Презентация - Методика работы над лирическим стихотворением на уроке литературного чтения в начальных классах. Анализ стихотворений С.А. Есенина

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Методика работы над лирическим стихотворением на уроке литературного чтения в начальных классах. Анализ стихотворений С.А. Есенина.

Слайд 2

Цель и задачи :
Повторение понятия лирическое стихотворение; плана анализа лирического стихотворения. Развитие навыков и умений проводить исполнительский анализ лирических стихотворений. Воспитание интереса к изучению произведений С.А.Есенина.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Автор л и р и ч е с ко г о п р о и з в е д е н и я выражает внутренний мир человека, процесс мышления и переживаний в развитии. Художественным содержанием лирического произведения является то, что скрыто от внешнего наблюдения, т. е. духовная жизнь человека, художественно осмысленная поэтом. Основная функция языка лирического произведения заключается в выражении внутренних субъективных чувствований, поэтому на 1 план выдвигаются переносные и иносказательные значения речевых элементов и образные возможности языка.

Слайд 6

При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся творческое воображение. К восприятию лирического произведения д.б. подготовлена в 1 очередь эмоциональная сфера детей. Методика рекомендует на подготовительном этапе урока использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, фотографии, т. е. объекты, которые могут повлиять на эмоциональное состояние, вызвать настроение.

Слайд 7

При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель (можно наизусть). При анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно- выразительных средств языка.

Слайд 8

«Картина стихотворения»  – это картина переживания лирического героя. Каждая из её деталей – это эмоционально-пластическое  описание предметов, связанных с противоположными эмоциями лирического героя.  Иногда она  представляет ушедший в подтекст портрет лирического героя,  имеющий определённую эмоционально-эстетическую окраску. Лирический сюжет можно определить как «историю» противоречивого переживания героя.
Статья «Словесная музыка»

Слайд 9

Анализ программ преподавания литературного чтения в начальной школе показывает, что конечная цель формулируется, как формирование читательских умений и навыков. В частности, В.А.Лазарева, работающая в Институте инноваций в образовании им. Л. В. Занкова, пишет: «Цель курса «Литературного чтения» в начальной школе — нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики, анализа художественного текста».

Слайд 10

На уроках литературного чтения учитель должен добиваться: единства выразительного и изобразительного начал; - движения чувств, настроения детей; - понимания поэтичности слова, его многозначности; - выделения главной мысли стиха. менять темп и способ чтения в зависимости от задач; - ориентироваться в тексте, находить повествование, описание, рассуждение;

Слайд 11

На уроках литературного чтения учитель должен добиваться: - уметь пересказывать текст кратко; - различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, басню, рассказ; - объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку; - передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и своё внутреннее видение картины.

Слайд 12

Сергей Есенин — великий русский поэт, чьё неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения. Поэзия Есенина хронологически вписывается в эпоху Серебряного века. Особого внимания заслуживает вопрос об изучении С. Есенина как детского писателя в 1—4 классах.
Есенин придавал большое значение именно юному читателю.

Слайд 13

Этапы работы на уроке: познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами; раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать поэтическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии; прививать любовь к природе.

Слайд 14

«Мои стихи – моя биография», - писал о себе поэт. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало С.Есенину на протяжении всего его пути – и в жизни, и в литературе. Лирический герой Есенина очень близок мироощущению автора.
Без Есенина трудно представить уроки «родной речи», внеклассного чтения, в программу включены его стихотворения: «Берёза», «Пороша», «Поёт зима, аукает...», «С добрым утром!», «Черёмуха».

Слайд 15

(УМК «Школа России» и «Перспектива») Учащимся 3—4 классов после анализа творчества предлагается подобрать к стихотворениям Есенина произведения других поэтов и сделать сравнительную характеристику творчества. Изучаются: «Колокол дремавший..», «Бабушкины сказки», «Нивы сжаты, рощи голы..»

Слайд 16

Для поэзии С. Есенина характерна особая художественная образность, наличие в стихотворениях множества непонятных детям слов(диалектизмы, образные выражения поэта. Основной задачей на уроках по изучению лирических произведений является углубление непосредственного эмоционального впечатления учащихся. Учитель должен ввести учеников в мир авторских мыслей и чувств, постепенно совершить переход от единичного к обобщенному значению поэтического образа.

Слайд 17

В процессе анализа лирических произведений обучающиеся в начальной школе овладевают системой читательских умений, необходимых для полноценного восприятия лирики. На примере изучения творчества С.А.Есенина воспитывается патриотизм, любовь к родному, развивается чувство восхищения красотой родной природы, Изучение творчества таких поэтов в младших классах позволяет не только развивать когнитивные навыки, но и эстетические чувства, формировать положительное отношение к прекрасному на начальном этапе становления личности.