Презентация - Совершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьников

Совершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьниковСовершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьников







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Совершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьников
Опыт работы учителя начальных классов МОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.И.Тенищева с. Александровского Ставропольского края Барковой Любови Викторовны

Слайд 2

Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Цель:
Развитие способностей школьников к теоретическому анализу языкового материала, творческой активности учащихся, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса познавательной деятельности, способности саморазвития и самореали- зации личности.

Слайд 4

Задачи:
Воспитывать эстетически развитого читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. Способствовать формированию навыка беглого чтения как важнейшего условия развития языкового чутья, развития речи. Учить понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, вырабатывать внимание к своей и чужой речи, потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Развивать грамматическое мышление, навыки самоконтроля.

Слайд 5

Слайд 6

Памятка ученика
«Учись читать правильно» Следи, чтобы слова двигались по строчке. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. При чтении будь внимателен к каждому слову. Старайся понять, о чём читаешь. Читай ежедневно вслух и « про себя»

Слайд 7

Работа с родителями
Тематические родительские собрания Анкетирование Родителям в копилку (работа с памятками) Семейная презентация «Я читаю» Практические занятия с психологом Праздник «Мама, папа, я – читающая семья»

Слайд 8

Упражнения для формирования навыков беглого чтения
Жужжащее чтение Ежеурочное пятиминутное чтение Зрительные диктанты Чтение в темпе скороговорки Динамическое чтение Комбинированное чтение (учитель – ученик) Орфографическое чтение Чтение-канон (за хорошо читающим учеником) Чтение цепочкой Чтение до первой ошибки
Чтение «спотыкаясь о камушки» (обращение на знаки препинания) Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста Перечитывание текста с новым заданием Чтение-канон (за хорошо читающим учеником) Единственное условие - работать каждый день

Слайд 9


Норма чтения: 85-100 слов в минуту целыми словами безошибочно
4 класс II полугодие январь
_______________________________________________________
(Фамилия имя ученика)
Как я читаю:
Способ чтения____________________________________________. Качество чтения – безошибочно (да, нет)___________________. Мои ошибки: замена, пропуск букв, искажение слов_________________. повторы слов и слогов________________________________. неверная постановка ударения_______________________. искажение окончаний в словах_______________________. 4. Понимание текста_________________________________________. 5. Выразительность чтения (да, нет)___________________________. 6. Темп чтения - __________________ слов за минуту. Моя оценка:__________________________________________________. В этом месяце я прочитала следующие книги: ______________________________________________________________. ______________________________________________________________ (фамилия автора, название книги)

Слайд 10

Левченко Диана
Лист моих достижений
Умения и навыки 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Чтение по слогам
Чтение по слогам и целыми словами +
Чтение целыми словами + + +
Безошибочность (среднее число ошибок) 1-2 - - -
Выразительность О + + +
Умение отвечать на вопросы к тексту О + + +
Типичные ошибки (часто встречающиеся) Ударе ние - - -
Умение пересказать текст = О + +
Чтение наизусть (число выученных произведений) 6 10 12 20
Умение составлять отзывы о прочитанных книгах (письменные и устные) Устно О Устно + Письменно О Письменно +
Обозначения
+ - получается хорошо 0- небольшие затруд-нения =- получается с трудом ?- пока не получается

Слайд 11

Этапы работы с текстом
До начала чтения
В процессе чтения
После чтения

Слайд 12

Работа с прозаическим текстом
Работа с текстом до чтения
Цель- развитие такого важнейшего читательского умения, как интиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. 2. Дети читают про себя, затем вслух ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

Слайд 13

Работа с текстом во время чтения
Цель- достижение понимания текста на уровне содержания Дети самостоятельно читают текст про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения. 2. Чтение вслух по предложениям или наибольшим абзацам(2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) задаю уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращаю детей к их предложениям, как только текст даёт возможность их проверить.

Слайд 14

Работа с текстом во время чтения
3 . Задаю уточняющий вопрос на понимание содержания главы(фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста. 4. Такую же работу (шаги 1-3) провожу со следующим законченным фрагментом, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца. 5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях? Словарную работу также веду по ходу чтения

Слайд 15

Работа с текстом после чтения
Цель- достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста- чтение «между строк»). Ставлю проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк».

