Презентация - Многоаспектный анализ текста на уроках русского языка

Многоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языкаМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ЕГЭ ОГЭ
Многоаспектный анализ текста на уроках русского языка

Слайд 2

Умение работать с текстом как основным способом получения информации- правильность выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ, успешность обучения в целом, выход на метапредметный уровень: освоение ЛЮБЫХ видов деятельности, связанных с получением, обработкой и восприятием информации. Коммуникативная компетенция: способность ученика вступать во взаимодействие с текстом, воспринимать информацию, адекватно ее интерпретировать, создавать собственное высказывание.
Размышления по поводу…

Слайд 3

Причины проблем: нет связи между освоением теории и формированием практических умений и навыков; остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики, неумение работать с информацией, воспринимать, интерпретировать её; фронтальные формы работы с текстом на уроках вступают в противоречие с необходимостью каждому ученику самостоятельно на итоговой аттестации создавать собственное высказывание по незнакомому тексту.
Размышления по поводу…

Слайд 4

На уроках русского языка желательно регулярно проводить многоаспектный анализ текста: • композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.); • стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); • типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов); • языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор; синтаксический анализ словосочетаний и предложений) и т.д.
Методические рекомендации ФИПИ по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка

Слайд 5

Виды смыслового чтения

Слайд 6

Тексты на ЕГЭ и ОГЭ

Слайд 7

Общее
Абстрактные идеи
Автор - художественный текст
Частное
Восприятие читателя - в обратном направлении:
От конкретных ситуаций
к общей проблеме

Слайд 8

Законы реальной жизни
Автор
Образ современника
несколько героев
модель мира
тысячи современников
Автор - художественный текст

Слайд 9

Понимание и интерпретация текста
Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором. Суть понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом. Понял ли читатель смысл, который вложил в него автор текста?
Нахождение собственного смысла читателем. Интерпретация есть выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения. Какой свой смысл читатель нашел в сообщении автора?

Слайд 10

« …При точном понимании замысла автора читатель является его зеркальным, дублирующим отражением. Он не может внести ничего своего, ничего нового в идеально понятое произведение и в идеально понятый замысел автора… Между автором и таким слушателем не может быть никакого взаимодействия, никаких активных драматических отношений, ведь это не голоса, а равные себе и друг другу абстрактные понятия». Бахтин М.М.

Слайд 11

«Интерпретация – это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении». П. Рикёр Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов (или, наоборот, сведение множества возможных вариантов к некоему общему, единому смыслу).

Слайд 12

Основной принцип анализа – учёт единства формы и содержания художественного произведения
Содержание Форма
Размышления писателя о мире, о различных явлениях действительности Система средств и приемов, в которой эти размышления находит свое воплощение.
Внутренняя, духовная сторона текста Внешняя, материальная сторона текста
Это то, что сказал писатель своим произведением Это то, как он это сделал.
Сюжет, характеры, обстоятельства, идейно-тематическое содержание Система изобразительных средств, композиция
Сущность литературного произведения Способ существования произведения, «плоть» содержания
Лингвистический анализ текста с точки зрения единства содержания и формы учит отбирать языковые средства с учетом конкретной речевой задачи, формирует важнейшее коммуникативное умение — умение создавать собственный текст. Лингвистический анализ текста с точки зрения единства содержания и формы учит отбирать языковые средства с учетом конкретной речевой задачи, формирует важнейшее коммуникативное умение — умение создавать собственный текст.

Слайд 13

Тема, проблема, идея  как взаимосвязанные уровни содержания текста
Тема Предметно-тематическое наполнение произведения, его строительный материал.
Проблематика Упорядочивает этот материал в единую художественно-эстетическую конструкцию целого.
Идея Завершает это художественно организованное единство системой авторских выводов и оценок мировоззренческого характера. 

Слайд 14

Соотношение темы, проблемы и идеи
От темы
через проблема- тику
к идее
Предмет отражения, материал для последующей постановки проблемы; нет проблемности и оценочности; тема сама по себе нейтральна. Уровень постановки вопросов; обсуждения той или иной системы ценностей; это та сторона художественного содержания, где читатель приглашается автором к активному разговору. Проблематика обнаруживает авторский подход к теме и сопоставляет различные жизненные ценности. Область решений и выводов; идея всегда что-то отрицает или утверждает. Идея утверждает одну систему ценностей и отрицает другую.

