Презентация - Формирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личности

Формирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личностиФормирование коммуникативной компетенции - залог успешной социализации личности







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

МБОУ «Гимназия №29»
«Формирование коммуникативной компетенции – залог успешной социализации личности»
Работу подготовила учитель высшей квалификационной категории Кашукоева Лариса Ильинична

Слайд 2

Актуальность
В условиях демократизации общества и динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и малоквалифицированного труда происходит становление новой парадигмы образования, которая должна соответствовать современным требованиям экономической системы в целом. На смену технократической парадигме образования приходит гуманистическая личностно ориентированная парадигма.
Технократическая парадигма
Личностно – ориентированная парадигма

Слайд 3

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».

Слайд 4

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова…»
Лев Васильевич Успенский

Слайд 5

Цель образования
создание условий для развития личностных качеств обучающихся, позволяющих осуществлять различные виды речевой деятельности в условиях социального взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоциумов и культур.

Слайд 6

Задача учителя
Воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно-компетентной личности.

Слайд 7

Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Слайд 8

Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты:
Лингвистическая компетенция
Социолингвистическая компетенция
Дискурсивная компетенция
Стратегическая компетенция
знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;
способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнёром по общению;
способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные, связанные и логические высказывания разных видов (статья, письмо, эссе и т.д.); предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от цели высказывания;
Вербальные и невербальные средства (стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась; такими средствами могут являться как повторное прочтение фразы и переспрос непонятого предложения, так и жесты, мимика, использование различных предметов;

Слайд 9

Компенсанаторная компетенция
Социальная компетенция
Социокультурная компетенция
Учебно - познавательная компетенция
развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении ипередаче информации
знание культурных особенностей, привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;
умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации, а также умение помочь другому поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания партнеров по общению.
развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность.

Слайд 10

В ходе работы реализуются следующие подходы:
Методологическим основанием деятельности по формированию ключевых компетенций школьников является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.
Коммуникативно-деятельностный подход, заключающийся в сотрудничестве учителя и ученика как равноправных участников образовательного процесса, коллективном сотворчестве в разных видах коммуникативной и познавательной деятельности.
Учебно-воспитательный процесс необходимо строить на основе кластерного подхода, т.е в тесном взаимодействии с социумом, общественностью, с другими образовательными и культурными учреждениями.

Слайд 11

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:
Опыт народной культуры. Знание языков общения, используемых народной культурой. Опыт межличностного общения. Опыт восприятия искусства.

Слайд 12

Основные формы учебной коммуникации.
Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности
Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика
Рассказывать Учебная беседа в парах
Спрашивать и задавать вопросы Учебная беседа в группах
Пересказывать Дискуссия
Сообщать Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы Ролевая игра
Критиковать Блиц-турнир
Доказывать и опровергать Защита проекта

Слайд 13

Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы:
Этапы 1 Э Т А п Умения, отрабатываемые под руководством учителя.
Этапы 1 Э Т А п - Готовность учащихся участвовать в урочном общении.
Этапы 1 Э Т А п - Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.
Этапы 1 Э Т А п - Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой.
Этапы 1 Э Т А п - Комментировать вопросы или ответы.
Этапы 1 Э Т А п - Делать сообщения.
Этапы 1 Э Т А п - Рассказывать логично и последовательно.

Слайд 14

Развитие школьной коммуникации.
2 Э Т А П Простота и чёткость речевого высказывания.
2 Э Т А П Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.
2 Э Т А П Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.
2 Э Т А П Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.
2 Э Т А П Умение использовать риторические вопросы.
2 Э Т А П Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.
2 Э Т А П Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

Слайд 15

Развитие школьной коммуникации
3 Э Т А П Умение вести беседу в паре, в группе.
3 Э Т А П Умение поддерживать беседу.
3 Э Т А П Умение вести конструктивный диалог.
3 Э Т А П Умение построить дискуссию.
3 Э Т А П Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Слайд 16

Виды заданий
Рассказ от первого лица. Рассказ от лица лисы, как она угощала журавля; Повествование от имени предмета. Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою) Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа) Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения)

Слайд 17

Правила ведения диалога:
Любое мнение ценно; Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего; Хочешь говорить- подними руку; Обращение начинается с имени; Критика должна быть тактичной; Голос - твой божественный дар, умей им владеть.

Слайд 18

Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:
Тренинговые вопросы Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий. Конструктивные вопросы. Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа. Альтернативные вопросы. Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его. Наводящий вопрос. Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Слайд 19

Человек должен быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ОБЩАЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!