Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Опорные таблицы по русскому языку как средство повышения эффективности освоения учебного материала»
Подготовила учитель нач.классов
Центра образования «Родник знаний»
Чекмарева С.А.
Слайд 2
Всем известно, чтобы рассуждать о чем-либо, надо иметь достаточное представление о предмете, о котором идет речь, обладать развитой речью.
Имея ограниченные возможности в общении, наши дети испытывают огромные трудности усвоения словаря, многообразия форм слов.
Словарный состав языка детей пополняется крайне медленно. Для ребят характерна слабая познавательная активность, хотя предпосылки ее развития сохранны. Чем раньше ребенка начинают обучать словесной речи, тем лучше такой ребенок будет ее усваивать.
Слайд 3
По мере овладения речью наши дети усваивают значение слов, приобретают способность адекватно пользоваться понятиями. Но количество ошибок в речи допускают очень много.
Например, при образовании множественного числа существительного, дети говорят ручка-много ручка или кошка-кошкаи. Это словотворчество наблюдается на начальных этапах обучения. Ошибки при образовании грамматических форм слов сглаживаются с годами обучения и развития мышления, усвоения языковых правил и закономерностей.
Слайд 4
Проблемой формирования речевой самостоятельности у младших школьников я стала заниматься после анализа ежедневных устных ответов, письменных заданий и контрольных работ моих новых учеников. Было выявлено, что ребятам трудно подобрать нужную форму слова, их высказывания бедны, односложны; узок словарь; дети не умеют работать с вопросительными словами, не понимают, как верно построить предложение при ответе. Ребята обнаруживали свою пассивность в приобретении новых знаний, слабую мотивацию к овладению языком.
Слайд 5
В процессе обучения количество таких ошибок уменьшается, но сохраняются ошибки, связанные с познанием исключений, особенностей языка.
Например, в русском языке при выражении грамматических значений нередко происходит изменение состава корня, например: собирать – собрать (глаголы несовершенного и совершенного видов) или бегу – бежать (1 лицо глагола и его неопределенная форма).
Слайд 6
Организуя работу по развитию речи, я тщательно отбираю дидактический иллюстративно-речевой материал, который будет использован на уроке. Употребляя слово в различных речевых конструкциях, подкрепляя речь наглядными пособиями, я помогаю понять смысл высказывания, облегчить его понимание и пополнить словарь ребенка. Уточняю, что обозначает это слово: предмет, действие предмета, его качество, свойство…
Мы знакомимся с новыми словами, систематизируем речевой материал, заносим его в специальные таблицы. Оформляется так называемая языковая наглядность, сгруппированная согласно вопросительным словам.
Например:
Слайд 9
Знакомясь с морфологией слов, ребята усваивают постоянные признаки различных частей речи: одушевленность, род, склонение, вид, спряжение, ... и их непостоянные признаки: падеж, число, полнота, краткость, время,... Таким образом, в индивидуальные тетради со справочным материалом по русскому языку включаются грамматические таблицы изменений часто употребляемых в речи слов. Таблицы на сопоставление различных форм позволяют обратить внимание учащихся на схожие и отличительные черты образования грамматического материала в речи и тем самым предупредить некоторые характерные для учеников ошибки.
Слайд 12
Грамматические таблицы служат ценным пособием, облегчающим запоминание или поиск нужных форм речевого материала. С помощью находящейся под рукой зрительной опоры - справочного материала ребенок учится грамматически правильному оформлению предложений, и это способствует детской речевой активности.
Слайд 13
Для обозначения конструкции предложений используются традиционное графическое изображение линий, соответствующих определенному члену предложения. Этот прием дает хорошие результаты при обучении синтаксису, способствует лучшему усвоению порядка слов в предложениях разного типа.
Слайд 14
Широко и уместно на занятиях используется наглядность – предметные и сюжетные картинки.
Наглядные пособия являются прекрасным средством для достижения целей обучения. Они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся, помогают составлению небольших высказываний на уровне фразы с опорой на языковой материал таблиц. При работе с иллюстративно-речевыми таблицами можно использовать такие приемы, как составление вопросов к изобразительному материалу, подбор собственных примеров, ответы на вопросы по содержанию рисунка, упражнения на подстановку, замену, дополнение и расширение образца.
Слайд 23
Целенаправленная работа по использованию иллюстративно-речевого материала в школе и дома помогла достичь определенных положительных результатов: у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к учению, повысился уровень самостоятельности, активности и правильности речи ребят. Дети привыкли работать со справочным материалом, их стала увлекать самостоятельная поисковая деятельность в различных источниках.
Слайд 24
Спасибо
за внимание!