Слайд 15

Анализ изобразительных средств помогает
1. Определить, какие языковые единицы (художественные средства) способствуют созданию и расширению значения ключевых образов. 2. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё отношение к ней.

Слайд 16

Текст

Слайд 17

(1) На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени, покинув стайку других таких бабушек, только что отсеменивших вслед за клиром крестный ход, венчающий празднование Благой вести. (2)Почему в моем сознании образ ее связался именно с пасхальной службой? (3) Когда я был на ней последний раз? (4)Возможно, незнакомая пожилая женщина напомнила мне мою бабушку Катю, к которой родители давным-давно привозили меня погостить. (5)Память спрятала и без того ограниченное короткими каникулами счастливое время общения с бабушкой, но оставила мне неистлевшим наследством одну ночь накануне Пасхи, из которой и пришла эта неожиданная ассоциация. (6)Деталей той ночи почти не осталось в моей памяти, но навязчивое желание вспомнить их поселилось в душе, как только я внимательно рассмотрел нашу новую попутчицу. (7)Глаза ее были исполнены света и тихой, глубокой радости, такой, какая снисходит на людей, ее заслуживших, победой над долгой болезнью или возвращением домой после продолжительного отсутствия. (8)- Здравствуйте, добрые люди. (9) Чай, не помешаю вам в дороге, уж недолгий до Москвы-то путь остался – ночь одна. (10)- А вы как будто на праздник какой в столицу собрались! - прервала мои размышления проводница, также с удовольствием разглядывая опрятную пассажирку. (11)И бабушка, очевидно, сочтя за радость выговориться, рассказала, присев на край полки, что едет к внуку – он два года назад закончил вуз («Да головастый, одни пятерочки!»), нашел хорошую работу («Начальник большой!»), а через полгода после института купил в столице квартиру, и вот завтра празднует день рождения («Слава Богу, здоровый да сильный вырос!». (12)Приехать к внуку бабулька решила сюрпризом («То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!». (13)- Сразу после вуза да квартирка в Москве? (14)Неплохо устроился! – заметил наш сосед по купе. – (15)Родители, небось, помогают? (16)- Да кабы родители, - бабушка вмиг посерьезнела, - померли оба, горемышные… 17)Петюша еще мелкай был. (18)Дед да я его обуютили. (19)А когда и деда вскорости не стало, вдвоем остались мы. (20)Я пенсию да пособие откладала поманеньку, опосля квартиру его родителей да дом наш продали, я к сестре перебралася, вот и собралось. (21)Мне-то деньги на кой? (23) Мне не надо, к деду, чай, на тот свет не забрать.

Слайд 18

(22)И мы услышали простой, без расчёта на сочувствие окружающих, рассказ о том, как трудно было им воспитывать вдвоем Петю, оставшегося без родителей, о том, как он стал их единственной отрадой, как рос слабеньким и больным и как поздними вечерами, когда засыпал внук, она мыла подъезды, чтобы по совету врачей каждый год возить его летом на море, как по копеечке всё собиралось на будущее «большого начальника». (23)И столько в ней было радостного ожидания долгожданной встречи с любимым внуком, что мы все прониклись и им, и самоотверженностью заботы стариков, и счастливым волнением в тихом голосе пожилой женщины, так сильно напоминавшем мне голос моей бабушки Кати. (24)И вдруг знакомые интонации, точно ключ заржавелый замок, распахнули дверь в памяти, за которую, я думал, уже никогда и не попаду – дверь в ту пасхальную всенощную – первую ночь в моей жизни, когда мне было разрешено не спать. (25)Бабушка Катя взяла меня с собой, и я, мало понимавший смысл происходящего, не смог выстоять службу до конца и задремал на лавочке у стены, а когда проснулся, хор пел, и толпа вторила ему: «Воистину воскресе!» (26)- Чему люди радуются, бабушка? (27)- Тому, что Господь вернулся. (28)- А что такое Господь? (29)- То любовь, внучок. (30)Бабушка тогда ничего больше не добавила к этому определению… (31)- Алё! (32)Алё, милок! (33)Мои воспоминания прервал радостно-взволнованный голос бабушки Петра. (34)Оказалось, мои попутчики уговорили её позвонить-таки внуку, чтобы тот встретил на вокзале: действительно, как она сама будет добираться? (35)- Приезжаю я завтра на день рождения к тебе, Петенька!(36) Чай, не помешаю денечек-то, а? (37)Мы замерли и, улыбчиво переглядываясь, прислушивались к разговору, и всем нам очень хотелось порадоваться вместе с бабулькой реакции внука. (38)Но улыбка тихонько сползала с её лица , сгорбилась спина, и сухонькая рука старушки, задрожав, потянулась за белоснежным платочком в кармашке кофточки... (39)- Да разве ж я знала? (40)Да что ж мне теперь-то? (41)Да неужто ж я тебя опять не увижу?(42) Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… (43) С днем рождения тебя, внучочек!...

