Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Направления в развитии русской музыки.
Социальная тема.
Проявление народности.
Историческая тема.
Слайд 2
Русская музыка последней трети XIX века не осталась в стороне от веяний времени. Новую эру в развитии открыли композиторы кружка «Могучая кучка» - объединение, куда входили русские композиторы М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин.
Слайд 3
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881гг.)
Композитор создавал потрясающие по правдивости и меткости сцены из народной жизни, музыкальные портреты выходцев из крестьянской среды.
«Сиротка» - пример вокального творчества, монолог одинокого, бездомного ребенка.
Слайд 4
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908 гг.)
Принцип народности, изображение крестьянского быта, обращение к древним обрядам и песням, связанным со славянскими мифологическими преданиями о природе.
Опера-сказка «Снегурочка» любовно воспроизводит картины народного быта и календарных языческих праздников.
Слайд 5
Опера «Снегурочка»
Весенняя сказка Н. Римского-Корсакова
в 4 действиях с прологом, либретто композитора по одноименной пьесе А. Островского. Премьера состоялась в Петербурге, в Мариинском театре,
29 января 1882 г., под управлением
Э. Направника.
В оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин национального искусства.
Пролог оперы
Слайд 6
Образ Снегурочки
Образ Снегурочки раскрывается в прологе арией «С подружками по ягоду ходить» и ариеттой «Слыхала я, слыхала». В арии легкие, грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными, холодными напевами флейты, создавая пленительный облик юной девушки, такой земной, реальной, но холодной. Ариетта полна томления Снегурочки по людским песням.
Слайд 7
Обрядовая сцена «Проводы Масленицы»
Колоритная сцена состоит из ряда хоровых эпизодов народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать, привечать» — народного происхождения.
Слайд 8
Эскизы декораций к опере выполнял В. Васнецов
Слайд 9
Заречная слободка Берендеевка
Слайд 10
Палаты царя Берендея
Слайд 11
Эскизы костюмов Снегурочки и Леля
Слайд 12
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887 гг.)
Возросший интерес к русской истории, актуальность патриотической идеи единства и могущества страны нашли отзвук в опере «Князь Игорь».
Слайд 13
Источником для либретто, написанного самим автором при участии В.В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.
Слайд 14
История создания оперы
В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести, исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни.
Слайд 15
К. Коровин Плач Ярославны. 1909 год. Эскиз декорации к опере
Слайд 16
Половецкий лагерь Эскиз декорации И. Билибина
Слайд 17
Эскизы костюмов половцев
Слайд 18
«Половецкие пляски» Ослепительно красочные сцены плясок, сопровождаются хором.
Слайд 19
Лирико-психологическое начало в музыке
Петр Ильич Чайковский
Балет «Щелкунчик»
Слайд 20
Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве.
Слайд 21
Чайковский использовал традиции Глинки в раскрытии двух тем: лирической – как преодоление «злых чар» силой любви и человечности и трагической – как бессилие человека перед роковым стечением обстоятельств.
Слайд 22
Лирическая тема нашла отражение в балете «Щелкунчик».
Слайд 23
Балет «Щелкунчик» (1891-1892) написан по мотивам сказки немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Слайд 24
Сюжет рисует своеобразный мир детских образов, детских сказочных фантазий и игры. На рождественской ёлке дети Маша и Фриц получают в подарок чудесную куклу, которая может колоть орехи – Щелкунчика, но неожиданно мальчик ломает игрушку. После шумного детского бала Маша прокрадывается в гостиную, чтобы проведать своего любимца Щелкунчика, оставленного под ёлкой.
Слайд 25
Вдруг ёлка начинает расти, куклы на ней оживают, а из под пола вылезают мыши. Куклы перепуганы, часовой стреляет, зайцы-барабанщики бьют тревогу, пряничные солдатики строятся в ряды. Но мыши побеждают и жадно пожирают пряники.
Слайд 26
Тогда раненый Щелкунчик созывает старую гвардию – стройных оловянных солдатиков и сам становится во главе войска. Мышиный король вступает в единоборство с Щелкунчиком и уже готов убить его, но в этот момент Маша бросает в короля башмак.
Слайд 27
Щелкунчик, воспользовавшись замешательством врага, пронзает его шпагой. Мышиное войско разбегается.
Слайд 28
Щелкунчик превращается в прекрасного принца и увозит Машу в сказочное королевство сладостей – Конфетюренбург, где разворачивается грандиозная праздничная феерия.
Слайд 30
Тема «Человек и рок» в музыке
Петр Ильич Чайковский
Опера «Пиковая дама»
Слайд 31
Прослушайте оркестровое вступление к опере «Пиковая дама». В нем - основная идея оперы. Постарайтесь зафиксировать свои ощущения, и по ним определить, какие темы поднимает Чайковский.
Интродукция
Слайд 32
Столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности. В опере слышится “и смятенная, тревожная эпоха, и столь же смятенная, встревоженная душа художника”. Противоречия внутри героя (в душе Германа) – основной конфликт оперы. Мрачная, жуткая тема роковой навязчивой идеи о трех картах и светлая, проникновенная тема любви.
Слайд 33
Прочитайте либретто оперы Чайковского “Пиковая дама” и заполните таблицу.
Слайд 34
Эскизы костюмов к опере
Герман стал воплощением искренности чувств;
Лиза из бедной родственницы стала внучкой богатой графини;
Граф Елецкий – жених Лизы, любящий свою невесту;
Старуха-графиня воплощение мрака, удушливой атмосферы роковой тайны, смерти.
Слайд 35
Сцена в спальне графини
Герман тайно проникает в спальню к графине и, скрытый от взоров старухи, оказывается невольным свидетелем ее воспоминаний о молодости. Символом прошлого становится старинная песня на французском языке.
Слайд 36
Герман и призрак Графики
Больное воображение Германа рисует картину смерти графини, причиной которой он стал, требуя назвать три карты. Появляется призрак графини, произносящей названия трех заветных карт: «Тройка, семерка, туз». Музыкальная тема Пиковой дамы на нисходящей гамме у кларнетов вносит ощущение мертвенного оцепенения, застылости.
Слайд 37
Свидание Лизы и Германа на набережной Зимней канавки
Бред Германа о «грудах золота» открывает Лизе, кто убийца графини и от отчаяния она бросается в воду.
Ариозо Лизы
Слайд 38
Игорный дом. Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!»
Две карты, поставленные Германом по подсказке призрака графини выигрывают. Упоение победой и жестокая радость звучат в арии Германа.
Однако, третья карта оказывается не тузом, а пиковой дамой.
Обезумевший Герман видит призрак графини, ее издевательскую улыбку: он не составил счастья Лизы, а погубил ее. Он закалывается, проклиная старуху.
Слайд 39
Финал оперы
В просветлении последних минут Герман помнит только о Лизе, его богине, чистом ангеле. Он любит ее, как любил прежде... Занавес медленно падает. На органном пункте тромбонов и контрабасов скрипки широко запевают тему любви. Мягкое звучание всего оркестра мало-помалу затихает в просветленной печали.