Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема: Ионная связь
Подготовила:
Коноплева И.Н.
Учитель химии
МБОУ «СОШ №5»
Слайд 2
Проверим упр.4 к §8
Атом кремния содержит в ядре 14 протонов и 14 нейтронов. Число электронов, находящихся вокруг ядра, как и число протонов, равно поряд-ковому номеру элемента. Число энергети-ческих уровней определяется номером периода и равно 3. Число внешних электронов определяется номером группы и равно 4.
Схема строения атома кремния: Si +14 )2)8)4
Слайд 3
Вопрос на засыпку:
Какую особенность в строении имеют атомы инертных газов (He, Ne, Ar)?
Атомы этих элементов практически не образуют соединений с другими атомами. С чем это может быть связано?
Слайд 4
Какие разные элементы!
Все остальные элементы
Имеют завершенные уровни,
не взаимодействуют с
другими атомами
Имеют незавершенные уровни, взаимодействуют с другими атомами, чтобы завершить
свои энергетические уровни
Кто это?
А это кто?
Слайд 5
Атомы элементов - металлов
Если мало электронов на внешнем уровне – атом стремится их отдать
Na +11 )2)8)1 Na+ +11 )2)8
атом натрия
ион натрия
Атомы элементов – металлов в ПС учебника обозначены
черным, а также зеленым цветом
Слайд 6
Атомы элементов - неметаллов
Если внешний уровень близок к завершению
(т.е. содержит 7, 6, или 5 электронов), атом стремится принять недостающие до 8 электроны
Cl +17 )2)8)7 Сl- +17 )2)8)8
атом хлора
ион хлора
Атомы элементов – неметаллов в ПС обозначены красным цветом
Слайд 7
Итак…
Атомы металлов имеют тенденцию к отдаче электронов с внешнего уровня
Атомы неметаллов имеют тенденцию к принятию недостающих до завершения внешнего уровня электронов.
Слайд 8
В периодах:
Металлические свойства ослабевают,
а неметаллические усиливаются, так как:
А) увеличиваются заряды атомных ядер;
Б) увеличивается число электронов на внешнем уровне;
В) число энергетических уровней постоянно;
Г) радиус атома уменьшается;
Д) способность к отдаче электронов ослабевает, а способность к принятию недостающих электронов возрастает.
Na Mg Al Si P S Cl
Слайд 9
Самый
Сильный
Неметалл!
В группах (главных подгруппах):
Металлические свойства усиливаются,
а неметаллические ослабевают, так как:
А) увеличиваются заряды атомных ядер;
Б) число электронов на внешнем уровне постоянно;
В) увеличивается число энергетических уровней;
Г) увеличивается радиус атома;
Д) способность к отдаче электронов возрастает, а способность к принятию недостающих электронов ослабевает.
Li
Na
K
Rb
Cs
Fr
F
Cl
Br
I
At
Самый
Сильный
Металл!
щелочные
металлы
г
алогены
Слайд 10
Если встретились металл с неметаллом:
Na0 – 1e Na+
Cl0 + 1e Cl-
Na0 + Cl0 Na+ + Cl- Na+Cl-
атом
атом
ион
ион
ионное
соединение
Слайд 11
Ионная химическая связь
это связь, образующаяся между
положительно и отрицательно
заряженными ионами.
Слайд 12
Алгоритм составления схемы образования ионной связи.
Разберите алгоритм составления ионной связи на стр.57 §9 учебника.
Пользуясь алгоритмом, составьте схемы образования ионной связи при взаимодействии: а) калия и кислорода; б) лития и хлора; в) магния и фтора.
Слайд 13
Подведем итоги:
1. Какие группы элементов мы выделили с точки зрения строения внешнего уровня их атомов?
2. Каким образом атомы металлов завершают свои уровни? А атомы неметаллов?
3. Как называются частицы, в которые превращаются атомы элементов, принимая или отдавая электроны?
4. Что такое ионная химическая связь,
в каком случае она образуется?
Слайд 14
Задание №1:
Сравните металлические свойства элементов, поставив вместо знак «<» или «>»:
Na K; Al Mg; Rb Sr; Na Cs; K Al
Сравните неметаллические свойства элементов, поставив вместо знак «<» или «>»:
S O; F P; Si C; P S; N O
Слайд 15
Проверьте себя:
Сравните металлические свойства элементов, поставив вместо знак «<» или «>»:
Na < K; Al < Mg; Rb > Sr; Na > Cs; K > Al
Сравните неметаллические свойства элементов, поставив вместо знак «<» или «>»:
S < O; F > P; Si < C; P < S; N < O
Каждый правильно поставленный знак – 1 балл
(всего 10 баллов!)
Слайд 16
Задание №2:
Расположите элементы в порядке уменьшения их металлических свойств:
а) Al, Na, K, B, Bа, Mg
б) Na, Rb, Mg, Ca, Cs, Al
Расположите элементы в порядке уменьшения их неметаллических свойств:
а) C, S, Si, O, P, Cl, F
б) Si, N, P, Cl, Br, As, S
Слайд 17
Проверьте себя:
Расположите элементы в порядке уменьшения их металлических свойств:
а) K > Bа > Nа > Mg > Al > B
б) Cs > Rb > Ca > Na > Mg > Al
Расположите элементы в порядке уменьшения их неметаллических свойств:
а) F > O > Cl > S > C > P > Si
б) N > Cl > Br > S > P > As > Si
2 балла за каждую полностью правильно
составленную последовательность (всего 8 баллов)
Слайд 18
Поставьте себе оценку:
Общее количество баллов за 2 задания – 18;
Подсчитайте набранное вами общее количество баллов за 2 задания.
Поставьте «5» за 15 - 18 баллов;
Поставьте «4» за 11 - 14 баллов.
Слайд 19
Поставьте на карточках “+”, если вы с этим утверждением согласны:
мне было комфортно на уроке я получил ответ на все интересую-щие меня вопросы я принимал активное участие во всех этапах урока я получил новые знания на уроке я работал в команде и помог ей
РЕФЛЕКСИЯ:
Слайд 20
Домашнее задание:
§10, составьте схемы образования ионной связи для элементов с порядковыми номерами:
а) 19 и 16; б) 12 и 35.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Слайд 21
Комплект уроков
«ВИДЫ ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ»
к учебнику О.С.Габриеляна для 8 класса
разработан учителем химии
МАОУ Лицей№33
«Физико-математический»
г.Ростова-на-Дону
Лоренц Ириной Григорьевной