Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Кодификатор по обществознанию.
Глава 1. Человек и общество. Тема 1.5.
Обществознание 10 класс. Профильный уровень.
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО.
МЫШЛЕНИЕ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 2
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Что такое человеческая деятельность?
Отличия деятельности человека от активности животных.
Структура деятельности:
субъект и объект;
цель, средства, действия, результат.
Мотивы деятельности:
потребности;
социальные установки;
убеждения;
интересы;
влечения.
Сознательное и бессознательное в деятельности.
Основные виды деятельности:
игра;
учеба;
труд;
общение.
Слайд 3
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ:
опосредованный характер;
обобщенность.
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ:
абстрактное (теоретическое);
образное (художественное).
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:
анализ и синтез;
сравнение;
абстрагирование;
обобщение и конкретизация.
ЭТАПЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
суждение, умозаключение, понятие;
индукция и дедукция.
МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 4
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИСУЩА ТОЛЬКО
ЧЕЛОВЕКУ И ОБЩЕСТВУ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
активность человека, направленная на преобразование им окружающего мира и самого себя.
КАКИЕ ЯВЛЕНИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ?
СОЗНАТЕЛЬНАЯ
ПРОДУКТИВНАЯ
ОРУДИЙНАЯ
ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ)
Слайд 5
ОТЛИЧИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ АКТИВНОСТЬ ЖИВОТНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
ЦЕЛЬ ЗАДАЕТСЯ ИНСТИНКТОМ ЗАДАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИНСТИНКТОМ,
НО И СТАВИТСЯ САМИМ ЧЕЛОВЕКОМ
ПОВЕДЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ, Т.Е. СООБРАЗУЮЩЕЕСЯ
С ЗАДАННОЙ ЦЕЛЬЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ
И ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – СПОСОБНОСТЬ СТАВИТЬ НОВЫЕ ЦЕЛИ И ОПРЕДЕЛЯТЬ СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)
Животные тоже добывают себе пищу,
но только человек придумал кулинарию.
Животные тоже строят себе дома,
но только человек придумал архитектуру.
Слайд 6
СУБЪЕКТ – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество).
ОБЪЕКТ – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПРЕДЕЛИТЕ СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Слайд 7
По соотношению субъекта и объекта можно выделять:
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАМА МЫЛА РАМУ
МАМА МЫЛА РУКИ
МАМА РАЗГОВАРИВАЕТ
С ПАПОЙ
МАША ИЗУЧАЕТ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
МАМА КРИЧАЛА НА ПАПУ
СООТНЕСИТЕ СИТУАЦИИ
С ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Слайд 8
РЕЗУЛЬТАТ
СРЕДСТВА
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ
ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата,
на достижение которого направлена
деятельность.
ИЗ КАКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
СОСТОИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –
предмет, явление, процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что служит орудием действий.
ДЕЙСТВИЯ
ДЕЙСТВИЕ — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на объект с целью сохранения или изменения его состояния.
РЕЗУЛЬТАТ - продукт деятельности индивида.
Слайд 9
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИГРА УЧЕБА ТРУД ОБЩЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ -
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ В ПРИРОДЕ
И ОБЩЕСТВЕ ОБЪЕКТОВ
(производство продуктов питания, строительство зданий и пр.)
ДУХОВНАЯ -
ВСЕ, ЧТО МЕНЯЕТ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ
(получение образования, занятия наукой, музыкой и пр.)
Слайд 10
МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОТИВ – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.
ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо.
МАСЛОУ АБРАХАМ
(1908-1970).
Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.
ПЕРВИЧНЫЕ, ВРОЖДЕННЫЕ
ВТОРИЧНЫЕ,
ПРИОБРЕТЕННЫЕ
Проиллюстрируйте примером каждый мотив деятельности.
Слайд 11
Cogito, ergo sum (лат. — «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ») —философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.
РЕНЕ ДЕКАРТ
(1596—1650).
Французский философ,
математик, механик, физик и физиолог.
Художник Франс Халс .
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
МЫШЛЕНИЕ –
высшая ступень познания человеком действительности.
Назовите каналы
связи человека
с окружающим миром?
