Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Из опыта работы
педагога - дефектолога
высшей квалификационной категории,
тифлопедагога
Серышевой Ларисы Александровны.
Пути преодоления трудностей
в обучении письму и чтению
по системе Брайля.
КГБС(К)ОУ СКОШИ III-IV вида г. Бийска
2013 год
Слайд 2
В презентации представлены рекомендации
по преодолению трудностей в обучении
рельефно-точечному шрифту Л.Брайля слепых, слабовидящих младших школьников из опыта работы и некоторые приёмы, способствующие прочному запоминанию образа букв, цифр и знаков этого шрифта.
Данная работа адресована учителям школ слепых, студентам, родителям.
Слайд 3
Данные рекомендации разработаны и апробированы
на базе Краевого государственного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат III-IV вида».
Слайд 4
«Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение. Это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». М.Горький.
Знаете ли вы, что в мире живут примерно четырнадцать миллионов слепых людей? Некоторые люди не видят даже света. Другие могут отличать свет от тьмы, и только. А третьи все же имеют какой-то процент зрения. Слабовидящих людей ещё больше, но никто из них не может уверенно сказать, как долго ему прослужит зрение…
Слайд 5
4 января 1809 году во Франции, в небольшом городке Купвре,
в семье сапожника родился Луи Брайль, основатель рельефно-точечной системы письма и чтения.
В этом году исполнилось
204 года со дня рождения
Луи Брайля.
Слайд 6
Нужно ли изучать систему Брайля слабовидящим
с низкой остротой зрения?
Слайд 7
Зависит ли успешность освоения Брайля от заболеваний органа зрения или других сопутствующих заболеваний?
Слайд 8
Трудно ли осваивать данную систему письма и чтения?
Слайд 9
Нужно ли тренировать чувствительность пальцев рук для развития техники чтения по Брайлю?
Слайд 10
Вывод по результатам анкетирования:
Большинство участников анкетирования считают
необходимым изучать систему Л.Брайля
для слабовидящих с низкой остротой зрения
и указывают на обязательную тренировку
чувствительности пальцев рук для развития
техники чтения по Брайлю.
Слайд 11
В процессе чтения и письма по Брайлю
происходит замена зрительного типа
восприятия на осязательный.
Виды осязательного восприятия:
Пассивное
Активное
Инструментальное
При чтении по Брайлю:
При письме по Брайлю затраченная сила
на 1 точку составляет 200 граммов.
Слайд 12
Приём ориентирования
на плоскости.
Моделирование букв.
Слайд 13
Игровой приём «Читаю – пишу»
Модель буквы «б»
при письме.
Слайд 14
Игровой приём «Читаю – пишу»
Моделирование буквы «з»
при чтении.
1
2
3
4
Слайд 15
Ориентирование
в малом пространстве
Графические диктанты.
Павленко Виктор, 2 кл.
Обучение по Брайлю.
Аршавский Максим, 2 кл.
Смешанное обучение.
Красильникова Олеся, 3 кл.
Смешанное обучение.
Павленко Виктор,3 кл.
Обучение по Брайлю.
Слайд 16
Тифлоприборы
для письма и чтения.
ГРИФЕЛЬ
ПРИБОР «ПРЯМОГО ЧТЕНИЯ»
ЛИНЕЙКА ШЕСТИТОЧИЙ
Слайд 17
Соблюдать
строку при письме
на приборе
1. Стараться точно попадать в отверстия от «шпеньков»
при повторном закреплении листа тетради.
2. Пересчитать строки перед завершением выполнения
задания (например, для проверки) и перед фиксиро-
ванием листа для продолжения работы в тетради.
3. Пользоваться ориентиром строк на приборе справа.
Трудности Рекомендации
Слайд 18
Попадать
грифелем в нужные точки
шеститочия
при письме
1. Правильное «вертикальное» положение грифеля.
2. Упражнение в выполнении орнаментов и узоров из
комбинаций крайних и средних точек, букв и др.
3. Упражнения на колодке – шеститочия для отработки
нахождения точек, навыка написания и прочтения буквы.
Слайд 19
Ориентироваться на приборе для письма
1. Научиться правильно и точно фиксировать лист, следить
за его совмещением с границами прибора для письма.
2. Помнить, что правая сторона при письме – это левая при
чтении, поэтому пишем с обратной стороны листа.
Слайд 20
Письмо и чтение «зеркальных» букв
(е-и, д-ф, ж-х, з-ы,
н-я,о-э, р-в, с-ш, т-ю,
у-м, ъ-ь)
и цифр (4-6, 5-9, 0- 8)
1.Тренировочные упражнения из орнаментов зеркальных
букв, пока не будет безошибочного написания букв.
2. Четко знать нумерацию точек этих букв и цифр.
3. Проводить аналогию между написанием букв и цифр.