Слайд 19

(44)Старушка, не сразу попав рукой в карман, спрятала телефон и беспомощно посмотрела на нас: (45)- Да неужто ж я помешала бы, а? (46)Да что же мне теперь-то? (47) Внук, как выяснилось, уже начал праздновать день рождения с «очень нужными», как он сказал, людьми, в его собственной квартире. (48)Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей даже негде было остановиться: «Баб, ну две комнаты всего-то! (49)И встретить не смогу – ну гости ведь! (50)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше? (51)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»… (52)Оставшийся путь до Москвы мы ехали молча: пили чай в гнетущей тишине, избегая смотреть в глаза друг другу, словно чувствуя за собой какую-то вину, отвернувшись, лежали на полках, а приехав, торопливо выходили из вагона, прощаясь, кивали с облегчением, словно покидали тесную камеру, в которой вдруг стало нечем дышать… (53)Бабушка Петра подошла ко мне на перроне, простодушно и доверчиво протянула плетеную корзинку – единственный ее багаж: «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, адрес написан, ты отвези ему . (54)Да не серчай на внучика: Господь-то ему ума дал, а сердца, вишь, пожалел»… (55)Я помог ей купить обратный билет, устроил в зале ожидания и уже в такси, разглядев аккуратно написанный адрес на конверте, вспомнил, как перебирал однажды старые фотографии своей бабушки Кати и нашел среди них потертую пасхальную открытку, на которой было старательно выписано: «Послание к Коринфянам святого апостола Павла». Половина слов была затерта так, что невозможно было уже прочитать: «Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего, не раздражается…все покрывает, всему верит, все переносит…». (56) И в самом низу: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (57) Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол. (58)Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. (59) «Все бабушки одинаковые», - подумал я. (60)И картинка вдруг расплылась ... (По Павловой О.)

Слайд 20

1.Чтение и определение стиля, понимание общего содержания текста. 2.Прояснение содержания: краткий выборочный пересказ – ответы на вопросы: кто герой текста? /где? когда?/ что делает? что происходит?/ какие чувства героя раскрываются? 3. Определение проблемы. Ответ на вопрос: зачем автор описывает эту ситуацию и чувства героя? 4. Определение авторской позиции, вычитывание концептуальной, скрытой информации: - анализ размышлений главного героя, его поведения; - определение характера взаимоотношений героев; - анализ отношения автора к героям через эмоциональной тон повествования, описания, оценочную лексику, сравнения, метафоры... 5. Создание собственного текста.

Слайд 21

Изучающее чтение Определение темы текста: «О чем этот текст?» Сканирование, поиск и фиксирование всех средств, с помощью которых вычитывается проблематика текста, его идея. Ученик просто отмечает все, что видит. 2. «Сортировка» и обработка ЧТО в тексте и КАК помогает а) сформулировать проблему текста; б) увидеть её аспекты; в) определить авторскую позицию. (Как собранный материал «работает» на создание сочинения?) 3. Создание собственного высказывания (текста сочинения)
Работа ученика: от чтения - к анализу и сочинению

Слайд 22

На какой вопрос НЕТ в тексте ответа?
Как бабушке удалось вырастить внука, рано оставшегося сиротой? Чем покорила бабушка Петьки случайных попутчиков? Какова роль цитаты из Евангелия в тексте? Почему внук вырос черствым, неблагодарным человеком? Как относится рассказчик к памяти о своей бабушке?