Слайд 16

Работа с текстом после чтения

2. Рассказываю о писателе. Беседую с детьми о его личности после чтения, а не до, поскольку именно после чтения произведения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. 3. Повторно обращаюсь к заглавию произведения и иллюстрации. Беседую о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. 4. Выполнение творческих заданий

Слайд 17

Виды творческих заданий на этапе работы с текстом после чтения
1. Приготовить мини-рассказ о своей любимой книжке. Принеси книгу в класс для выставки
После чтения стихотворе- ния Г. Новицкой «Книжки»

Слайд 18

2. Подготовить рассказ о своём друге
После чтения стихотворения В. Орлова «Кто первый»

Слайд 19

3 Нарисовать иллюстрацию и подписать словами из произведения
В. Осеева «волшебное слово»
Левченко Д. 2Б
В. Осеева «Волшебное слово»
Портнова А. 2 Б

Слайд 20

Нарисовать иллюстрацию и подписать словами из произведения
Отрощенко Н. 2Б
Рыбинцева А. 2Б

Слайд 21

4. Нарисовать эпизоды из любимых произведений, с которыми познакомились в течение года
Левченко Д. 3Б
Б. Житков «Про обезьянку»
В.Осеева «Волшебное слово»
Мисский Ю. 2Б

Слайд 22

5. Придумать и рассказать любимую смешную небывальщину
После чтения произведения С. Маршака «Я видел»
Шержукова Т. 3Б

Слайд 23

6. Изобрази, как представляешь
После чтения произведений о природе, о временах года
Работа в группах 4Б кл.
Мои ученики составляли портрет Осени, Зимы, Весны. Пробовали написать о них сказки, стихотворения. Получилось интересно, использовалось на уроках обобщения.

Слайд 24

7. Портрет героя
Русская сказка «Самое дорогое»
-Каждый ученик рисовал Лесного Деда, затем в классе проходил конкурс «Кто точнее?»
4 класс

Слайд 25

8. Написать мини-сочинение
Р
а
б
о
т
а
в
г
р
у
п
п
а
х
После чтения произведения Д.Б. Кедрина «Бабье лето» 4 класс

Слайд 26

9. Составить картинный план для пересска за
В.Ф.Одоевский «городок в табакерке» 4 класс

Слайд 27

Составить картинный план для перессказа
М.М.Зощенко «Ёлка» 4 класс

Слайд 28

10. Придумать продолжение разговора Пети и дедушки
Е.Пермяк «Для чего руки нужны
11. Придумать загадки, составить вопросы по прочитанным сказкам
Там чудеса… А. Шибаев, «Сказки просят»
12. Составить рассказ к иллюстрации
13. Нарисовать к загадкам отгадки. Подготовить другие загадки к конкурсу

Слайд 29

Проектная деятельность
Планирование

Слайд 30

Проектная деятельность
Диафильм по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Слайд 31

ОТСЛЕЖИВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Условные обозначения: «+» - реализовано. «о» - реализовано частично. «-» - не реализовано
№ п/п Критерии оценки. Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся
№ п/п Критерии оценки. Антонец Ан. Багомедов Б Глуховской К Левченко Д Лидванов М Макеев П Матвеев В Мещерякова Мисский Ю Отрощенко Портнова Рыбинцева Сотников Д Трущелёв Устинова К Шержукова Эркенова % обу чен нос ти % ка чее- ства
1. Понимание речи собеседника. + + + + + + + + + + + + + + + + + 100 100
2. Понимание прочитанных учителем текстов. + + + + + + + + + + + + + + + + + 100 100
3. Выделение основной мысли. + + + + + + о о + + + + о + + + + 100 82
4. Ответы на вопросы. + + + + + + + + + + + + о + + + + 100 94
5. Монологическая речь. + о + + + + о + + + + + о о + + + 100 76
6. Диалогическая речь. + о + + + + о + + + + + о + + + + 100 82
7. Списывание текстов. + + + + + + + + + + + + о о + + + 100 88
8. Изложение. + + + + + + о + + + + + о + + + + 100 88
9. Сочинение. + о + + + + о о + + + + о + + + + 100 76

Слайд 32

Технологическая карта контроля качества обучения учащихся по русскому языку ( развитие речи). Условные обозначения: «+» - реализовано. «О» - реализовано частично. «-» - не реализовано.
№ п/п Критерии оценки. Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся
№ п/п Критерии оценки. Антонец Ан. Багомедов Б Глуховской К Левченко Д Лидванов М Макеев П Матвеев В Мещерякова Мисский Ю Отрощенко Портнова Рыбинцева Сотников Д Трущелёв Устинова К Шержукова Эркенова % обу чен нос ти % ка чее- ства
1. Составление рассказа по сюжетным картам. + + + + + + + + + + + + о + + + + 100 94
2. Составление рассказа по заданной теме. + о + + + + о + + + + + о + + + + 100 82
3. Продолжение рассказа по заданному началу. + о + + + + о + + + + + о + + + + 100 82
4. Рассказ о себе. + + + + + + + + + + + + + + + + + 100 100
5. Рассказ о своих друзьях. + + + + + + + + + + + + + + + + + 100 100
6. Правильное проговаривание диалога-образца. + + + + + + + + + + + + + + + + + 100 100
7. Построение реплики: а) вопросительного характера б) побудительного характера + + + + + + о + + + + + о + + + + 100 88
8. Диалогическая речь. + + + + + + о + + + + + о + + + + 100 88

