Презентация - Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»

Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте
Гращенкова А.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22 имени героя России В.Е.Едаменко г.Приморско-Ахтарска Краснодарского края

Слайд 2

Цели урока: закрепить и обобщить знания учащихся о тексте и его признаках; систематизировать знания о средствах связи предложений в тексте. Задачи: в процессе работы с текстом повторить понятия: тема, идея текста; продолжить обучение конспектированию; закрепить знания в процессе работы с текстом.

Слайд 3

Слайд 4

Основные признаки текста
Заглавие
Тема
Идея
Завершённость
Связность
Стилевое единство
Цельность
Задание 1
Средства связи предложений
Способы связи предложений
Задание 3

Слайд 5

2,1,4,6,3,5,7,8
7,2,1,4,6, 5,3,8
3,1,2,8,6, 5,7,4

Слайд 6

Задание 2

Слайд 7

Сынишку в дом
он обвил, не оторвался
прижался, прилип
так
хозяин и хозяйка, дома
им
они
А я
Сделайте вывод о способе связи предложений в данном тексте

Слайд 8

Основные средства связи между предложениями в тексте
Лексические Грамматические
1. Лексический повтор 1. Личные местоимения
2. Однокоренные слова 2. Указательные местоимения (часто в сочетании с лексическим повтором)
3. Синонимы 3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
4. Антонимы 4. Союзы (чаще сочинительные)
5. Описательные обороты 5. Частицы
6. Слова, связанные как общее и частное (как разные наименования лица или предмета) 6. Вводные слова и конструкции
7. Слова, ассоциативно связанные друг с другом 7. Единство видо-временных форм глаголов
8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам
9. Синтаксический параллелизм
10. Порядок слов в предложении

Слайд 9

1) Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли как будто во сне.
1. Лексический повтор
Лексические средства
2) Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву.

Слайд 10

2. Однокоренные слова
Вот в таких делах и мыслях проявляется сущность героя. Совершая подвиг, он совсем не думает о героизме и не считает свой поступок героическим.
Лексические средства

Слайд 11

3. Синонимы
За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Только построился я неловко. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...
Лексические средства

Слайд 12

4. Антонимы
Сколько раз смерть стояла рядом, заглядывала ему в глаза! Но жизнь победила.
Лексические средства

Слайд 13

5. Описательные обороты
Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло: – Если это проклятое корыто не развалится на воде, – часа через два приедем, раньше не ждите.
Лексические средства

Слайд 14

6. Слова, связанные с каким-либо словом предыдущего предложения как общее и частное (или как разные наименования одного и того же лица или предмета)
1) Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона. 2) Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку. Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок. 3) Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом.

Слайд 15

7. Слова, ассоциативно связанные друг с другом
1. В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой. 2. А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий – пожалуйте в эшелон.
Лексические средства

Слайд 16

Грамматические средства
1. Личные местоимения
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше. – Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Слайд 17

2. Указательные местоимения (часто в сочетании с лексическим повтором)
1) Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника. 2) Тут и началось: через два месяца от ста сорока двух человек нашего эшелона осталось нас пятьдесят семь. Это как, браток?
Грамматические средства

Слайд 18

3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
1) Норма – четыре кубометра в день на душу, заметь, на такую душу, какая и без этого чуть-чуть, на одной ниточке в теле держалась. Тут и началось: через два месяца от ста сорока двух человек нашего эшелона осталось нас пятьдесят семь. 2) Вскорости перебросили нас, человек триста самых крепких, на осушку болот, потом – в Рурскую область на шахты. Там и пробыл я до сорок четвертого года.
Грамматические средства

Слайд 19

4. Союзы (чаще сочинительные)
1) Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда, дядя, знаете, что меня Ваней зовут?» И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. 2) Одному мне что надо? Краюшку хлеба и луковицу с солью, вот и сыт солдат на целый день. А с ним – дело другое: то молока ему надо добыть, то яичко сварить, опять же без горячего ему никак нельзя.
Грамматические средства

