Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Нейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьников педагог-психолог МБОУ СОШ№45 САФРОНОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА 8-987-555-46-38
Слайд 2
Растить здоровых детей - это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь.
Слайд 3
ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии, испытывающих трудности в усвоении и освоении школьных программ;
увеличение вероятности перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость;
неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими;
состояние длительной школьной неуспешности способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом;
85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозг. Мозг таких детей работает за счет компенсаторных механизмов.
Слайд 4
ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Всемирная организация здравоохранения связывает факт снижения успешности обучения в школе:
с ухудшением общих условий жизни, экологией природной и социальной,
большая увлеченность компьютерными играми,
инфекции, алкоголь, наркотики, курение,
недифференцированный подход к обучению,
завышенные требования школьного образования,
нейробиологические причины,
раннее обучение детей.
Установлено, что около 25% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30— 64% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости.
Слайд 5
ФАКТОРЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЗАКРЕПОЩЕНИЯ
Факторы:
режим традиционной сидячей позы;
отчуждение органов чувств;
книжные технологии познания вместо сенсорно-стимулъных;
программно-скоростные установки в усвоении техники письма и чтения на фоне незрелости правополушарной образной сферы;
замена импульсно-нажимного письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой;
замена парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной поверхностью;
электролампового освещения на мерцающее люминесцентное и т.д.
Слайд 6
Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур.
Психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией.
Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.
Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям.
Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.
Слайд 7
Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.
Основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии.
В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.
Слайд 8
Первый функциональный блок-регуляция тонуса и бодрствования
Плохая концентрация внимания на определенной деятельности, при сохранении сообразительности и высоким уровнем интеллекта;
Успеваемость – начало - хорошее, потом - быстрое скатывание, оценки скачут от 5 к 2;
Если выкладывается в школе, то дома беспричинно плачет, часто болеет, становится раздражительным;
Повышенная ранимость, обидчивость, не складываются отношения с одноклассниками.
Повышенная утомляемость и отвлекаемость, не реагирует на просьбу взрослого быть внимательным. Ребенок перестает воспринимать информацию, вертится, роняет принадлежности, мешает другим;
Слайд 9
Второй функциональный блок-принимает, перерабатывает и хранит информацию
Путает левую и правую сторону, плохо ориентируется в учебнике и в расположении материала в тетради, неправильно воспроизводит цифры и буквы;
Не может различить похожие фигурки и значки, найти отличия, делает ошибки при списывании с доски;
Проблемы с пониманием услышанного задания или рассказа;
Не может запомнить правила, таблицу сложения и умножения, трудности при решении задач, сбивается в действиях при решении длинных примеров.
Слайд 10
Третий функциональный блок-произвольной регуляции и контроля
При знании правил не может их применить, допускает «глупые» ошибки, пропуски букв, искажение окончаний;
Трудности в усвоении последовательности решения математических задач или примеров;
Трудности в пересказе текста, искажает окончания прочитанных слов, не может выполнить задание самостоятельно;
Повышенная отвлекаемость с прекращением выполнения задания. Задания выполняются непоследовательно с большим количеством ошибок;
Контроль со стороны взрослого улучает выполнение заданий.
Хождение по классу во время урока, занимается собственной игрой, мешает соседу, не принимает школьные правила;
Низкая работоспособность, появление зевоты, вертится, информацию не воспринимает
Слайд 11
РОЛЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦии
Своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция имеющихся трудностей позволяет приблизить любой вид онтогенеза (атипичный, патологический) к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду. При этом необходимо руководствоваться одним из главных принципов развития: «Своевременность решает все!»
Наиболее корригируемым считается возраст
от 5 до 12 лет, лучше до 9 лет.
.
Слайд 12
Практика применения нейропсихологического сопровождения
В коррекционной работе по нейрокорреции приняли участие:
- 38 детей в возрасте от 7 до 9 лет (из них 7 человек с СДВГ, 2чел. с ММД, 2 чел. с дисграфией);
До окончания коррекционной программы
дошли 24 семьи.
Слайд 13
- 1 класс начальной школы. Учитель класса включил в динамическую разминку на уроке и перемене упражнения стимулирующие работу головного мозга.
Слайд 14
Индивидуальное сопровождение
Выявлены нарушения:
выражена эмоциональная лабильность(реагирование), быстрая истощаемость, неадекватные реакции на происходящее,
патологическое упрямство, неустойчивое внимание, нестабильная успеваемость, труднокорригируемые дефекты в поведении, в овладении чтением, письмом, математическими навыками.
недостаточность пространственных представлений, мозаичность восприятия и нарушение порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов;
расторможенность, гиперактивность, несформированность произвольного внимания, повышенной отвлекаемости и соответственно низкой работоспособности, замедленный процесс усвоения, трудности автоматизации любого навыка;
несформированность координации рук; обилие реверсий (зеркальности);
наблюдаются слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости—твердости, глухости—звонкости.
Слайд 15
Сенсомоторная коррекция
Позволяет улучшить функционирование ЦНС
Повышает продуктивность протекания психических процессов
Слайд 18
Сенсомоторная коррекция
улучшает у ребенка внимание, память речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снимает гипер- или гипотонус, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Слайд 19
Является прекрасным корректором детско-родительских отношений
Сенсомоторная коррекция
Слайд 22
изменения
улучшения показателей ВПФ ;
значительно улучшилась успеваемость по всем предметам (уровень сформированности УУД поднялся до высокой возрастной нормы);
изменение эмоционального фона произошел в положительную сторону(снижение внутренней агрессии до 72%, снижение отрицательного эмоционального фона на 69%);
повышение познавательной активности детей (увеличение познавательной активности на73%) .
Слайд 23
Кинезиологические упражнения
Слайд 24
Кинезиология на перемене и уроке
Слайд 27
Динамика класса
положительную динамику уровня сформированности УУД на 30 %,
изменение эмоционального фона в сторону снижения тревожности по отношению к школьным предметам, взаимоотношениям между учителем и одноклассниками до 23%;
увеличения дифференциации эмоций на 17% в части высших эмоций социального генеза,
снижение инфантилизма на 26%.
Слайд 28
Графоморная проба
До
ПОСЛЕ
Слайд 29
Копирование
ПОСЛЕ
ДО
Слайд 33
Следуй по маршруту
после
Слайд 34
Мероприятия сейчас в школе
В диагностику уровня сформированности УУД включен нейродиагностический материал;
На основе полученных результатов диагностики формируются коррекционные группы: сенсомоторной коррекции с включением занятий по развитию когнитивных процессов ребенка;
Используя нейропсихологические знания (латеральный профиль ученика, особенности сенсорного восприятия информации учащегося и пр.) производить «рассадку» учеников в классе и подачу школьного материала (особенно в первом классе);
Просвещение родителей в области психофизиологического развития детей;
Разработаны рекомендации учителям и родителям по обучению детей с проблемами в развитии;
Разработаны, вручены и объяснены педагогам начальной школы материалы с кинезиологическими упражнениями для ежедневной стимуляции головного мозга во время уроков.
Слайд 35
Спасибо за внимание