Слайд 33

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. «+» - реализовано. «0» - реализовано частично. «-» - не реализовано.
№ п/п Фамилия и имя учащегося Осмысление Осмысление Осмысление Практические действия Практические действия Практические действия
№ п/п Фамилия и имя учащегося разных точек зрения разных образов речевых характе-ристик способность изменить ход событий способность придумать завязку способность сочинить развязку по истории
1. Антонец А.Н. + + + + + +
2. Багомедов Б. + 0 0 0 + +
3. Глуховской К. + + + + + +
4. Левченко Д. + + + + + +
5. Лидванов М. + 0 + + + +
6. Макеев П. + + - + + +
7. Матвеев В. - 0 0 0 + +
8. Мещерякова + 0 0 + + +
9. Мисский Ю. + + + + + +
10. Отрошенко + + + + + +
11. Портнова + + + + + +
12. Рыбинцева + + + + + +
13. Сотников + + + + + +
14. Трушелев + + + + + +
15. Устинова К. + + + + + +
16. Шержукова + + + + + +
17. Фаткина + + + + + +
18. Эркенова + + + + + +
20.

Слайд 34

Технологическая карта выявления качества обучения учащихся по русскому языку. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. «+» -знания учащихся выше требуемой программы. «О»- знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе. «У»- освоен программой минимум. «-»- программой минимум не усвоен.
№ п/п Содержание модулей учебного предмета Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся Список учащихся
№ п/п Содержание модулей учебного предмета Антонец Ан. Багомедов Б Глуховской К Левченко Д Лидванов М Макеев П Матвеев В Мещерякова Мисский Ю Отрощенко Портнова А. Рыбинцева Сотников Д Трущелёв Устинова К Шержукова Эркенова Эл. % обу чен нос ти % ка чее- ства
1. Речь и ее значение. о У о + о о о У о о + о У о + о + 100 82
2. Деление текста на части. + у у + о о о у + + + о у о + + + 100 76
3. Озаглавливание текста. о у о + о о о у о о + о у о + о + 100 82
4. Изложение. о о о + о о о у о о + о у о + о + 100 88
5. Сочинение. о о о + о о у + + + о у о о + + 100 88
6. Составление плана текста. + о о о о о о о о + + о у о о + + 100 94
7. Речевая этика. о о о + о о о о о + + о у о + + + 100 94

Слайд 35

Формирование первичных исследовательских навыков учащихся по литературному чтению. «+» - реализовано. «0» - реализовано частично. «-» - не реализовано.
№ п/п Фамилия и имя учащегося Различение принадлежности текстов Различение принадлежности текстов выделение приемов, придающих тексту выделение приемов, придающих тексту Сравнительный анализ текстов по предложенному основанию
№ п/п Фамилия и имя учащегося к различным темам произведения к различным жанрам литературы изобрази-тельность вырази- тельность Сравнительный анализ текстов по предложенному основанию
1. Антонец А.Н. + + + + +
2. Багомедов Б. + 0 0 0 0
3. Глуховской К. + + 0 + +
4. Левченко Д. + + + + +
5. Лидванов М. + + 0 + 0
6. Макеев П. + + + + 0
7. Матвеев В. + + - + 0
8. Мещерякова + + 0 0 0
9. Мисский Ю. + + + + 0
10. Отрошенко + + + + +
11. Портнова + + + + +
12. Рыбинцева + + + + 0
13. Сотников 0 0 0 0 0
14. Трушелев 0 + 0 + 0
15. Устинова К. + + + + +
16. Шержукова + + + + +
17. Фаткина + + + + +
18. Эркенова + + + + +

Слайд 36

-99 % учащихся класса справились с нормой чтения. -Дети научились адекватно оценивать результаты своего труда. -Повысился уровень учебной мотивации и творческой активности. -Робкие и тревожные дети преодолели психологический барьер. -Средний темп чтения на конец учебного года в : первом классе – 45 слов в минуту во втором классе – 63 слова в минуту в третьем классе – 80 слов в минуту в четвёртом классе – 104 слова в минуту -Среднее количество ошибок при чтении составило на начало периода – 2,5 на человека, а на конец периода – 0.5 на человека
Итог моей работы

Слайд 37

Результативность работы

Слайд 38

Слайд 39

Формирование первичных исследовательских навыков учащихся по литературному чтению

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Спасибо за внимание!