4. Цифры по Брайлю можно уточнить по обозначениям на
приборе (считая сверху вниз), добавляя к ним цифровой
знак.
Слайд 21
«Переколы»
1. Правильное «вертикальное» положение грифеля.
2.Не допускать лишних проколов, для этого аккуратно
обследовать клетку.
3. Делать проколы чётко, считая точки при письме.
4. Тренировка внимания.
Слайд 22
«Недоколы»
1. Правильное «вертикальное» положение грифеля.
2. Чёткая нумерация точек при письме.
3.Тренировка мышц кисти руки для более сильного нажатия
на грифель.
4. Упражнение в написании шеститочий, можно с помощью
тифлоприборов: колодки и линейки – шеститочий,
прибора «Прямого чтения».
Слайд 23
Делать пропуски между словами
при письме
1. Тренировочные упражнения письма через клетку с
постепенным увеличением количества букв.
2. Точно соблюдать границы слов, предложений и др.
3. Тренировка внимания.
Ориентироваться
в числе
клеточек при переносе слова
1. Помнить, что в каждой строке прибора 24 клетки.
2. При переносе должно хватить клеток на слог и на знак
переноса.
3. Если не вошёл знак переноса, можно отодвинуть прибор
на одну клетку влево, поставить знак переноса (при боль-
шой аккуратности) и вернуть лист в исходное положение.
Слайд 24
Ориентироваться в учебнике,
находить задание
1. Тренировать технику чтения.
2. Развивать чувствительность пальцев рук.
3. При знакомстве с учебником изучить оглавление.
4. Запомнить условные знаки.
5. Упражняться в нахождении страниц, чтении номеров
упражнений и т.д.
Слайд 25
Обратная
направленность письма и чтения
1. Помнить: писать по Брайлю справа налево, а читать слева
направо.
2.Обязательные занятия на приборе «Прямого чтения»,
который удобно в дальнейшем использовать как черновик.
Слайд 26
Различать знаки препинания
и буквы
при чтении
1. Соотносить знаки препинания и буквы.
2. Четко представлять их образы.
3. Тренировать технику чтения.
4. Развивать чувствительность пальцев рук.
5.Упражняться в нахождении в тексте только знаков препинания.
6.Можно писать орнаменты из знаков и букв с последующим их прочтением.
Слайд 27
Проверять
написанное на приборе
грифелем
1. Проверяя написанное, вернуться к началу нужного слова
или фразы.
2.«Исследовать» грифелем каждую клетку, читая справа
налево и проговаривая нумерацию точек.
3. Стараться при проверке не сделать лишних проколов.
Слайд 28
Находить
ошибки
1. Развивать мелкую моторику рук, внимание.
2. Тренировать технику чтения.
3. Проверять, сверяя с образцом и опираясь на изученные
орфограммы.
Слайд 29
Исправлять
ошибки
1. Нельзя «закалывать» ошибки шеститочием.
2. Обнаружив ошибку, осторожно грифелем или пальцем вдавить
лишние точки, проверить качество исправления.
3. Если убрали нужные точки, их можно «вернуть» с помощью
грифеля на место.
4. Если необходимо добавить новые точки, нужно
зафиксировать лист на приборе, найти ошибку в строке и
доколоть недостающие точки.
5. Если нужно заменить целое слово или фразу, можно
сделать прокол перед строкой и выписать в конце работы
в скобках исправление.
Слайд 30
Вывод:
Любые трудности можно преодолеть
тренировками, стремлением к победе,
работой над собой.
Слайд 31
Если при обучении слепых и слабовидящих детей рельефному шрифту Л. Брайля обращать внимание на трудности его освоения, то можно значительно ускорить изучение и повысить интерес к занятиям по этой системе.
Слайд 32
Литература
Бирючков М.В. Книга, несущая свет / Всерос. о-во слепых
– М., 1995.
2. Коваленко Н. Б. Скорость и правильность чтения и письма
слабовидящих с учетом остроты их зрения и заболеваний
глаз. — В сб.: “Особенности познавательной деятельности
слепых и слабовидящих”. Отв. ред. А. И. Зотов. — Л., 1970.
Моргайлик Л. И. Методика обучения русскому языку
младших слабовидящих школьников. — Л.,1986.
Содержание и методы коррекционной работы на уроках
чтения в начальных классах в школах для слепых. —
В сб.: “Коррекционная работа с учащимися начальных
классов школ для слепых детей” /Под ред. Л. И. Солнцевой.
— М., 1990, с. 28—56.
Интернет ресурсы: potomy.ru/things, peoples.ru: Луи Брайль,
sixdots.ru/main/history, ru.wikipedia.
Слайд 33
Автор презентации
педагог-дефектолог
Лариса Александровна
Серышева
Благодарю за внимание !