Ю. Максимов – Н.М. Шанский)

Слайд 117

Синтаксис, слайд 117
Логическая классификация
СПП уподобляется простому предложению, а придаточные части приравниваются к членам предложения. Например, Я знаю о его болезни. – Я знаю, что он болен (придаточное дополнит.).

Слайд 118

Синтаксис, слайд 118
Структурно-семантическая классификация
Учитывается структура и семантика предложения, а именно: к какому слову в главной части относится, средства связи, порядок частей и др. Например, Я утверждаю, что этот обвиняемый не виновен (придаточное изъясн.).

Слайд 119

Синтаксис, слайд 119
Соотношение типов придаточных по разным классификациям
Тот, кто шел впереди, молчал (придаточное подлежащное или мест.-соотнос.). Я тот, кого никто не любит (придаточное сказуемное или мест.-соотнос.). У того, кто откладывает работу на завтра, дела никогда не кончаются (придаточное дополнительное или мест.-соотнос.).

Слайд 120

Синтаксис, слайд 120
Укажите вид придаточного предложения
Когда в окнах заполыхал свет, музыка оборвалась. Коль нет цветов среди зимы, то и грустить о них не надо. Цепи яблонь протянулись там, где были пустыри. Всю ночь поют перепелки о том, что будет урожайный год. Под вечер Беликов оделся потеплее, хотя на дворе была теплая погода. Из-за скалистого холма, где тек ручей возвышался другой погаже и пошире. Чтобы заглушить песню, он побежал к осоке. Песня слышалась из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел.

Слайд 121

Синтаксис, слайд 121
Проанализируйте предложения
Она (Настена) не пошла по телятнику где в снегу была вытоптана дорожка, а по общему закоулку спустилась к Ангаре и повернула вправо откуда за высоким яром виднелась за городьбой крыша бани. (В. Распутин) В нем всегда стоял шум потому что это был старый дремучий бор которого не касалась еще пила и топор лесного барышника. (В. Короленко) Мы знали что под рыхлым снегом если разгрести его руками еще можно найти свежие лесные цветы. (К. Паустовский)

Слайд 122

Синтаксис, слайд 122
Проанализируйте предложения
Существовал некогда город жители которого до того страстно любили поэзию что если проходило несколько недель и не появлялось новых прекрасных стихов они считали такой поэтический неурожай общественным бедствием. (И. Тургенев) Щурились в приветливой улыбке молодые все еще яркие глаза покоем и уютом дышала статная чуть полнеющая фигура женщины и глядя на ее неторопливые движения слушая певучий мягкий голос я испытала вдруг странное чувство будто после долгих утомительных странствий тебя прибило к желанному берегу. (Д. Рубина)

Слайд 123

Синтаксис, слайд 123
Определите тип СП. Отметьте переходные явления
Хотя ложь ещё живет, но совершенствуется только правда. Пускай наносит вред врагу не каждый воин, но каждый в бой иди! Пусть реки есть мощней намного, но Волга-матушка одна. Хоть ты и в новой коже, а сердце у тебя все то же. Добро бы хороших людей не было, а то ведь полон уезд господ.

Слайд 124

Синтаксис, слайд 124
Определите тип СП. Отметьте переходные явления
Кругом тихо и безлюдно, только волны с глухим шумом бьются о гранитный берег. Не успел он осмотреться, как пронзительно зазвонил телефон. Станция была большой, поэтому можно было не спешить, а подышать сухим октябрьским воздухом. Надо делать то, что необходимо тебе самому, тогда не страшны никакие ошибки или неудачи. Нужно подобрать такие обои, чтобы комната казалась больше.

Слайд 125

Синтаксис, слайд 125
Определите тип СП. Отметьте переходные явления
Не было случая, чтобы я опоздала. Настанет год, настанет черный год, когда царей корона упадет. Я представить не могу положения, чтобы когда-нибудь было нечего делать. Я пойду к зубному только тогда, когда будет совсем невмоготу. Если для учеников 45 минут проходит быстро, то для учителей они тянутся долго.

Слайд 126

Синтаксис, слайд 126
Сделайте полный синтаксический анализ
Эти припадки ревности, в последнее время все чаще и чаще находившие на нее, ужасали его и, как он ни старался скрывать это, охлаждали его к ней, несмотря на то, что он знал, что причина ревности была любовь к нему. Сколько раз он говорил себе, что ее любовь была счастье; и вот она любила его, как может любить женщина, для которой любовь перевесила все блага в жизни, - и он был гораздо дальше от счастья, чем когда он поехал за ней из Москвы. Тогда он считал себя несчастливым, но счастье было впереди; теперь же он чувствовал, что лучшее счастье уже назади.

Слайд 127

Синтаксис, слайд 127
Использованные материалы
Бабайцева В. В., Максимов Ю. Н. Современный русский язык. Синтаксис и пунктуация. Бернарская Л.Д. Трудные вопросы изучения синтаксиса. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». – Самара, 2006. Козулина М.В. Разграничение союзов и частиц. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. Юрченко В.С. Союзы и союзные слова.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.