Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Лекция 5.
Средства обучения русскому языку. Средства наглядности
Слайд 2
Средства обучения -
специально созданные материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников.
Слайд 3
Средства обучения – обязательный элемент оснащения кабинетов и их информационно-предметной среды.
Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью.
Слайд 4
Функции средств обучения
компенсаторная (средство организации и оптимизации учебного процесса;
инструментальная (воспитание культуры умственного труда);
адаптивная (расширяют количество и доступность различных источников информации);
информативная;
эстетическая.
Слайд 5
Средства обучения
Основные:
Школьные учебники по русскому языку (УМК).
Сборники упражнений, диктантов.
Словари, справочники, энциклопедии.
Наглядные пособия различных типов.
Электронные учебники, пособия.
Рабочие тетради.
Неосновные:
Раздаточные материалы.
Транспаранты.
Слайды.
Картины, репродукции.
Рисунки.
Слайд 6
Школьные учебники по русскому языку
Стабильные,
рекомендованные Министерством образования и науки РФ
Вариативные (альтернативные),
не рекомендованные МО, используются в отдельных классах, школах или еще только проходят апробацию и экспертизу
Слайд 7
Русский язык
Учебники под ред. Н.М.Шанского
С 1970 года
Слайд 8
Обновленные учебники под ред. Н.М. Шанского в 2 частях, рекомендованные ФГОС второго поколения
Слайд 11
Учебники углубленного изучения под ред. В.В. Бабайцевой
Слайд 17
Учебно-методический комплекс С.И. Львовой и В.В. Львова
С 2005 года
Слайд 18
С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. , рекомендованные ФГОС второго поколения
Слайд 20
Пособия, дополняющие учебники
Слайд 22
Вариативные учебники по русскому языку
Слайд 23
Учебники Г.Г.Граник и др.
Слайд 24
Учебник Н. Гольцовой, И.Шамшина
Учебники для старших классов
Учебник В.В. Бабайцевой
Слайд 25
УМК Власенкова А.И.,
Рыбченковой Л.М.
УМК Грекова В.Ф. и др.
Русский язык
Слайд 26
Г.Ф. Хлебинская. Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательных школ
Слайд 28
Методические пособия для учителя
Слайд 29
Технические средства
Компьютер, планшет; ноутбук;
Мультипроектор;
экран; классная доска; магнитная маркерная доска (флипчарт);
интерактивная доска;
видеоаппаратура;
телевизор, плоские панели;
магнитофон;
диктофон.
Слайд 30
Средства наглядности решают задачи:
Повышение познавательного интереса к уроку русского языка и к предмету;
увеличение возможности непроизвольного запоминания материала;
усиление мотивации обучения;
выделение главного в материале и его систематизация;
Слайд 31
мобилизация психической активности учащихся;
обеспечение конкретно чувственной опоры при изучении определений, правил;
увеличение объема учебного материала;
удобство предъявления и расположения учебного материала на уроке русского языка.
Слайд 32
Работа со СН включает 4 этапа:
Подготовка учащихся к восприятию (вопросы).
Демонстрация /или просмотр СН.
Обсуждение /или контроль.
Самостоятельная деятельность учащихся с включением ситуативных заданий.
Слайд 33
Средства зрительной наглядности:
Печатные:
таблицы (языковые, речевые, схемы, плакаты, опорный конспект);
тетрадь с печатной основой;
Экранные:
диапозитивы (слайды);
Транспаранты, подвижные таблицы;
диафильмы;
Слайд 34
Средства зрительной наглядности:
репродукции картин, картины;
фотографии;
раздаточный изобразительный материал (сюжетные и предметные рисунки)
презентации (без звука);
меловые рисунки
Слайд 35
Диафильм "Рассказы о пунктуации».
Видеофильм «Почему без запятых не сваришь и варенья».
Видеофильм «Как запятые медвежат подружили».
Видеофильм «Наш алфавит и немного истории».
Диапозитивы «Заимствованные слова».
Слайд 36
Транспаранты для составления таблиц и с материалами для упражнений к разделу "Имя существительное». Видеофильм "Лесное озеро». Транспаранты для воспитания речевого этикета.
Видеофильм «Если вы вежливы...»
Звуковое пособие для уроков развития речи.
Слайд 37
СХЕМЫ – ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ, ТАБЛИЦЫ
Слайд 38
Падеж Склонение Склонение
Разносклоняемые
Падеж 2-е 3-е
Разносклоняемые
Р.п. поля степи племени
Д.п. полю степи племени
Т.п. полем степью племенем
П.п. о поле о степи о племени
Языковая таблица
Слайд 40
СХЕМЫ – ОПОРЫ И И БЛОК - ОПОРЫ
Слайд 42
Из
До
С
А
без приставки
прилагательное
Опорный конспект представляет правило по опорным сигналам
Слайд 44
леонтьев.mp3
II спр.
I спр.
