Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Лекция 4.
Методы, приемы и технологии обучения
русскому языку
Слайд 2
План лекции:
Понятие о методах и приемах обучения русскому языку.
Классификация методов обучения по русскому языку.
Познавательные методы обучения русскому языку.
Практические методы (упражнения), их виды, система.
Слайд 3
Метод, приемы, технология обучения– компоненты методической системы, дидактические категории, отвечающие на вопрос: как учить.
Слайд 4
Под методом обучения понимается:
– способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения;
– путь организации обучающей и учебной деятельности.
Слайд 5
Элементом метода являются учебные действия: приемы преподавания и приемы учения.
Приемом называют действия учителя и учеников, которые ведут к более рациональному использованию метода работы учителя.
Слайд 6
Метод определяет направление и характер деятельности, прием конкретизирует действия учителя и учащегося.
Прием по отношению к методу выступает как видовое (узкое) понятие к родовому (широкое).
Слайд 7
Языковой разбор – это метод,
а фонетический (морфологический, синтаксический) разбор - это прием;
диктант – это метод, а объяснительный диктант, диктант по памяти – это приемы.
Слайд 8
Функции методов обучения:
образовательная;
развивающая;
воспитывающая
Слайд 9
Лернер И.Я.
Скаткин М.Н.
Концепция общедидактических методов Лернера и Скаткина
Классификация по уровню познавательной деятельности и самостоятельности учащихся:
Догматический метод;
репродуктивный;
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
проблемное изложение;
исследовательский метод.
Слайд 10
Проблемные методы обучения – овладение новыми способами действования
Проблемный вопрос – определять суть учебной проблемы , показывает область неизвестного знания;
проблемная ситуация – предъявление учебной проблемы; интеллектуальное затруднение;
Слайд 11
проблемная задача – организация учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными; это творческая задача, направленная на решение новых проблем, получение нового результата.
Слайд 12
проблемное задание – условие проблемной задачи, формирующее умения сравнивать, сопоставлять , систематизировать учебный материал.
Слайд 13
Исследовательские методы-
поисковая и познавательная задача;
метод проекта – использование научного подхода к решению учебной задачи с получением результата-продукта;
проектная задача – поиск и решение проблемы в сотрудничестве;
эксперимент.
Слайд 15
Интерактивные методы – диалоговые , взаимодействующие
дискуссия;
эвристическая беседа;
ролевые и деловые игры;
мозговой штурм;
беседа-диалог.
Слайд 16
Номенклатура методов богата и разнообразна и складывается из
общих методов: лекция, беседа, упражнение,
частных, присущих только одному предмету:
специфические для обучения русскому языку: грамматический разбор, диктант, изложение
методы лингвистической науки: метод наблюдений, анализ языка, метод аналогии
Слайд 17
Классификации методов обучения по русскому языку:
по источнику получения знаний
1) Концепция Л.П. Федоренко
теоретические
теоретико-практические
практические
грамматический разбор, наблю-дение, диктант, списывание, проду- цирование
рассказ, беседа, работа по учебнику
изложение, сочинение, составление плана, тезисов, конспектов
Слайд 18
2) Многоуровневая классификация методов обучения М.Т. Баранова
I уровень: от этапа освоения учебного материала:
(1 этап – овладение учащимися знаниями и умениями;
2 этап – отчет об овладении учащимися знаниями и умениями)
классы методов
методы обучения
Методы контроля
Слайд 19
Классификация методов обучения
М.Т. Баранова
Типы методов
Познавательные методы
Методы контроля за усвоением знаний
Практические методы
Методы контроля за сформирован-ностью умений
Слайд 20
Виды методов
сообщение учителя
беседа
сообщение ученика
списывание
подбор примеров
сочинение
Контроль
ный диктант
Слайд 21
Познавательные методы применяются при изучении языковых, правописных и речевых тем.
Познавательные методы Познавательные методы Познавательные методы Познавательные методы
А. Объяснительные
(дедуктивный путь познания) А. Объяснительные
(дедуктивный путь познания) Б. Эвристические
(индуктивный путь познания) Б. Эвристические
(индуктивный путь познания)
Сообщение учителя Самостоя-
тельный анализ лингвисти-ческого текста Беседа Самостоятельный анализ языкового (учебного) материала
Слайд 22
Выбор познавательного метода определяется:
задачами формирования познавательной активности учащихся.
