Презентация - Мир профессий

Мир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессийМир профессий







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2

Труд избавляет нас от трех вели­ких зол: скуки, порока и нужды. Ф. Вольтер Разделение труда в современном обществе приводит к появле­нию различных профессий и специальностей. Профессия — это род деятельности, связанный с опреде- кпной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека определенной подготовки, соответствующих знаний, к пий, навыков (педагог, врач). Специальность — вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, спо- он действий, получаемых результатов (учитель математики, При ч-стоматолог). Кроме профессий и специальностей различают еще должно-< | и это название статуса в структуре конкретного учрежде-шш, предприятия (директор школы, заведующий отделением).

Слайд 3

Слайд 4

Сегодня в нашем обществе насчитывается свыше 40 тысяч профессий и специальностей, причем ежегодно около 500 из них исчезают и столько же появляются вновь. Как сориентироваться в этом огромном море профессий, спе­циальностей, должностей? В квалификационных справочни­ках выделяются определенные сферы профессионального труда (рис. 5). Типы профессий

Слайд 5

Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек. Основных типов — пять. ч-т «Человек — техника» — включает в себя обслужива­ние техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметалли­ческих изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).

Слайд 6

ч-ч «Человек — человек». Труд людей этих профессий на­правлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспита­тель, официант, администратор).

Слайд 7

ч-п ч-з «Человек — природа». Сюда относятся профессии, свя­занные с взаимодействием с объектами неживой и жи­вой природы, растительными и животными организма­ми, микроорганизмами (фермер, лесник, биолог, садовник, зоо­техник, агроном, геолог, пчеловод).

Слайд 8

«Человек — знаковая система» — объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, симво­лы, ноты, схемы, карты, графики и т. п. (бухгалтер, програм­мист, чертежник, машинистка, оператор ЭВМ, экономист, бух­галтер, печатник).

Слайд 9

4-Х «Человек — художественный образ» — включает за­нятия, связанные с различными видами искусства — прикладного, изобразительного, музыкального, литера­турного, театрального (артист, писатель, маляр, гравер, архитек­тор, фотограф, музыкант, модельер).

Слайд 10

Классы профессий Внутри каждого типа профессий выделяются классы в со­ответствии с целями труда. В общем виде все цели сводятся к трем: 52

Слайд 11

Г — гностические (узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить, оценить); Пр — преобразующие (любые воздействия на предмет труда с целью его изменения); И — изыскательские (изобрести, придумать, найти реше­ние). Отделы профессий Применяемые орудия труда и средства производства являют­ся основой выделения отделов профессий: Р — профессии ручного труда — использующие ручные ору­дия труда, механизированные ручные инструменты, приспо­собления; М — профессии механизированного труда — использующие машины с ручным или ножным управлением (наличие руко­яти управления, измерительного устройства и т. д.); А — профессии автоматизированного труда — использующие автоматизированное оборудование; Ф — профессии, в которых основными орудиями труда вы­ступают функциональные средства организма человека (пев­цы, актеры, учителя и др.).

Слайд 12

Группы профессий При выборе профессии немалую роль играют условия, в кото­рых приходится работать. По этому признаку различают четыре Группы: б — труд в обычных бытовых условиях; о — труд на открытом воздухе; н — труд в необычных условиях (под землей, на высоте и т. п.); м — труд с повышенной моральной ответственностью (за здо­ровье, за воспитание и т. п.). Формула профессии Анализируя конкретную профессию или специальность, мож­но характеризовать ее в виде формулы, составленной из обозна­чений типа, класса, отдела и группы, к которым она принадле­жит. Примеры формул: Художник-конструктор (дизайнер): X — И — Ф — б Водитель автомобиля (шофер): Т — Пр — М — о Дополняют формулу профессии указания на сферу труда, спе­циальность и занимаемую должность.

Слайд 13

По предмету труда (типы) иг
м А
Машинно- Автоматизи
ручного рованного
Мир профессий ч - т Человек -техника ч - ч Человек -человек Ч - П Человек — природа ц 3 Человек знак 4-Х Человек — худож. образ По цели деятельности (классы)
Гностические Пр Преобразующие И Изыскательские По орудиям труда (отделы)
Ручного труда ф Функциональные По условиям труда (группы)
В обычных помещениях На открытом воздухе В необычных условиях (под землей, на высоте) м С повышенной ответственно­стью
По области деятельности (сферы труда)

Слайд 14

1 1 I I
1 Биология, сельское хозяйство 16 История, обществоведение
2 География 17 Литература, филология
3 Геология, добыча полезных ископаемых 18 Журналистика
4 Медицина 19 Общественная деятельность, управ­ление, социальная служба
5 Легкая и пищевая промышлен­ность 20 Педагогика, образование
6 Физика 21 Право, юриспруденция
7 Химия 22 Сфера обслуживания, снабжение, питание
8 Техника 23 Математика, информатика
9 Электро- и радиотехника, связь 24 Экономика, менеджмент
10 Металлообработка 25 Иностранные языки
11 Деревообработка 26 Изобразительное искусство
12 Строительство 27 Сценическое искусство
13 Транспорт 28 Музыка
14 Авиация и морское дело 29 Физкультура и спорт
15 Военные специальности

Слайд 15

Упражнение «В мире профессий» а) Составьте список специалистов, которые участвуют в создании: книги, газеты, булки хлеба, ученического стола, электро­ лампочки, телевизора, компьютера, космической ракеты. б) Разделите приведенный список на названия профессий и специ­ альностей; составьте формулы профессий: столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург, учи­тель, парикмахер, швея, директор магазина, судья, пианист, фермер, машинист тепловоза, продавец книг, водитель трол-п ибуса, монтажник-высотник, инженер-конструктор. в) К какому типу профессий относятся следующие специальности: оператор ЭВМ, контролер ОТК, хирург, повар, водитель такси, токарь, следователь, писатель, корректор, бухгалтер, ичитель, продавец, монтажник-высотник, нефтебурилъщик, < I I ьскохозяйственный рабочий, доярка, чертежник, столяр, ос­мотрщик вагонов, пожарный, электромонтер, фельдшер, агро­ном, геолог, юрист. г) Составьте формулы этих профессий и специальностей. д) Познакомьтесь с перечнем профессий рынка труда вашего города (поселка, района).

Слайд 16

Склонность к типу профессии Интерес — это особое отношение к чему-либо, желание вник-п уть в суть, узнать, понять. Интересы можно представить в виде ниражения «хочу знать». Склонность — нечто большее, чем просто интерес. Одно дело — любить смотреть спектакли или слушать музыку, дру­гое — участвовать в драматическом кружке, овладевать техни-|.ом исполнительского мастерства. Во втором случае обнаружива­ется не только чисто познавательное, но и активное, созидатель­ное отношение к объекту. Склонности проявляются в занятиях любимым делом, на которые тратится большая часть свободного шремени, и определяются выражением «хочу делать». Чтобы выяснить, к какому из перечисленных выше пяти IIIнов профессий у вас есть склонность, предлагается опросник ( Е. А. Климова), в котором из множества представленных альтер­нативных пар суждений необходимо выбрать и отметить в каж­дом паре одно из двух: правое или левое. В каждом случае пред­полагается, что никакой другой возможности у вас нет — надо ммбрать из этих двух. Порядковый номер выбранного сужде­ния — того, где описывается наиболее привлекательное для вас дело, — необходимо отметить в бланке ответов.

Слайд 17

Упражнение «Я в мире профессий» На основе данных опросника составьте карту ваших склонностей по отношению к различным типам профессий. Это будет характеристика вашего «Я» по отношению к типу профессии. Ч - Ч ч - т ч - п в мире ч — х профессий ч - з Я 0% 100% 0% 100% 0% 100% 0% 100% 0% 100%

Слайд 18

Словарик Профессия — род трудовой деятельности, связанный с определен­ной областью общественного производства. Специальность — вид занятий в рамках одной профессии. Должность — положение человека в структуре организации, пред­полагающее выполнение заданного комплекса действий.

Слайд 19

Упражнение ==: «Представление о профессиях» В любой профессиональной деятельности необходимо представлять ее алгоритм — последовательность и связи действий в процессе изготовления продукта (достижения результата). Задание. Составить алгоритм действий человека с предметом труда (от начального до конечного состояния объекта) в области выбранной вами профессии: повар — винегрет; крестьянин — картофель; музыкант — выступление; столяр — изготовление шкафа.