Презентация - Психологические основы педагогической деятельности

Психологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельностиПсихологические основы педагогической деятельности






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Психологические основы педагогической деятельности
Бородавкина Т.Г, доцент кафедры ППОСО ИРООО

Слайд 2

Модель труда педагога (стороны):
Педагогическая деятельность (педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ педагогических действий) Педагогическое общение (информационная, социально-перцептивная, интерактивная, самопрезентация, аффективная стороны) Профессионально важные личностные качества (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогический такт, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия) Митина Л.М.

Слайд 3

Педагогические способности - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие успешность педагогической деятельности
Проектировочно-гностические способности (качества ________) Рефлексивно-перцептивные (качества__________) Н.В. Кузьмина

Слайд 4

Интегративные качества , определяющие успешность труда педагога
Педагогическая направленность Педагогическая компетентность Эмоциональная гибкость

Слайд 5

Педагогическая направленность –
устойчивая система мотивов, которая определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку: направленность на ребенка, ведущим мотивом которой является забота о максимальной самоактуализации его индивидуальности; 2) направленность на себя, выступающая как потребность в профессиональном самосовершенствовании; 3) направленность на все более глубокое овладение учебным предметом, который преподает учитель.

Слайд 6

Педагогическая компетентность
выражается через ее деятельностный компонент - умения

Слайд 7

Педагогическая деятельность
воспитывающее и обучающее воздействие на учеников, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа их саморазвития и самосовершенствования.

Слайд 8

Педагогическая деятельность
определяется психологическим (предметным) содержанием, в которое включается: мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт, результат

Слайд 9

Предмет педагогической деятельности
Организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия его развития

Слайд 10

Средства педагогической деятельности
Научные знания, при помощи которых формируется тезурус обучающихся

Слайд 11

Способы передачи социокультурного опыта
Объяснение Показ Совместная работа с обучающимися Практика обучающегося Тренинги

Слайд 12

Индивидуальный опыт ученика в совокупности его аксиологических, нравтственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих
Продукт педагогической деятельности

Слайд 13

Личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Результат педагогической деятельности

Слайд 14

Мотивация педагогической деятельности
Внешние мотивы: Мотив достижения Мотив престижности работы в ОУ определенного типа Мотив адекватности оплаты труда
Внутренние мотивы: Мотив ориентанции на процесс и результаты труда Мотив личностного и профессионального роста Мотив самоактуализации

Слайд 15

Мотив власти (потребность в доминировании)
Желание контролировать свое социальное окружение; Воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения, приказа; Побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами; Добиваться их сотрудничества; Убеждать других в своей правоте. Г.А. Мюррей (1938 г.) Н.А. Аминов

Слайд 16

Действия, соответствующие желаниям:
Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать; Подчинять, править, властвовать, попирать, судить, вводить нормы, диктовать условия, принимать решения; Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать; Очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду.

Слайд 17

В мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знания).

Слайд 18

Основные функции педагогической деятельности
Целеполагающие функции (ориентационная, развивающая, мобилизационная, информационная) соотносятся с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями; Организационно-структурные (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая) соотносятся с академическими, прецептивными, речевыми, коммуникативными способностями

Слайд 19

С функциями педагогической деятельности соотносятся педагогические умения (совокупность действий), выявляющие индивидуально-психологические особенности учителя (свидельствуют о его компетентности)

Слайд 20

Первая группа умений
— умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации; с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций; предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.

Слайд 21

Вторая группа
умений, отвечающих на вопрос «чему учить»: умений, отвечающих на вопрос «кого учить» умений, отвечающих на вопрос «как учить»:

Слайд 22

Третья группа
умения использовать психолого­педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; регистрировать процесс и результаты своего труда; оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

Слайд 23

4,5,6 группы умений
приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач; приемы, способствующие достижению высоких уровней общения реализовывать и развивать свои педагогические способности, управлять своими эмоциональными состояниями, овладевать педагогическим мастерством; осуществлять творческий поиск.

Слайд 24

7 группа
умения осознавать перспективу своего профессионального развития,

Слайд 25

8 группа
умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости

Слайд 26

9 группа
оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников: распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; видеть личность ученика в целом А.К. Маркова

Слайд 27


Индивидуальный стиль деятельности — индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности» (B.C. Мерлин).

Слайд 28

Индивидуальные стили труда учителя
Эмоционально-импровизационный (ЭИС). Эмоционально-методический (ЭМС). Рассуждающе-импровизационный (РИС). Рассуждающе-методический (РМС).

Слайд 29

Стиль педагогической деятельности
ее интегративная характеристика, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль учителя А.К. Маркова, А.Я. Никонова