наличием у школьников опорных знаний;
особенностями учебного материала;
Слайд 23
Объяснительные методы используются при изучении учебного материала следующих типов:
не опирающийся на ранее изученное (н-р,наречие как часть речи);
не членимого на четкие группы для наблюдения (употребление предлогов; слитное, раздельное и дефисное написание приставок в наречиях).
Слайд 24
Эвристические методы используются при изучении следующих типов учебного материала:
частично знакомого (не с глаголом);
вариативного (о, е в суффиксах и окончаниях существительных);
легко членимого на семантические или структурные группы (например, приставки пре- и при-; действительные и страдательные причастия).
Слайд 25
Сообщение учителя как метод преподнесения учащимся знаний в готовом виде заключается в связном перечислении существенных признаков изучаемого явления, которые должны быть усвоены школьниками.
в 11-13 лет воспринимают речь учителя 4-5 минут;
в 14 -15 лет воспринимают речь 5-7 минут.
Слайд 26
Самостоятельный анализ лингвистического текста как метод ознакомления с новым материалом требует установки на разбор его содержания при чтении.
Для этого необходимы вопросы и задания, которые помогают выявить существенные признаки изучаемого языкового явления.
Текст не должен превышать объема
4 -5 мин. для 5-7 класса;
5-7 минут – для 8-9 класса.
Слайд 27
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Тема: Суффикс (5 класс).
Какой частью слова является суффикс?
Для чего служит суффикс?
Какое место занимает он в слове?
Приведите примеры суффиксов.
Лингвистический текст
Вопросы и задания
Слайд 28
лингвистический текст
Слайд 30
К беседе как методу обучения необходимо иметь материалы для наблюдения и подготовленные вопросы.
Источником для наблюдений могут быть собственно языковой материал, таблицы, схемы, рисунки.
Слайд 31
Какие из данных слов обозначают предмет, а какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?
Мех шерсть серебро
Меховой шерстяной серебряный
Вопросы и материалы для наблюдения
Слайд 32
языковой материал
Слайд 33
таблицы
Окончания 2-го склонения
Окончания 2-ения
Ед. ч. Мн. ч.
И. -ø, -о/-е -ы, -и, -á, -я
Р. -а, -я -ов, -ев, -ей, ø
Д. -у, -ю -ам, -ям
В. -а, -я (одушевл., м.р.) -ø, -о, -е (неодушевл.) -ов, -ев, -ей (одушевл.) -ы, -и, -á, -я (неодушевл.)
Т. -о(ё)м, -ем -ами, ями
П. -е, -и (в здании) -ах, -ях
Слайд 40
Самостоятельный анализ учащимися языкового материала для наблюдений как метод требует от учителя разъяснения специфики этого материала, а от учащихся – поиска существенных признаков.
Слайд 41
Понаблюдайте!
Рассмотрите толковый словарик. Чем отличаются словарные статьи однозначных и многозначных слов?
Проверьте правильность ваших выводов, определив по словарю лексическое значение данных слов.
Однозначные: монолог, диалог, тюль.
Многозначные: золотой, огонек, расцвести.
§ 47. Сколько лексических значений имеет слово.
Слайд 42
Все познавательные методы равноправны и должны применяться в школе.
Учащиеся должны получать информацию из обоих источников: из лингвистического текста и из материала для наблюдений.
Детей нужно учить извлекать информацию из текста.
На это направлены познавательные УУД
Слайд 43
Методы
Проблемно-диалогические
Проблемно-диалогические
Тради
ционные
Постановка пробле-
мы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение учителя
Поиск решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог Сообщение знания
Слайд 44
Практические методы (упражнения) –методы формирования языковых, правописных и речевых умений.
Для проверки сформированности УУД предназначены типовые задания
Слайд 45
Для проверки сформированности умений служат методы контроля (контрольные упражнения).
Слайд 46
Упражнение – это вид работы по образцу.
Упражнение – это вид деятельности учащихся, ставящих их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний.
