Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ «Гимназия №29»
«Формирование коммуникативной компетенции – залог успешной социализации личности»
Работу подготовила учитель высшей квалификационной категории
Кашукоева
Лариса Ильинична
Слайд 2
Актуальность
В условиях демократизации общества и динамичного развития
экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и
малоквалифицированного труда происходит становление новой парадигмы образования, которая должна соответствовать современным требованиям экономической системы в целом. На смену технократической парадигме образования приходит гуманистическая личностно ориентированная парадигма.
Технократическая парадигма
Личностно – ориентированная парадигма
Слайд 3
В соответствии с Концепцией модернизации Российского
образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».
Слайд 4
«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова…»
Лев Васильевич Успенский
Слайд 5
Цель образования
создание условий для развития личностных качеств обучающихся, позволяющих осуществлять различные виды речевой деятельности в условиях социального взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоциумов и культур.
Слайд 6
Задача учителя
Воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно-компетентной личности.
Слайд 7
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Слайд 8
Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты:
Лингвистическая компетенция
Социолингвистическая компетенция
Дискурсивная компетенция
Стратегическая компетенция
знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;
способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнёром по общению;
способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные, связанные и логические высказывания разных видов (статья, письмо, эссе и т.д.); предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от цели высказывания;
Вербальные и невербальные средства (стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась; такими средствами могут являться как повторное прочтение фразы и переспрос непонятого предложения, так и жесты, мимика, использование различных предметов;
Слайд 9
Компенсанаторная компетенция
Социальная компетенция
Социокультурная компетенция
Учебно - познавательная компетенция
развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении ипередаче информации
знание культурных особенностей, привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;
умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации, а также умение помочь другому поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания партнеров по общению.
развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность.
Слайд 10
В ходе работы реализуются следующие подходы:
Методологическим основанием деятельности по формированию ключевых компетенций школьников является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.
Коммуникативно-деятельностный подход, заключающийся в сотрудничестве учителя и ученика как равноправных участников образовательного процесса, коллективном сотворчестве в разных видах коммуникативной и познавательной деятельности.
Учебно-воспитательный процесс необходимо строить на основе кластерного подхода, т.е в тесном взаимодействии с социумом, общественностью, с другими образовательными и культурными учреждениями.
Слайд 11
Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:
Опыт народной культуры.
Знание языков общения, используемых народной культурой.
Опыт межличностного общения.
Опыт восприятия искусства.
Слайд 12
Основные формы учебной коммуникации.
Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности
Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика
Рассказывать Учебная беседа в парах
Спрашивать и задавать вопросы Учебная беседа в группах
Пересказывать Дискуссия
Сообщать Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы Ролевая игра
Критиковать Блиц-турнир
Доказывать и опровергать Защита проекта
Слайд 13
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы:
Этапы
1
Э
Т
А
п Умения, отрабатываемые под руководством учителя.
Этапы
1
Э
Т
А
п - Готовность учащихся участвовать в урочном общении.
Этапы
1
Э
Т
А
п - Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.
Этапы
1
Э
Т
А
п - Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой.
Этапы
1
Э
Т
А
п - Комментировать вопросы или ответы.
Этапы
1
Э
Т
А
п - Делать сообщения.
Этапы
1
Э
Т
А
п - Рассказывать логично и последовательно.
Слайд 14
Развитие школьной коммуникации.
2
Э
Т
А
П Простота и чёткость речевого высказывания.
2
Э
Т
А
П Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.
2
Э
Т
А
П Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.
2
Э
Т
А
П Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.
2
Э
Т
А
П Умение использовать риторические вопросы.
2
Э
Т
А
П Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.
2
Э
Т
А
П Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
Слайд 15
Развитие школьной коммуникации
3
Э
Т
А
П Умение вести беседу в паре, в группе.
3
Э
Т
А
П Умение поддерживать беседу.
3
Э
Т
А
П Умение вести конструктивный диалог.
3
Э
Т
А
П Умение построить дискуссию.
3
Э
Т
А
П Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Слайд 16
Виды заданий
Рассказ от первого лица.
Рассказ от лица лисы, как она угощала
журавля;
Повествование от имени предмета.
Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою)
Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа)
Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения)
Слайд 17
Правила ведения диалога:
Любое мнение ценно;
Ты имеешь право на любую реакцию,
кроме невнимания;
Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
Хочешь говорить- подними руку;
Обращение начинается с имени;
Критика должна быть тактичной;
Голос - твой божественный дар, умей им владеть.
Слайд 18
Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:
Тренинговые вопросы
Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий.
Конструктивные вопросы.
Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Альтернативные вопросы.
Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Наводящий вопрос.
Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Слайд 19
Человек должен быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ОБЩАЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!