Слайд 23

У. Эко: «В текст встроена стратегия его чтения»
… И бабушка, очевидно сочтя за радость выговориться (почему?) (устала от одиночества), рассказала, разместившись на своей полке, что едет к внуку... Приехать к внуку бабулька решила сюрпризом... (Почему?) (Не было сомнений в том, что он ей будет рад). Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол. (Украсить – в этом у рассказчика нет сомнения, несмотря на то что на столе для «важных гостей» явно были дорогие и красивые яства). (Почему выбраны эти слова?) Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. (Почему выбрано такое определение?) (Сердечко как будто бабушкино: оно тоже «ссохлось» за время пути – внук ее не ждал…) «Все бабушки одинаковые», - подумал я. (Почему?) (Они щедро и бескорыстно отдают сердце, любовь). И картинка вдруг расплылась ... (Почему? Как это характеризует рассказчика?)

Слайд 24

Роль заглавия текста
Гальперин И.Р.
Выготский Л.С.
Кожина М.А.
Брудный А.А.

Слайд 25

Слайд 26

Выберите (предложите) наиболее подходящее заглавие текста. Прокомментируйте свой выбор (вариант названия).
Случайная попутчица Бабушка и внук Воспоминания о детстве День рождения внука Подарок от бабушки Дорожная история

Слайд 27

Подарок от бабушки
Заглавие рассказа полифонично: оно выражает оценку рассказчика, отражает точку зрения автора. Заглавие выделяет образ героини рассказа, внутреннее содержание текста, становится основной темой авторского высказывания .

Слайд 28

Подарок от бабушки

Слайд 29

Роль начала художественного текста
Кто? Где? Когда?

Слайд 30

Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини рассказа Чистенькая, аккуратная; опрятная пассажирка, глаза наполнены светом и тихой, глубокой радостью; радостное ожидание встречи; счастливое волнение в голосе; радостно-взволнованный голос; белоснежный платочек. Поясните, почему автор выбрала для описания своей героини имена прилагательные. Сделайте вывод о функции этой части речи в художественном тексте. Какова роль этих ключевых слов в тексте? Как деталь в портрете помогает выявить человеческую сущность?

Слайд 31

Укажите, какие единицы языка помогают дать характеристику героине на основании её речи Синтаксис: обращения: добрые люди, милок, родненький, Петюша, внучочек, милой; простые предложения Пунктуация: («Да головастый, одни пятерочки!» « Начальник большой!», «Слава Богу, здоровый да сильный вырос!», «То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!» «Да разве ж я знала? Да что ж мне теперь-то? Да неужто ж я тебя опять не увижу?» «Да неужто ж я помешала бы, а? Да что же мне теперь-то?» Морфология: глаголы повелит. наклонения (просьбы): не сочти за тяжесть, передай Петюше, отвези ему, не серчай на внучика Лексика: просторечные, разговорные слова (шибко, кабы, чай, горемышные, обуютили, вскорости, опосля, неужто и т.д.) Морфемика: родненький, внучочек, внучик

Слайд 32

Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)!
ВНИМАНИЕ!

Слайд 33

Автор и рассказчик в художественном тексте
В образе автора отражаются и им определяются тема, сюжет, композиция, идея произведения; изображение событий, героев, их поступков, поведения; все особенности языкового выражения – «словесная ткань текста». Автор «всеведущ»
????
Представляет автора в тексте; очевидец происходящего; принимает участие в событиях; повествует о них; с его помощью автор создает иллюзию достоверности событий; ему доверена авторская оценка событий и героев. Рассказчик, не описывая внутреннее состояние героев, передает их переживания через внешние проявления.

Слайд 34

Рассказчик передает переживания через точную, выразительную деталь. Найдите примеры таких деталей в тексте, определите их роль. Выпишите средства языка, с помощью которых читатель может увидеть эти переживания.

Слайд 35

бабушка, бабулька, пожилая женщина
старушка
«сухонькая рука, ЗАДРОЖАВ, потянулась за платочком»
«сгорбилась спина»
Исследуем текст

Слайд 36

Композиция - идея текста

Слайд 37

Исследуем текст
Память спрятала и без того ограниченное короткими каникулами счастливое время общения с бабушкой, но оставила мне неистлевшим наследством одну ночь накануне Пасхи, из которой и пришла эта неожиданная ассоциация. Какие мысли утверждаются в этом предложении? С помощью каких языковых средств выразительности они передаются? Какой смысл вкладывает автор в словосочетание «неистлевшее наследство»? Как называется этот троп?
Лингвистический анализ - проблематика

Слайд 38

Наблюдение за характерами героев, их речью, поведением, чувствами, настроением, размышлениями как способ определения проблемы в художественном тексте.

Слайд 39

Празднует день рождения с «очень нужными» (а бабушки нет!) людьми, в его собственной квартире. (47) Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей даже негде было остановиться. бессердечие, бессовестность, неприкрытое желание уйти от прошлого
Рассказчик – бабушка Пётр - бабушка
«счастливое время», «неистлевшее наследство» светлая память, радость
Чем определяется характер взаимоотношений между людьми? Между поколениями?
Композиция - проблематика - идея

Слайд 40

«Баб, ну две комнаты всего-то! И встретить не смогу – ну гости же! Принесло же тебя… Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!» Раздражение, нежелание общаться
Бабушка Петюша
Гордость: (эпитеты «головастый», «начальник», «здоровый, сильный»; безграничная любовь: (обращения «милок», «Петюша», «родненький», «внучочек»)
Что может стать смыслом жизни?
Что приводит к утрате совести?
Лингвистический анализ - проблематика

Слайд 41

(47)«Баб, ну две комнаты всего-то! (48)И встретить не смогу – ну гости ведь! (49)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше? (50)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»…
-Частица “ну” в экспрессивной речи передает различные чувства. Какие из них звучат в речи внука? б) недовольства (47) в) возмущения (48) г) раздражения (49) Какие ещё единицы языка усиливают эти значения? (лексика, морфология, синтаксис, пунктуация)
Лингвистический анализ - проблематика
Исследуем текст

Слайд 42

бабушка, бабулька, пожилая женщина
старушка
«сухонькая рука, ЗАДРОЖАВ, потянулась за платочком»
«сгорбилась спина»
Чем страшно отсутствие признательности, благодарности близким людям?
Исследуем текст
Лингвистический анализ - проблематика

Слайд 43

Исследуем текст
Найдите в тексте скрытую информацию об отношении внука Пети к бабушке. Предложение 12: за два года ни разу не была (?) в его новой квартире, хотя до Москвы «всего ночь одна»; предложение 41: «опять (?) не увижу»; предложение 42: «не серчай»; предложение 47: «вообще не ждал» предложение 51: «потом сообщу, когда приехать»
Лингвистический анализ- Комментарий проблемы

Слайд 44

Исследуем текст
Сопоставьте предыдущую выявленную информацию с информацией предложения 11: «обуютили» внука; «мыла подъезды» ночами; лечила внука, каждый год возила его на море; «по копеечке» собирала на будущее Петюши. Зачем, с какой целью автор сообщает эту информацию? Сформулируйте эту цель (-и).
Комментируем проблему

Слайд 45

Какое предложение из текста является ключом к пониманию поведения и поступков бабушки Петра?
На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени… Глаза ее были исполнены света и тихой, глубокой радости, такой, какая снисходит на людей, ее заслуживших, победой над долгой болезнью или возвращением домой после продолжительного отсутствия. И столько в ней было радостного ожидания долгожданной встречи с любимым внуком, что мы все прониклись и им, и самоотверженностью заботы стариков, и счастливым волнением в тихом голосе пожилой женщины… Бабушка Петра подошла ко мне на перроне, простодушно и доверчиво протянула плетеную корзинку – единственный ее багаж: «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, ты отвези ему – адрес-то я ночью подписала. «Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего, не раздражается…все покрывает, всему верит, все переносит….А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Слайд 46


Любовь Любовь
долготерпит великодушна
милосердствует полна милосердия (работала по ночам, воспитывала внука)
не ищет своего бескорыстна (всё отдала внуку, переехала к сестре)
не раздражается терпелива («Не серчай, родненький, с днём рождения тебя, внучочек!»)
все покрывает прощает слабости и пороки («не сердись на внучика»)
всему верит просердечна («Шибко он занят всегда», «потом позвоню, когда приехать…»)
все переносит… безропотна (смиренно приняла весть о том, что нужно возвращаться, не повидав внука; «…Передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте»)
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» Человек, верящий во что-либо или на что-то надеющийся, может быть не преисполнен любви. Любовь всеобъемлюща, в то время как без неё вера и надежда – ничто.