Слайд 47
Упражнение состоит из двух частей: 1 – задание, которое может быть предтекстовым и послетекстовым;
2 – собственно языковой или неязыковой (таблицы, рисунки) материал для наблюдений.
Упр. 448. Выпишите из текста слова с суффиксами –ушк- и -ишк-. Каково значение этих суффиксов?
Ветхая избушка Внукам - шалунишкам
Вся в снегу стоит. По колено снег,
Бабушка-старушка Весел ребятишкам
Из окна глядит. Быстрых санок бег. (А. Блок.)
Слайд 48
Задания могут быть одноцелевые и многоцелевые.
В многоцелевых выделяются:
1) задание , связанное с изученным материалом;
2) задание – дополнительное, связанное с повторением;
3) задание, связанное с развитием речи.
Слайд 49
Упр. 451. Определите, от каких слов образованы данные слова и каким способом.
Букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород, сыроватый, белизны.
Определите, какой тип задания предлагается в следующем упражнении:
Слайд 51
Определите, какие задания отражены в следующем упражнении:
Упр. 384. Подберите к данным словам однокоренные слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение. Обозначьте суффиксы.
Подчеркните непроверяемые гласные, а также сочетания согласных, между которыми буква Ь не пишется.
Укажите синонимы-прилагательные. Составьте с ними предложения.
Стол, гвоздь, карандаш;
Сын, голос, ветер,
Диван ,костюм, карман
Тема: Суффикс.
Слайд 53
Методы (упражнения) формирования умений и навыков Методы (упражнения) формирования умений и навыков Методы (упражнения) формирования умений и навыков
учебно-языковые упражнения
правопис-ные упражнения
речевые упражнения
Слайд 54
1.Группы учебно-языковых упражнений
Виды упражнения
1) Опознавательные (выделение отдельных языковых явлений); Доказательство принадлежности языкового явления к указываемому разряду.
Узнавание в дидактическом материале изучаемого языкового явления.
Подбор примеров.
Система практических методов
Слайд 55
2) классифика- ционные (нахождение групп, разрядов языковых и речевых явлений); Определение основы группировки языковых явлений.
Заполнение готовой таблицы примерами.
Распределение языковых явлений на группы по данной основе.
Группировка языковых явлений, данных вперемежку.
Составление таблиц и заполнение их примерами.
Нахождение и исправление ошибок в группировках.
Слайд 56
3) аналитические (полный разбор языковых или речевых явлений)
Фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы
Слайд 57
2. Группы правописных упражнений
1) нахождение орфограмм и пунктуационно-смысловых отрезков; Нахождение в словах опознавательных признаков орфограмм,
а в предложениях – пунктуационно-смысловых отрезков.
2. Называние всех орфограмм в словах или пунктуационно-смысловых отрезков в предложении.
Упражнения
Слайд 58
2) правильное написание слов с изученными орфограммами и правильная расстановка знаков препинания; Специальные:
1. Списывание (простое и осложненное).
2. Диктант (диктант полный, с изменением формы слов и выборочный, диктант по памяти, или самодиктант)
Неспециальные:
творческий и свободный диктанты; изложение; сочинение; конструирование; подбор слов на одну смысловую тему.
Слайд 59
3) обоснование выбора орфограмм и знаков препинания; Орфографический разбор.
2.Пунктуационный разбор.
Слайд 60
4) нахождение и объяснение орфографических и пунктуационных ошибок. Послоговое чтение написанного.
Нахождение ошибок по их условным обозначениям, сделанным учителем.
Самостоятельное нахождение ошибок в словах.
Слайд 61
1) некоммуника-
тивные (нормативные); Имитация, или подражание.
Образование форм слова.
Составление словосочетаний и предложений.
Переконструирование.
Составление словосочетаний и предложений со словами в определенном значении.
Подбор синонимов к данному слову.
Подбор слов на одну и ту же смысловую тему.
Лексический эксперимент.
3. Группы речевых упражнений
Слайд 62
2) коммуникатив-ные (связаны с работой над текстом). Осмысление темы будущего текста.
Собирание материалов к сочинению на заданную тему.
Систематизация собранных материалов. Составление плана.
Составление рабочих материалов.
Подбор языковых средств.