5 ОРГАНОВ ЧУВСТВ
ЧУВСТВЕННОЙ ОСНОВОЙ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОЩУЩЕНИЯ,
ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Слайд 12
МЫШЛЕНИЕ –
высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
МЫСЛЬ – отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт)
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР
ОБОБЩЕННОСТЬ
То, что невозможно познать прямо (непосредственно), человек познает опосредованно:
одни свойства через другие, неизвестное – через известное.
Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение.
Общее существует и проявляется лишь в отдельном , конкретном.
Проиллюстрируйте примерами особенности мышления.
Слайд 13
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ
Слайд 14
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
АБСТРАКТНОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ)
ОБРАЗНОЕ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ)
Биологический тест «Кто я?»
Слайд 15
СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
УСТАНОВЛЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ
В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
МЫСЛЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ, ФИКСИРОВАНИЕ ТОЛЬКО ОБЩИХ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ТОЛЬКО ДАННОМУ КЛАССУ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ОТНОШЕНИЙ
МЫСЛЕННОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ
ЦЕЛОГО НА ЧАСТИ
ПРОЦЕСС МЫСЛЕННОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ НА ЛЮБОЙ, ДАЖЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ, ДЕТАЛИ И ОТВЛЕЧЕНИЯ ОТ ДРУГИХ СТОРОН
МЫСЛЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ КАКОЙ-ЛИБО ВАЖНОЙ СТОРОНЫ ПРЕДМЕТА, ВРЕМЕННОЕ ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ДРУГИХ, МЕШАЮЩИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ НА ГЛАВНОМ, СТОРОН
АНАЛИЗ- мысленное разложение целого на части.
СИНТЕЗ – объединение частей в единое целое (операция, обратная анализу).
СРАВНЕНИЕ – установление сходства и различия предметов и явлений.
АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон.
ОБОБЩЕНИЕ - это мысленное выделение, фиксирование только общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ – процесс мысленного сосредоточения на любой, даже второстепенной, детали и отвлечения от других сторон.
Слайд 16
СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.
СУЖДЕНИЕ – форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
ПОНЯТИЕ – это отражение существенных признаков предмета.
В приведенных примерах найдите суждение и умозаключение:
Все люди братья.
Все люди хотят мира.
Если все люди братья и все хотят мира, значит война есть преступление против человечества.
Слайд 17
СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Процесс получения умозаключения называется РАССУЖДЕНИЕМ.
ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему.
ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному).
В приведенных примерах найдите индуктивное и дедуктивное рассуждение:
Любой человек мыслит. Иван мыслит. Следовательно Иван – человек.
Иван – человек. Иван мыслит. Следовательно любой человек мыслит.
Слайд 18
МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
ЯЗЫК – объективная материальная форма мышления.
Мышление и язык (речь) – едины. Мысль становится мыслью только через слово – устное или письменное.
Слайд 19
По различным оценкам, объем человеческой памяти равен примерно от единицы с семью нулями до единицы с 21 нулем.
Если исходить из того, что одна книга объемом в 10 печатных листов содержит 432 000 знаков, то мозг человека может хранить информацию, равную по объему от 23 тысяч до 300 триллионов книг.
Для сравнения: фонд одной из крупнейших библиотек мира – Национальной библиотеки конгресса США – составляет 100 миллионов книг.
В среднем любой человек с помощью тренировок может улучшить качество своего мышления минимум в 4 раза (в 4 раза быстрее читать, придумывать, разгадывать...).
Лучший способ развития мозга - заниматься тем, что вы еще никогда не делали (танцы, пение, новая еда, науки и т.д.). Например, если вы правша, то учитесь писать левой рукой.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МЫШЛЕНИИ
Слайд 20
ТЕРМИНОЛОГИЯ:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность человека, направленная на преобразование им окружающего мира и самого себя.
СУБЪЕКТ – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество).
ОБЪЕКТ – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность.
ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - предмет, явление, процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что служит орудием действий.
ДЕЙСТВИЕ — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на объект с целью сохранения или изменения его состояния.
РЕЗУЛЬТАТ - продукт деятельности индивида.
МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
МЫСЛЬ – отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).
Слайд 21
http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень.
http://school-collection.edu.ru
http://ru.wikipedia.org
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет).
http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ.
http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам.
http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/deyatelnost?seconds=0 - ИнтернетУрок «Деятельность».
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/struktura-deyatelnosti?seconds=0 - ИнтернетУрок «Структура деятельности».