Слайд 47

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы… ……………………………………………………………………. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Новый Завет; 1-ое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 13)

Слайд 48

Исследуем текст
- Да разве ж я знала? Да что ж мне теперь-то? Да неужто ж я тебя опять не увижу? ВЕРА ушла, НАДЕЖДЫ нет Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… С днем рождения тебя, внучочек!.. ЛЮБОВЬ осталась

Слайд 49

Исследуем текст
«Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, ты отвези ему… Да не серчай на внучика…
- Чему люди радуются, бабушка? - Тому, что Господь вернулся. - А что такое Господь? - То любовь, внучок.
Праздник воскрешения Господа и торжество любви бабушки тождественны: она всё равно любит внука, она ему всё простила
Композиция: монтаж
Комментируем проблему

Слайд 50

Имя собственное как способ отражения авторской позиции
В выборе имени персонажа, в учёте его этимологии проявляется авторская модальность. Имена персонажей могут определять формы их поведения. Екатерина – «вечно чистая» Пётр - от древнегреческого слова «петра» — камень. (Из книги П. Флоренского "Имена“). Прокомментируйте выбор данных имён автором текста. Почему бабушка Петра безымянна, а у внука имя есть? Почему есть имя у бабушки рассказчика?
Комментируем проблему

Слайд 51

Говорим об особенностях повествования

Для всех повествовательных текстов общим является следующая композиция: завязка (начало действия), развитие действия, кульминация, развязка (конец события).

Слайд 52

Исследуем текст. Кульминация
Момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения, когда происходит решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. Кульминация должна выполнять ряд функций: разрешать сюжет , идею текста, выводить героя на самое сложное испытание в его жизни, создавать самое сильное эмоциональное напряжение. . Задание : обозначьте задачи автора, стилевые черты и языковые средства в кульминации текста.

Слайд 53

Кульминация
Обратимся к тексту. Чем привлекает нас 1–ая часть рассказа? (Счастливым и радостным настроением бабушки, её открытостью; атмосферой добра, душевным единением чужих друг другу людей). Почему меняется настроение, эмоциональный пафос во второй части текста? (Телефонный разговор, свидетелем которого стал рассказчик, разрушает эту атмосферу) Как развиваются действия после него? (После этого разговора всё меркнет, «сворачивается». Следовательно, диалог бабушки с внуком - кульминационный момент рассказа).

Слайд 54

(38)Но улыбка тихонько сползала с её лица , сгорбилась спина, и сухонькая рука старушки, задрожав, потянулась за белоснежным платочком в кармашке кофточки... (39)- Да разве ж я знала? (40)Да что ж мне теперь-то? (41)Да неужто ж я тебя опять не увижу?(42) Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… (43)С днем рождения тебя, внучочек!... (44)Старушка, не сразу попав рукой в карман, спрятала телефон и беспомощно посмотрела на нас: (45)- Да неужто ж я помешала бы, а? (46)Да что же мне теперь-то? (47) Внук, как выяснилось, уже начал праздновать день рождения с «очень нужными», как он сказал, людьми, в его собственной квартире. (48)Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей даже негде было остановиться: «Баб, ну две комнаты всего-то! (49)И встретить не смогу – ну гости ведь! (50)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше? (51)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»… (Задача автора - передать внутреннее состояние героини. Им избран художественный стиль, который определяется основной целью: передать читателю свои чувства, собственное отношение к изображаемому, нарисовать словами живую картину, описать событие, вызвать эмоциональный отклик).

Слайд 55

- Сцена отчаяния и растерянности героини нарисована так, что никого не может оставить равнодушным. Какими языковыми средствами это достигается?   глагол несовершенного вида (сползала – процесс длительный) обособленные обстоятельства (рука.., задрожав, потянулась; не сразу попав в карман, спрятала телефон) неполные предложения (40, 45) эпитет (беспомощно посмотрела) ряд вопросительных предложений. Усиливает эмоциональное впечатление приём синтаксического параллелизма (Да что ж мне теперь-то?) Сделайте вывод о роли «словесной ткани» текста для выражения авторской позиции.
Лингвистический анализ - авторская позиция

Слайд 56

Выводы
Кульминация делит текст на две части, в которых контрастны описание поведения, психологическое состояние а) бабушки; б) случайных попутчиков; б) рассказчика.
Комментируем проблему

Слайд 57

Исследуем текст
Оставшийся путь до Москвы мы ехали молча: пили чай в гнетущей тишине, избегая смотреть в глаза друг другу, словно чувствуя за собой какую-то вину; отвернувшись, лежали на полках, а приехав, торопливо выходили из вагона, прощаясь, кивали с облегчением, словно покидали тесную камеру, в которой вдруг стало нечем дышать… Почему при обилии глаголов и глагольных форм в этой картине нет динамики? Почему время как бы «сгустилось» в одном предложении? Зачем автор использовал этот приём? Как данный приём помогает понять авторскую мысль? Сделайте вывод о выразительной функции глаголов несовершенного вида. Какова роль художественных средств выразительности в этом предложении?
Лингвистический анализ - комментарий - авторская позиция

