Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Анализ стихотворения
Усанова Н.Н.,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ « СОШ №13»
Слайд 2
План разбора стихотворения
Дата написания.
Реально-биографический и фактический комментарий.
Жанровое своеобразие.
Идейное содержание.
Ведущая тема.
Основная мысль.
Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
Внешнее впечатление и реакция на него.
Преобладание общественных или личных интонаций.
Структура стихотворения.
Слайд 3
Основные изобразительные средства
Метафора,
сравнение,
аллегория,
символ,
гипербола,
литота,
ирония (как троп),
сарказм,
перифраза.
Слайд 4
Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур
эпитет,
повтор,
антитеза,
инверсия,
параллелизм,
риторический вопрос,
обращение и восклицание.
Слайд 5
Основные особенности ритмики
Рифма(мужская, женская) и способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).
Строфика.
Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
Слайд 6
План разбора стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения, когда написано, по какому поводу, кому посвящено.
3. Тема, идея, основная мысль, о чем стихотворение . Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
1). Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
2). Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
Слайд 7
Художественные приёмы
Ямб U┴
Хорей ┴U
Анапест UU┴
Амфибрахий U┴U
Дактиль ┴UU
Дольник
┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.
1.Ритм стиха, стихотворный размер:
Слайд 8
2.Перебои ритма
Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:
О как на склоне наших дней 8 слогов
Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма
Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов
Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма
Слайд 9
3.Рифмы,анафоры
Рифмы
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
Слайд 10
4.Переносы,звуковые повторы
Переносы. Значение переносимого слова подчёркивания, на нём делается смысловой акцент:
Знали бы вы,
Ближний и дальний,
Как головы
Собственной жаль мне-
Бога в орде!
Степь, каземат-
Рай – это где
Не говорят!
Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.
И крутится в моём мозгу:
Мазурка, море, смерть, Марина
Слайд 11
5.Композиция, лексика
Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическою
- архаизмы, устаревшие слова
неологизмы, слова, созданные автором / «громкокипящий кубок»/
Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
- сам автор
- рассказ от лица персонажа
- автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.