Создание текста на заданную тему: пересказ (изложение) и сочинение.
Редактирование учащимися написанного текста
Слайд 63
Типовые задания, формирующие УУД
Задания, направленные на личностные результаты
Задания, направленные на регулятивные УУД
Задания, направленные на познаватель-ные УУД
Задания, направленные на коммуникатив-ные УУД
Задания для определения достижения личностные, метапредметные, предметные результатов
Слайд 64
Задания, направленные на достижение личностных результатов.
система речевых упражнений, основанных на тексте: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование
Слайд 65
Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия.
специальные вопросы и задания;
формулировки-схемы, модели;
жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи;
Слайд 66
Задания, формирующие познавательные учебные действия
Система приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
Слайд 67
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);
Слайд 68
приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.
Слайд 69
Задания, формирующие коммуникативные УУД
устные высказывания на лингвистические темы;
орфоэпические упражнения, словарно-семантические упражнения, составление предложений, речевые и коммуникативно-речевые упражнения.
Слайд 70
Характеристики планируемых результатов Типовые задачи
(задания)
Целеполагание: умеет формулировать и удерживать учебную задачу. Регулятивные целеполагания
(Ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)
Слайд 71
Осуществление учебных действий: выполняет учебные действия в различных формах;
с помощью речи регулирует свои действия Регулятивные осуществления учебных действий.
Эта группа задач предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»
Слайд 72
Планирование: умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи. Регулятивные планирования
Например, определить «Что сначала делал герой, что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы получился правильный результат?»
Слайд 73
Контроль и самоконтроль:
умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу. Регулятивные контроля и самоконтроля.
Задания типа «Герой сказал… Проверь: прав ли он?», «Кто из героев правильно…?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»
Слайд 74
Коррекция:
вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок. Регулятивные коррекции
Типовые задания «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…»
Слайд 75
Оценка:
устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Регулятивные оценки
Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.
Это такие типовые задачи, как то «Одноклассники выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания …?», «По каким критериям вы оценивали свою работу?»
Слайд 76
«Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм): «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать … 3. если … 4. найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с.140-141. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений.»
УУД - извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Слайд 77
«Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарем, словарем иностранных слов»;
Умение доказывать свою позицию.
Упр. 17, 4 класс: «Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен?
«Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».
Слайд 78
Поисковые задачи
Чем отличается выражение держать в ежовых рукавицах от выражения держать в меховых рукавицах?
В автобусе Вас спрашивают: «Вы сходите на следующей остановке?» А у Вас возник вопрос, может надо сказать: «Выходите?» Как бы Вы задали вопрос в этом случае? Почему?
Слайд 79
Проектная задача
– это система (набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Виды проектных задач: предметные, межпредметные, одновозрастные, разновозрастные
.
Слайд 80
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств, приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.
Слайд 81
Цель проектной задачи
– формирование развернутых способов учебного сотрудничества.
- выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную (модельную) ситуацию.
Слайд 82
Вставьте пропущенные буквы.
Интерактивное упражнение
Слайд 87
1) методы проверки учебно-языковых умений:
задания на нахождение изученных языковых явлений, на распознавание их, выделение из числа других языковых единиц;
задания, связанные с подбором и анализом примеров, их классификацией и группировкой;
задания на полный разбор языкового явления.
Методы контроля за сформированностью умений и навыков
Слайд 88
2) методы контроля за сформированностью правописных умений:
1) методы проверки умения обнаруживать орфограмму: графическое обозначение орфограммы в словах, правильное называние орфограммы в словах;
2) методы контроля за сформированностью умения правильно писать слова и расставлять знаки препинания: контрольное списывание, контрольный диктант, контрольные изложение и сочинение.
Слайд 89
3) методы контроля за сформированностью речевых умений:
методы за сформированностью речевых некоммуникативных умений: составление словосочетаний, предложений по схемам, произнесение слов;
методы контроля за формированием связной речи: контрольные творческий диктант, свободный диктант, диктант с продолжением, сочинение и изложение.
Слайд 90
Спасибо за внимание
Слайд 91
Технология обучения-
Совокупность средств и методов, позволяющих успешно добиваться целей обучения;
конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей.