Презентация - Системно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образования

Системно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образованияСистемно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образования







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Системно – деятельностный подход как основа Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования
Ушакова О.Б. методист МБОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г. о. Самара» 2013 г. 2011г.

Слайд 2

Нормативные документы
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785) ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644) ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом от 17 мя 2012г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012г. № 24480)

Слайд 3

П Р И К А З « 26 » ноября 2010 г.Москва № 1241 Регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Слайд 4

П Р И К А З « 22 » сентября 2011 г.Москва № 2357 Регистрационный № 22540 от 12 декабря 2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)

Слайд 5

П Р И К А З «…. »декабря 2012 г.Москва № …… Регистрационный № …... от … февраля 2013 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Слайд 6

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО
Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностным,включающим -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, - системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
НОО
ООО

Слайд 7

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Метапредметным, включающим - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
НОО
НОО
НОО
ООО

Слайд 8

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО
Предметным, включающим - освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметным, включающим -освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
НОО
ООО

Слайд 9

Методологическое сопровождение ФГОС
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.)

Слайд 10

Методологическое сопровождение ФГОС
Фундаментальное ядро содержания общего образования (под редакцией В.В.Козлова, А. М. Кондакова)

Слайд 11

Системно- деятельностный подход к развивающему образованию – основа ФГОС НОО и ООО
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки - Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и целым рядом исследователей. Деятельностный подход разрабатывали- Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин и многие другие исследователи. Системно - деятельностный подход является результатом объединения этих подходов. Именно он стал основой для разработки новых стандартов.

Слайд 12

Другие подходы к развивающему обучению и инновациям в современной школе
Компетентностный подход Проблемно ориентированное развивающее образование Личностно ориентированное развивающее образование Смысловая педагогика вариативного развивающего образования Контекстный подход («Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова.)

Слайд 13

Системный подход 
Рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Слайд 14

Деятельностный подход
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Слайд 15

Культурно-исторический системно - деятельностный подход
Подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Слайд 16

Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
Л.С Выгодский сделал вывод о том, что обучение ведет за собой развитие. Обучение, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие учащихся, лежит организация учебных действий. Генезис знаний определяется формированием действия и его применения для решения задач. Как указывал В.В.Давыдов, первичная форма существования теоретического знания - это способ действия.

Слайд 17

Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
В концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова было обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия).

Слайд 18

Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я Гальперин и Н.Ф.Талызина)предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач.

Слайд 19

Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
Шесть этапов интериоризации действия 1 этап создания мотивационной основы действия 2 этап становление схемы ориентировочной основы действия (алгоритм) 3 этап формирование действия в материальной (материализованной) форме 4 этап происходит преобразование действия из материальной формы во внешнеречевой 5 этап действие во внешней речи, «про себя» 6 этап действие в скрытой речи в форме собственно умственного действия

Слайд 20

Культурно-исторический системно - деятельностный подход
Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Слайд 21

Деятельность
Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. (психологический словарь)

Слайд 22

Структура деятельности (1 вариант визуального представления)
Деятельность
Мотивы
Цели
Способы и приемы (действия)
Близкие, дальние, личные, общественные
Близкие, дальние, личные, общественные
Внешние, предметные
Внутренние, умственные
интериоризация
экстериоризация
операции
1
2
3,4

Слайд 23

Структура деятельности ( 2 вариант визуального представления)
Потребность
Цель
Действия, операции
Мотив
Результат
Рефлексия

Слайд 24

Компоненты учебной деятельности
Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка в материале, преобразование материала, контроль и оценка и др.)

Слайд 25

Компоненты учебной деятельности
В мотивах учебных действий конкретизируется потребность учебной деятельности. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый учеником. Учебная задача - разрыв в практическом действии, который может быть преодолен отыскиванием способа действия. Решать учебно – познавательную и учебно – практическую задачу – преобразовывать, действовать с учебным материалом в определенной или неопределенной ситуации для достижения цели.

Слайд 26

Компоненты учебной деятельности
1) Действия в рамках предметной области. 2) Общеучебные действия. 3) Новое понятие - Универсальные учебные действия С помощью учебных действий решаются учебные задачи.

Слайд 27

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования
От усвоения знаний, умений, навыков
К формированию «умения учиться» как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.
Цель обучения

Слайд 28

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования
От "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета
К включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Организация содержания образования

Слайд 29

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования
От стихийности учебной деятельности ученика
К ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий
Организация учебной деятельности обучающегося

Слайд 30

От индивидуальной формы усвоения знаний
Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования
К признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Форма организации обучения

Слайд 31

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования
"…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.»

Слайд 32

Реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:
   придание результатам образования социально и личностно значимого характера;    более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;     возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;   существенное повышение мотивации и интереса к учению; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 33

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности, выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностный подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Слайд 34