Слайд 58

Финал текста
В отличие от фоновых описаний, предлагаемых началом текста, описания, предлагаемые его концом, как правило, лаконичны и прежде всего передают эмоциональное состояние, чувства персонажей. Набор языковых средств и само выделение последнего предложения в абзац нацелено на усиленное экспрессивно-эстетическое воздействие на читателя. Задание. Докажите справедливость данных тезисов, проанализировав финал рассказа. (57) Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол. (58)Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. (59) «Все бабушки одинаковые», - подумал я. (60)И картинка вдруг расплылась ...

Слайд 59

Образ рассказчика
Каким видится вам сам рассказчик ? (Душевным, чутким, сострадательным: его сердце глубоко тронула эта драматическая история). Докажите данную мысль, обратившись к тексту.

Слайд 60

Проверяем восприятие текста
Рассказчик нарисовал точный портрет случайной пожилой попутчицы , и читатель, еще не знакомый с ней, воспринимает новую пассажирку как человека (какого?)…... Автор поднимает проблему разрыва поколений и неизбежно связанной с ней утраты важных нравственных качеств (каких?) – …… Уроки своей бабушки рассказчик воспринимает как ценное наследство, которое старается не потерять, потому что….. «Все бабушки одинаковые». К концу чтения с этим уже нельзя не согласиться, так как…. В любви находят для себя ответ на все вопросы обе бабушки, и обе они невольно вызывают расположение. Петька же, обделённый этим чувством, -…. Каждый человек волен выбирать свою дорогу, но дело только в том, …… Петька пошел тем путём, который….. В рассказе показана большая человеческая драма: (в чём она заключается?)….. Внук Петя лишен не только чувства любви, но и ……

Слайд 61

Художественный текст. Проблема

Слайд 62

Ключевая роль проблематики в произведении
Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, запечатлеваются размышления и переживания писателя, тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблематики читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные «аргументы» за и против той или иной жизненной мироориентации. В ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир. Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности.

Слайд 63

Три блока проблем
Проблемы, связанные с духовным развитием человека Предметом осмысления в таких текстах выступают факторы, способствующие или препятствующие полноценной социализации человека (семья, школа, цели образования, социально-политические условия, государственная идеология, нравственные идеалы, национальные традиции, герои времени, персонажи произведений и т.д.) Человек рассматривается как объект различных политических, социальных, культурных, национальных, семейных влияний.

Слайд 64

Проблема нравственной ответственности человека. Ответственность перед личными идеалами (мечтами, целями, нравственными принципами); близкими людьми (родителями, друзьями, соратниками, членами учебного или трудового коллектива); обществом, воспринимающим те или иные воздействия социально значимой личности (учёного, политического лидера, писателя, врача, педагога, известного артиста и т.д.) родиной, которая рассматривается как историко-культурный феномен, обеспечивающий единство граждан и жизнеспособность народа. природой, воплощающей жизнь и красоту, а потому предметом рассмотрения могут быть как проблемы собственно биологического существования (человечество разрушает земную обитель), так и аспекты духовности (равнодушие к красоте приводит к духовному оскудению человека, к утрате нравственных начал, без которых существование людей невозможно).

Слайд 65

Проблемы, связанные с нравственным выбором личности Предмет анализа в текстах этой группы мотивы, обусловившие принятие того или иного решения; последствия сделанного выбора; нравственная самооценка с позиций общечеловеческих ценностей. Акцент делается не столько на том, как поступает тот или иной человек, а на том, почему он так поступает.

Слайд 66

1. На какой (-ие) вопросы, заданные извне, автор отвечает своим текстом? (сформулированные вопросы - проблематика текста; необходимо выбрать ту проблему, по которой ученик сможет высказаться и привести убедительный аргументы) 2. Над каким вопросом (-ами) заставил меня задуматься автор? 3. Что является предметом обсуждения в данном тексте?
Если не удаётся сформулировать проблему текста...

Слайд 67

Чем определяется характер взаимоотношений между людьми? Из чего складывается добрая память о человеке? Что такое чёрная неблагодарность? Можно ли злом платить за добро? В чём настоящая красота любви? Почему важна преемственность поколений?
Может ли испортить человека беззаветная любовь? Почему самые ценные подарки - те, что не принадлежат материальному миру? От чего зависит моральный выбор человека?  Чем можно измерить нравственный уровень человека? и т.д.

Слайд 68

Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.п.
Глаголы, передающие мысли, особо важные автору Автор обращает внимание на…, заостряет, акцентирует внимание (на чём?)…, подчеркивает, выделяет, отмечает (что?), указывает (на что?) и т.п.
Проблема долга, нравственной ответственности человека перед близкими людьми
Блок проблем №2

Слайд 69

Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы?
С помощью композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин) композиционных приёмов (повтор, усиление, противопоставление, монтаж), которые служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте. типов речи; художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений; элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;

Слайд 70

Задание 20 Какое высказывание противоречит содержанию текста?
Петюша для бабушки – единственная отрада в жизни, её гордость и счастье. Петя осознает, как много бабушка сделала для него. Петр вырос здоровым и сильным, стал успешным во многом благодаря своей бабушке. Пассажиры в вагоне чувствовали свою невольную вину за боль, которую причинил внук бабушке.
Комментируем проблему

Слайд 71

Развиваем коммуникативные умения
«… Автор также обращает внимание читателя на то, что из нашей жизни, как надпись на старой открытке, стирается любовь. Читатель невольно задумывается о причине неблагодарности внука и приходит к размышлениям о том, действительно ли всепрощающая любовь – добродетель? Почему не всегда она может воспитать признательного и любящего человека? От чего это зависит? На эти вопросы каждому из нас предлагается ответить самостоятельно».
Восстановите предыдущую часть одного из комментариев к проблеме

Слайд 72

Обратите внимание!
Идея текста всегда связана с главным героем текста; или с основным событием текста. (Если поступки, поведение, высказывания героя безнравственны, то отношение автора к нему будет негативным.)

Слайд 73


бабушка
попутчики
рассказчик
внук Петя
Анализ взаимодействий системы образов как способ определения авторской позиции
Взаимная симпатия, доверие, уважение
Бесконечная любовь, забота, гордость

Эгоизм, чёрствость, бездушие, бессовестность

Слайд 74

Выберите из списка предложенных глаголов слово, наиболее точно определяющее позицию автора по проблеме безнравственного отношения внука к бабушке
призывает предупреждает осуждает иронизирует негодует обвиняет упрекает сожалеет восхищается

Слайд 75

Составьте развернутые метафоры или сравнения о чувстве долга, ответственности, благодарности, используя самые точные, на ваш взгляд, символы. Объясните выбор данных символов. Какие оценочные слова можно использовать в описании поведения Петра? В рассуждении о безответственном, бездушном отношении внука к бабушке используйте вопросно-ответную форму изложения; ряд риторических вопросительных предложений. Переделайте безоценочные предложения в эмоционально окрашенные с явно выраженной субъективностью: Нужно заботиться о стариках; каждый должен помнить свой долг перед старшим поколением и т.п.
Развиваем коммуникативные умения. Личностная позиция

Слайд 76

Повысить качество восприятия литературы - повысить нравственное здоровье людей. Д.Лихачев
Заботиться о тех, кому ты многим обязан, — естественное поведение порядочного человека. По отношению к старикам любовь может быть разной: любовь-благодарность, любовь-уважение, любовь-забота. Но она всегда должна быть действенной! Искренние слова благодарности и любви ценнее самых дорогих подарков и полезнее всяких лекарств. Все случаи подобной неблагодарности – преступление, потому что они просто убивают. Неблагодарность как действие ярче всего характеризует самого неблагодарного... Ведь нормальный человек никогда не сможет убедить свою совесть не помнить добро.

Слайд 77

…Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!" Ричард Бах

Слайд 78

Успехов Вам и Вашим ученикам!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва

Слайд 79

Цыбулько И.П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка.- ФИПИ, 2013 ЕГЭ-2013. Русский язык. Актив-тренинг (под редакцией Цыбулько И.П.): М., «Национальное образование», 2012 Жаркова Л.П. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы.- М.: Астрель, АСТ, 2003 Сборник «Элективные курсы (русский язык, литература) Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга». 2008 Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Комментарий к основной проблеме текста и аргументация собственного мнения: М., «Экзамен», 2012 Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Практикум. Работаем над комментарием к основной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: М., «Экзамен», 2011
Литература