Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Духовные и нравственные качества Герасима (по повести И.С. Тургенева «Муму»)
Учитель литературы МБОУ СОШ №2 станицы Каневской Каневского района Краснодарского края
Бутенко Наталья Владимировна
Слайд 2
Цели: - показать духовные и нравственные качества главного героя; - учить сочувствовать чужой беде, умению помочь, утешить.
Слайд 3
Анализ прочитанного во второй главе.
Назовите пять героев повести, с которыми мы вновь встречаемся во второй главе?
Можно ли утверждать, что отношения между героями строятся все по той же схеме «власть имущие и угнетенные»? Докажите примерами из текста.
Каким может быть план второй главы?
Слайд 4
Анализ прочитанного по плану:
1. Каприз барыни.
2. Обязанность дворецкого – выполнять приказ.
3. Безразличный Капитон.
4. Забитость Татьяны.
5. Герасим. Его отношение к происходящему.
Слайд 5
Каприз барыни.
Случайно или с определенной целью задан вопрос барыней о Капитоне?
Слайд 6
Поведение Гаврилы.
Можно ли догадаться, что думает Гаврила?
Почему Гаврила предпочел молчаливое согласие возражению? Почему он заранее согласен во всем с барыней? Почему такое угодничество? Какую роль играет в речи частичка «с»?
Слайд 7
Безразличный Капитон.
С какой целью автор вводит в текст описание раздумий дворецкого перед беседой с башмачником?
Сравните интонацию и тон диалога Гаврилы с барыней и диалога Гаврилы с Капитоном. Что можно отметить?
Почему дворецкий передразнивает речь Капитона, иронизирует, раздражается, слушая речь Капитона?
Слайд 8
Татьяна.
Что можно сказать о характере Татьяны?
Слайд 9
Духовные и нравственные качества Герасима.
Поверил ли он в пьянство Татьяны?
Как можно объяснить его угрюмость?
Почему именно в день свадьбы с реки Герасим вернулся с разбитой бочкой?
Что в поведении Герасима заставляет бояться дворецкого Гаврилу?
Слайд 10
Обобщение.
Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно, так же как и привязанность героя к крестьянскому труду. И первой в этом виновата барыня.
В России XIX в. было много жестоких крепостников-самодуров. Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать все, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим.