Презентация - Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»


Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru
Управление образования Брянской городской администрации

Слайд 2

Анализ стихотворения А.К.Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»
Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Слайд 3

Прочитайте внимательно стихотворение
Где гнутся над омутом лозы... Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"

Слайд 4

Жанр стихотворения

«Где гнутся над омутом лозы…» — небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Стихотворение Алексея Константиновича близко к немецким романтическим балладам. В них также преобладали сюжеты фантастические и страшные. По-видимому, особенно сильное влияние на поэта оказали два знаменитых сочинения — «Лесной царь» Гете и «Лорелея» Гейне.

Слайд 5

Лирический сюжет стихотворения

Ее сюжет легко умещается в пару строк: мать засыпает на берегу водоема. Пока она наслаждается сном, ее сын слышит голоса стрекоз. Насекомые завлекают мальчика, зовут его за собой. Финал произведения остается открытым. Неизвестно, отправился ли ребенок вслед за насекомыми и погиб или мать успела вовремя проснуться.

Слайд 6

Лирический сюжет стихотворения

По мнению поэта и критика И. Анненского, все, что слышит мальчик от стрекоз, — исключительно плоды его воображения. Поэтому у Толстого получается лучший вид баллады — сказочное предстает перед читателями практически в качестве реальности, а демонстрируется оно посредством описания фантазий героя. Самым прекрасным моментом произведения Анненский считает приманчивую песню стрекоз.

Слайд 7

Структура стихотворения

Стихотворение построено довольно просто: четыре четверостишия, первое – вводное, а последующие – песнь, призыв хоровода стрекоз. Всё стихотворение написано с помощью трёхсложного размера – амфибрахия и перекрёстной рифмы.

Слайд 8

Анализ содержания стихотворения

Автор ведёт рассказ о каком-то спокойном месте, где летом стрекозы «ведут весёлый хоровод» и взывают своими песнями к ним присоединиться. Создаётся ощущение жаркого полудня в тени деревьев на берегу реки, где толпой резвятся эти чудные насекомые, завлекая освежиться в прохладном омуте.

Слайд 9

Анализ содержания стихотворения

После прочтения стихотворения проникаешься умиротворённым настроением уставшего от жары мальчика, который пытается себя как-то развлечь в летней полуденной тиши. Ему мерещатся весёлые танцы и песни стрекоз, он словно хочет присоединиться к ним, но не решается, да и непонятно, куда они могут затянуть.

Слайд 10

Изобразительно-выразительные средства стихотворения

Толстой использует различные приёмы, чтобы полностью передать чувства и настроение. Например, олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» помогает создать абсолютно живой образ насекомых, действительно с тобой разговаривающих.

Слайд 11

Изобразительно-выразительные средства стихотворения

Сравнение «крылышки точно стекло» помогает красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз. Встречается несколько повторов: «Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт…», «Дитя, подойди к нам поближе,…, Дитя, подойди, подойди же…». Эти приёмы в полной мере передают нам атмосферу стихотворения.

Слайд 12

Интернет-источники


http://img-fotki.yandex.ru/get/6113/51290040.14/0_9091d_52146910_XL.jpg https://www.chitalnya.ru/upload3/278/920769da20ac22abeefced984fdf1596.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6718/212954392.63/0_f4555_f670d3ea_XL.jpg 4.https://s.poembook.ru/theme/9b/2e/38/f91a874364d6d29c080d889a6ab0ebc0e1.jpeg 5. http://www.artinheart.ru/upload/posts/Oleg%20Timoshin_img001%20(5).jpg 6. http://bytrina11.ru/wp-content/uploads/2012/06/Iyulust.jpg 7. http://www.stihi.ru/pics/2011/11/26/4025.jpg 8. http://www.art-catalog.ru/data_picture_2016/picture/1359/21801.jpg 9. http://artistina.ru/wp-content/uploads/2015/08/A011-%D0%9B%D0%B0orrecta.jpg 10. http://intpicture.com/wp-content/uploads/2011/11/big_515.jpg