Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Методика работы над лирическим стихотворением на уроке литературного чтения
в начальных классах.
Анализ стихотворений
С.А. Есенина.
Слайд 2
Цель и задачи :
Повторение понятия лирическое стихотворение; плана анализа лирического стихотворения.
Развитие навыков и умений проводить исполнительский анализ лирических стихотворений.
Воспитание интереса к изучению произведений С.А.Есенина.
Слайд 5
Автор л и р и ч е с ко г о п р о и з в е д е н и я выражает внутренний мир человека, процесс мышления и переживаний в развитии.
Художественным содержанием лирического произведения является то, что скрыто от внешнего наблюдения, т. е. духовная жизнь человека, художественно осмысленная поэтом. Основная функция языка лирического произведения заключается в выражении внутренних субъективных чувствований, поэтому на 1 план выдвигаются переносные и иносказательные значения речевых элементов и образные возможности языка.
Слайд 6
При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся творческое воображение. К восприятию лирического произведения д.б. подготовлена в 1 очередь
эмоциональная сфера детей.
Методика рекомендует на подготовительном этапе урока использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, фотографии, т. е. объекты, которые могут повлиять на эмоциональное состояние, вызвать настроение.
Слайд 7
При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель (можно наизусть).
При анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно- выразительных средств языка.
Слайд 8
«Картина стихотворения» – это картина переживания лирического героя. Каждая из её деталей – это эмоционально-пластическое описание предметов, связанных с противоположными эмоциями лирического героя.
Иногда она представляет ушедший в подтекст портрет лирического героя,
имеющий определённую
эмоционально-эстетическую окраску. Лирический сюжет можно определить как «историю» противоречивого
переживания героя.
Статья «Словесная музыка»
Слайд 9
Анализ программ преподавания литературного чтения в начальной школе показывает, что конечная цель формулируется, как формирование читательских
умений и навыков.
В частности, В.А.Лазарева, работающая в Институте инноваций в образовании им. Л. В. Занкова, пишет: «Цель курса «Литературного чтения» в начальной школе — нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики, анализа художественного текста».
Слайд 10
На уроках литературного чтения
учитель должен добиваться:
единства выразительного и
изобразительного начал;
- движения чувств, настроения детей;
- понимания поэтичности слова, его многозначности;
- выделения главной мысли стиха.
менять темп и способ чтения
в зависимости от задач;
- ориентироваться в тексте, находить повествование, описание, рассуждение;
Слайд 11
На уроках литературного чтения
учитель должен добиваться:
- уметь пересказывать текст кратко;
- различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, басню, рассказ;
- объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку;
- передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и своё внутреннее видение картины.
Слайд 12
Сергей Есенин — великий русский поэт, чьё неповторимое дарование
уходит корнями в глубины
народного мироощущения.
Поэзия Есенина хронологически
вписывается в эпоху Серебряного века. Особого внимания заслуживает вопрос об изучении С. Есенина как детского писателя в 1—4 классах.
Есенин придавал большое значение именно
юному читателю.
Слайд 13
Этапы работы на уроке:
познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами;
раскрыть смысл стихотворения;
учить анализировать поэтическое произведение;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии;
прививать любовь к природе.
Слайд 14
«Мои стихи – моя биография», - писал о себе поэт.
Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало С.Есенину на протяжении всего его пути – и в жизни, и в литературе. Лирический герой Есенина очень близок мироощущению автора.
Без Есенина трудно представить
уроки «родной речи», внеклассного чтения, в программу включены его стихотворения: «Берёза», «Пороша», «Поёт зима, аукает...»,
«С добрым утром!», «Черёмуха».
Слайд 15
(УМК «Школа России» и «Перспектива») Учащимся 3—4 классов после анализа творчества предлагается подобрать к стихотворениям Есенина произведения других поэтов и сделать сравнительную характеристику творчества.
Изучаются: «Колокол дремавший..», «Бабушкины сказки»,
«Нивы сжаты, рощи голы..»
Слайд 16
Для поэзии С. Есенина характерна особая художественная образность, наличие в стихотворениях множества непонятных детям слов(диалектизмы, образные выражения поэта. Основной задачей на уроках по изучению лирических произведений является
углубление непосредственного
эмоционального впечатления учащихся.
Учитель должен ввести учеников в мир авторских мыслей и чувств, постепенно совершить переход от единичного к обобщенному значению поэтического образа.
Слайд 17
В процессе анализа лирических произведений обучающиеся в начальной школе овладевают системой читательских умений, необходимых для полноценного
восприятия лирики.
На примере изучения творчества С.А.Есенина воспитывается патриотизм, любовь к родному, развивается чувство восхищения красотой родной природы,
Изучение творчества таких поэтов
в младших классах позволяет не только развивать когнитивные навыки, но и эстетические чувства, формировать положительное отношение к прекрасному на начальном этапе
становления личности.