Презентация - Проектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихся

Проектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихсяПроектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихся







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Проектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихся
Учитель начальных классов МБОУ «Титовская ООШ имени А.А.Трубко» Ильюшкина Мария Константиновна

Слайд 2

Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу, Вовлеки меня – и я научусь!

Слайд 3

Задачи
рассмотреть основные виды исследовательских работ; познакомить с общей схемой научного исследования, методами научного познания, с методами поиска информации; представить методические рекомендации по представлению результатов исследовательской работы при процедуре ее защиты.

Слайд 4

Давайте подумаем:


- Исследовательская деятельность??? - Проектная деятельность???
- Какой термин лучше использовать в начальной школе, а какой в основной? Почему?

Слайд 5

Давайте уточним:
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Слайд 6

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Слайд 7

Проектная деятельность
обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности.

Слайд 8


Условия проектной деятельности наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности; этапы проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, организация деятельности по реализации проекта); реализация проекта (осмысление и рефлексия результатов деятельности); презентация проекта.

Слайд 9

Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить.
Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах.
Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат.
В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы.
Основные отличия проекта от исследования

Слайд 10

Это важно знать
Учебный проект или исследование — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся

Слайд 11

Обратим внимание:
главной целью учебного исследования младшего школьника является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Слайд 12

12
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине XIX века в США. Проект – буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта.

Слайд 13

Метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.

Слайд 14

ЦЕЛИ:
Реализовать различные формы учебной деятельности Обеспечить взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем Усилить индивидуальную ответственность учащихся за конкретную работу Обеспечить практическую деятельность учащихся

Слайд 15

ЗАДАЧИ:
Организация творческой деятельности учащихся в рамках заданной темы (самостоятельное изучение и использование дополнительной информации, попытка развития независимого мышления) Ориентация учебного процесса на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности Обеспечение мотивации деятельности за счёт использования ИКТ

Слайд 16

Классификация проектов
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

Слайд 17

Практико-ориентированный проект
нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города.

Слайд 18

Информационный проект
направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Слайд 19

Ролевой проект
является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Слайд 20

Исследовательский проект
по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Слайд 21

Проект – это «пять П »
Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, планы, отчёты.

Слайд 22

Этапы разработки учебного проекта
I этап - погружение в проблему II этап - организация деятельности III этап - осуществление деятельности IV этап - презентация проекта

Слайд 23

23
Координатор (регулятивно-организаторская функция): обработка вариантов, грамматики, лексики
Консультант (координирующая функция): помощь в отборе источников, отслеживание деятельности ученика
Контролёр: оценка, экспертиза
От того, как учитель выполняет свою роль на первом этапе-этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом

Слайд 24

24
Готовность учителя к проектной деятельности учащихся
К сожалению, зачастую учитель : не владеет проблемным методом, мало дает самостоятельности ученикам, использует жесткое и непосредственное управление учебной деятельностью, гасит активность детей, выходящую за рамки подготовленного сценария урока, не использует имеющиеся знания и опыт учеников, не работает по ситуации.

Слайд 25

25
Подготовка учителя к проектной деятельности учащихся
Чтобы обучать детей проектной или исследовательской деятельности, необходимо уметь: организовать эту деятельность, создать необходимую мотивацию, добиваться формирования необходимых умений и усвоения способов действий, формировать рефлексивные умения, формировать самооценку у учащихся.

Слайд 26

26
Учитель должен овладеть технологией проектирования и активно использовать ее в профессиональных и повседневных ситуациях. Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод для активного его использования в образовательной практике. Учитель начальных классов должен понимать, что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для составляющей компетентностей образования детей.

Слайд 27

Особенности проектной деятельности на разных ступенях общего образования

Слайд 28

Начальная школа
Цель проектной деятельности – овладение элементами проектирования (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий) Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Слайд 29

Начальная школа
Длительность выполнения и объем проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.  2 класс – формирование элементов ПД на традиционных занятиях; 3 класс – один проект во 2-ом полугодии;  4 класс - два проекта или исследования. Формы организации проектной деятельности: традиционные занятия, экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентация.

Слайд 30

Основная школа
Цель проектной деятельности – овладение коммуникативными навыками, развитие личностных качеств , проектной и исследовательской компетентности. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной) . Проблемы, близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений.

Слайд 31

Основная школа
Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Длительность выполнения и объем проекта или исследования варьируются в зависимости от степени сложности проблемы исследования. Формы организации проектной деятельности: индивидуальные и групповые; заседания научного общества; конференции; конкурсы; ярмарки идей.

Слайд 32

Старшая школа
Цель проектной деятельности – самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования. Темы и проблема исследования подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. . Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Слайд 33

Старшая школа
Длительность выполнения и объем проекта или исследования варьируются в зависимости от степени сложности проблемы исследования. Формы организации проектной деятельности: индивидуальные, парные и групповые; заседания научного общества; конференции; конкурсы; ярмарки идей, экспедиции, творческий экзамен и т.п. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов.

Слайд 34

34
Вовлечение учащихся в проектную деятельность
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Слайд 35

35
ШАГ ЗА ШАГОМ: постановка цели своей работы
Самым важным является постановка цели своей работы. Поэтому первым шагом в проектной деятельности является работа над учебным проектом. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, изучаемых в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Помощь необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Слайд 36

36
Коммуникативные умения (умение дискутировать, умение слушать и слышать товарищей, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником)
Интеллектуальные умения (работа с информацией, анализ, обобщение, выводы; работа со справочной литературой)
Творческие умения (умение генерировать идеи, находить не одно, а несколько решений одной и той же проблемы, прогнозировать последствия
Работая над проектом, учащийся приобретает

Слайд 37

37
РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, получать результат
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – приобретение умений
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
УУД

Слайд 38

38
Уровни достижений
Базовый Повышенный Творческий
1.Понимает проблему, сформулированную учителем и может описать проблемную ситуацию. 2. Проводит простейшую обработку и анализ информации способами, предложенными учителем. 3. Принимает предметные способы действия, предложенные учителем, или определяет их при помощи учителя. 4. Реализует деятельность по плану и под контролем учителя. 5. Выполняет порученную роль и обязанности, пассивный исполнитель. 1.Формулирует цели, планирует задачи, определяет результат. 2. Самостоятельно указывает некоторые ресурсы и обосновывает, какой ресурс, для решения какой задачи он будет использовать. 3. Активность в сотрудничестве, согласовывает свои действия, договаривается и приходит к общему решению. 1. Называет противоречия, лежащие в основе проблемы. 2. Формулирует цель и задачи, определяет ожидаемый результат с критериями его оценки. 3. Предлагает и использует систему критериев для оценки продукта и определяет границы использования продукта. 4. На основе анализа выбирает альтернативные способы действия, в т.ч. выходя за пределы предметной области. 5. Определяет весь перечень необходимых ресурсов под задачи. 6. Планирует свою деятельность по содержанию и по времени, контроль и коррекцию проектной деятельности осуществляет системно и целенаправленно

Слайд 39

39
Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Слайд 40

Источник шаблона:
Бондаренко Татьяна Николаевна, МОУ «НШ-ДС» г.Железноводска, заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов, http://pedsovet.su/ Источники использованных фонов: http://natalya-121258.ya.ru/replies.xml?item_no=1607 http://www.solnushki.ru/creative/clip0046 http://art8you.net/clipart/books/

Слайд 41