Слайд 20

5. Частицы
В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Жизнь Андрея Соколова постоянно требовала от него волевых усилий, мужества, стойкости. Каждый его поступок (а по сути – подвиг) вызывает не только сострадание, но и гордость, уважение. Разве мог он поступить иначе? Он, русский человек? (Наряду с частицей, показаны другие средства связи.)
Грамматические средства

Слайд 21

6. Вводные слова и конструкции
Из истории жизни Андрея Соколова автор отбирает то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Таким образом, цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере передает непоказное мужество, человеческую гордость и достоинство, которые были так под стать этому простому русскому человеку.
Грамматические средства

Слайд 22

7. Единство видо-временных форм глаголов
В гражданскую войну был в Красной Армии. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря.
Грамматические средства

Слайд 23

8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам
Кое-когда и мне от него перепадало: в дороге остановится, колбасы нарежет, сыру, закусывает и выпивает; когда в добром духе, – и мне кусок кинет, как собаке. В руки никогда не давал, нет, считал это для себя за низкое.
Грамматические средства

Слайд 24

9. Синтаксический параллелизм
«Судьба человека» – это повествование о судьбе человека, в которой отразилась судьба целого поколения русских людей. «Судьба человека» – это размышление о вечном торжестве жизни над смертью, добра — над злом.
Грамматические средства

Слайд 25

10. Порядок слов в предложении
Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься.
Грамматические средства

Слайд 26

(1)Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. (2)А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. (3)Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. (4) Так я его и внес. (5)Хозяин и хозяйка в аккурат дома были. (6)Вошел я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашел я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» (7)Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чем дело, засуетились, забегали. (8)А я никак сына от себя не оторву.

Слайд 27

Ресурсы
Грамматические средства связи предложений в тексте http://www.saharina.ru/metod/ege/theory/les5/ С.Хан. Ткань стиха http://www.mypishem.ru:8080/stihi/stihotvornye-parodi-i-podrazhanija/tkan-stiha.html Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2001. Педчак Е.П. Русский язык. Серия ЕГЭ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. Книга http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/k/knig/kniga22.png На заметку http://s60.radikal.ru/i167/0809/09/2de75a8025ea.png Справка http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/k/knig/kniga121.png Справка http://s55.radikal.ru/i147/0902/ee/ff962c65118d.png Мандельштам http://www.rvb.ru/mandelstam/02archive/rgali/img_72dpi/rgali_f2867op1d70l4.jpg Ахматова http://900igr.net/datas/literatura/Urok-Rekviem-Akhmatova/0006-006-Urok-Rekviem-Akhmatova.jpg Облака http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/594/73594673_.b4a7dfc4d896d92bd1c91eb18929b8b%20(1) Звёзды http://irvingwaldman1.files.wordpress.com/2010/03/cluster_m1032.jpg Дождь http://gorod.tomsk.ru/uploads/56317/1305399848/30e506bab55379c1f556173526655571.jpeg Роса, паутина http://copypast.ru/uploads/posts/thumbs/1273385558_0_3d14_17624339_xl.jpg Репрессии http://www.sbor.ru/news/img/5275-full.jpg Фрагмент фильма «Судьба человека» http://img-fotki.yandex.ru/get/5300/dinka-ya.6/0_4107f_dfc103c6_L Сосна http://vershinahome.narod.ru/lib7/page7.8.files/image003.jpg Ткань http://www.ahkoverchik.info/images/stories/blog/other/utok.jpg Ткань голубая http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/44774248.136/0_68680_7edb2087_XL Рукопись 1 http://bse.sci-lib.com/pictures/18/10/211271581.jpg Книга, свеча http://img.liveinternet.ru/images/attach/4/18941/18941636_3web.jpg Bob James - Earl Klugh «Miniature» (скачать mp3) http://www.brainmusic.ru/INSTRUM/5/Miniature.MP3