Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Использование игровых приёмов обучения на уроках изобразительного искусства
Учитель ИЗО Константинова Е.А.
Слайд 2
Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Василий Сухомлинский
Слайд 3
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
Слайд 4
развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;
Слайд 5
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.
Слайд 6
Большинству игр присуще четыре главные черты:
Слайд 7
свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности;
Слайд 8
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;
наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Слайд 9
В структуру игры как процесса входят:
Слайд 10
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Слайд 11
Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям:
Слайд 12
дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 13
Следует разделять игры по виду деятельности:
физические (двигательные);
интеллектуальные (умственные);
трудовые;
социально-педагогические.
Слайд 14
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.
Слайд 15
Основные функции игровой позиции педагога:
гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
экономия нервных затрат педагогов и школьников;
обеспечение гибкого поведения учителя.
Слайд 16
По форме упражнения могут быть:
изобразительными (рисунок, живопись, лепка);
устными (ответы по теоретическим вопросам);
письменными (анализ произведений искусства).
Слайд 17
Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.
Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность.
Слайд 18
На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:
внимание;
развивающие глазомер;
тренирующие наблюдательность;
развивающие творческие способности;
воздействующие на эмоции и чувства;
раскрывающие личностные возможности ребенка.
Слайд 19
1 Игры и упражнения на выполнение изображений
из готовых фигур геометрической и произвольной формы
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
Слайд 20
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
3. Игра-головоломка.
4. Дополните изображение.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
6. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.
Слайд 21
Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
Изображения на плоскости. Выполнение натюрморта.
Выполнение декоративной композиции
Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.
Слайд 22
11 Игры и упражнения по цветоведению
1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
3. Холодные и теплые цвета.
Слайд 23
III. Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий
1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...
2. Объясните значение слова.
Например: ритм — это…, дизайн — это…
3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
Слайд 24
4. Вычеркните лишнее слово.
5. Блиц-контроль (вопрос — ответ).
6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Слайд 25
IV. Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).
2. Сравните впечатления
3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
5. Игра «Угадай».
6. Указать автора или название произведения.
7. Отгадывание кроссвордов (составление).
Слайд 26
V. Сюжетно-ролевые игры
1. Игра "Следствие ведут знатоки".
2. Игра «Лучший экскурсовод».