Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Классификация компетенций
ФГОС
Слайд 2
Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Слайд 3
Компетенции Виды компетенций
Ключевые
Предполагают формирование способностей у учащегося находить и применять нужную информацию; работать в команде; быть готовым к постоянному учению и переучиванию.
Общепред-метные Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.
Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различный образовательных областей.
Предметные Имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.
Слайд 4
Виды
компетенций Характеристика компетенции
Учебно-познавательные Это
совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Слайд 5
Виды
компетенций Характеристика компетенции
Ценностно-смысловые Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные
с ценностными ориентирами ученика,
его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение,
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,
принимать решения.
Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Слайд 6
Виды
компетенций Характеристика компетенции
Обще-
культурные Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности.
Это
особенности национальной и общечеловеческой культуры,
духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов,
культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций,
роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир,
компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Слайд 7
Виды
компетенций Характеристика компетенции
Коммуникатив-ные Включают
знание необходимых языков,
способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,
навыки работы в группе,
владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Слайд 8
Виды
компетенций Характеристика компетенции
Информацион-ные При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения
самостоятельно искать,
анализировать
отбирать необходимую информацию,
организовывать,
преобразовывать,
сохранять и передавать ее.
Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Слайд 9
Виды
компетенций Характеристика компетенции
Компетенции личностного самосовер-шенствования
Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Слайд 10
Виды
компетенций Характеристика компетенции
Социально-трудовые Владение знаниями и опытом в сфере
гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя),
в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя),
в сфере семейных отношений и обязанностей,
в вопросах экономики и права,
в области профессионального самоопределения. Сюда входят умения
анализировать ситуацию на рынке труда,
действовать в соответствии с личной и общественной выгодой,
владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Слайд 11
Литература
Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
Картинки с сайта http://www.shutterstock.com
Слайд 12
Спасибо за
внимание!
Егораева Г.Т., Москва