Автобус отправляется
Пересекает улицу
Предупреждает об
опасности
Останавливает
нарушителя
Ходим по городу
Ездим на автобусе
Держит курс
Переходит
улицу
Слайд 45
Средства звуковой (слуховой) наглядности:
грампластинки;
аудиозапись;
компакт-диски;
звуковые пособия
Слайд 46
Средства зрительно-слуховой наглядности:
диафильм со звуковым сопровождением;
кинофильмы, видеофильмы;
кино-;видеофрагменты;
компьютерные программы со звуковым сопровождением.
Слайд 47
Предметная наглядность
ПН - это использование материальных, вещественных объектов, символов, предметов в качестве средств наглядности в учебных целях: предметы, магнит (не с разными частями речи); игрушка (самодельная), человечки, подвижные гармошки-таблицы,человек, его действия (живые демонстрации).
Слайд 50
Определяем проблему урока
Запишите к каждому рисунку слово, называющее один такой предмет и много таких предметов.
ножницы
ножницы
Что вы заметили?
Для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма
множественного числа.
Слайд 51
Предметная наглядность помогает пониманию и запоминанию правила в занимательной форме
Слайд 52
Метод мест. Классное окно – предметный символ для двух правил.
Рама окна – деревянная,
ручка – оловянная,
стеклянный- …
Слева – с окна;
Влево – в окно
1)
2)
Слайд 53
Единственное
число И
Множественное число Я/А
Пятиклассники легко
запоминают
гласные в безударных
личных окончаниях
глаголов
2 спряжения,
если им показываешь
такой рисунок.
Ослик на картинке
кричит: «И-я-а».
Слайд 54
Красивее Туфля
Пуловер черпать
завидно Торты
Закупорить Свёкла
Арахис Банты Завитая
столяр Кашлянуть Жалюзи
Квартал Втридорога Баловать
Щавель Плесневеть Километр
Цепочка Сливовый Обеспечение
Танцовщица 1 Договор
2 Гофрированный
3
«Пьедестал почёта»
Орфоэпическая разминка, проводимая хотя бы раз в неделю в любом классе, поможет ученикам быстрее запомнить слова с верным ударением.
Слова на пьедестале расположены в зависимости от ударного слога. Начинать разминку можно с любой колонки слов. Главное, это делать нужно систематически, постепенно добавляя новые слова
Слайд 55
Кофе (м.р.)
(нескл.)
Шампунь (м.р.)
Р.п. шампуня
Т.п.шампунем
Тюль (м.р.)
Р.п. тюля
Т.п.тюлем
«Трудное мужское общество» в доме»
Забавные человечки, символизирующие названия
предметов домашнего обихода, помогают учащимся
лучше запомнить их род
Слайд 57
На рисунке собраны орфограммы «Буквы о,е,ё после шипящих и ц в различных морфемах». Рисунок условно делится на две части: на «небо», где живут буквы «е», «ё» и на «землю», где царствует буква «о». Антенны и трубы, молния – всё имеет своё значение (это ударение). Куст шиповника перед домом –
это шипящие согласные и буква ц. Круглые окошки – буква «о».
Дома – значимые части слова (суффиксы и окончания).
Радуга – корень слова.
Слайд 59
Мультимедийная наглядность
все фотоизображения;
анимация и 3D моделирование (без звука);
анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением);
аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.);
Слайд 60
видеофрагменты, или видеоролики;
аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.);
видеофильмы (художественные и документальные).
Слайд 61
Современные интерактивные средства наглядности обладают уникальными дидактическими возможностями. Они позволяют:
представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация;
контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
Слайд 62
активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
мобилизовать внимание обучаемого;
воспроизводить и комментировать информацию;
выходить в мировое информационное сообщество;
формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.
Слайд 63
Интерактивная наглядность- иллюстративный материал в виде моделей , схем, алгоритмов, статичных и динамичных таблиц, основанный на использовании компьютерных технологий, которые дополняются в совместной работе в интерактивном режиме
Слайд 66
Интерактивные схемы
Слайд 76
Гудилина, С. И. Наглядность в медиаобразовательных технологиях. / С. И. Гудилина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art.ioso.ru/vmuza/naglyadnost/naglyadnost.htm
[4]Живенкова, Н. Е. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы. / Н. Е. Живенкова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org
[5]Ипполитова, Н. А. Средства обучения русскому языку. / Н. А. Ипполитова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/ B358/B358Chapter1-4-12.php.
Гудилина, С. И. Наглядность в медиаобразовательных технологиях. / С. И. Гудилина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art.ioso.ru/vmuza/naglyadnost/naglyadnost.htm
[4]Живенкова, Н. Е. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы. / Н. Е. Живенкова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org
[5]Ипполитова, Н. А. Средства обучения русскому языку. / Н. А. Ипполитова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/ B358/B358Chapter1-4-12.php.
Слайд 77
Спасибо за внимание