Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Методический семинар
Когнитивная компетенция как условие развития одаренности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС
Учитель:
Филатова Т.С.
Слайд 2
М.П.Карпенко Российский ученый, изобретатель, президент Современной гуманитарной академии (СГА)
«…в грядущем обществе порядка 90% экономически активного населения будут вести когнитивную деятельность в течение всей своей активной жизни.
Таким образом, когнитивная деятельность человека становится ключевым фактором развития социума и определяет престиж и место государства в современном мире».
Слайд 4
Когнитивистика (от лат. cognition – познание)
в широком смысле слова означает
совокупность научных
дисциплин и исследований,
изучающих интеллект и
способы хранения, приобретения,
изменения и использования знаний.
Слайд 5
История вопроса:
Первым,
кто заговорил о связи познавательных процессов
с культурой языкового сознания, был Александр Афанасьевич Потебня
в 1862 году в статье
«Мысль и язык».
Слайд 6
Е. С. Кубрякова
советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор.
В своем сборнике
«В поисках сущности языка» в 2011 году дала полный анализ когнитивной лингвистике, что дало начало новому понятию -
когнитивная компетенция
Слайд 7
Когнитивная компетенция
Интегральная целостность знаний, умений,
потребностей личности извлекать
необходимую информацию из учебного
текста; ее перерабатывать; выделять
концепт на основе гипертекста,
анализировать,
опираясь на дидактику и
жизненный опыт.
Слайд 8
ФГОС ООО.Когнитивный подход
1. практическая ориентированность;.1. Получение, переработка, хранение и использование информации для рационального решения задач;
2. достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;.2. Самостоятельность планирования и осуществления учебной и интеллектуальной деятельности, дифференцированный подход;
3. направленность на формирование УУД;.3. Самостоятельная познавательная и исследовательская деятельность, работа в сотрудничестве, способность к самооценке и контролю;
4. формирование функциональной грамотности..4. Целостное восприятие и понимание текста, умение творчески мыслить и работать с информацией.
Слайд 9
Актуальность
Когнитивная компетенция формирует умение эффективно планировать учебную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии, вести поисково-исследовательскую деятельность.
Умение творчески мыслить и работать с информацией выходят на первый план в системе ценностей когнитивного мышления школьника.
Слайд 10
Теоретическая основа
Развитие когнитивных способностей
Слайд 11
Технология концентрированного обучения
Дидактические игры:
«Четвертый лишний»
«Лови ошибку»
«Деформированный текст»
«Орфографическая дуэль»
Слайд 12
Прием «Лови ошибку»
Слайд 13
Четвертый лишний
1. найдите лишнее слово на основании категории рода: вуаль, тюль, мозоль, боль
2. найдите лишнее слово на основании его грамматических категорий:
вуаль, тюль, мозоль, боль. Докажите.
3*. найдите 3 основания для исключения слова тюль. Обоснуйте свою точку зрения.
Выбор уровня задания остается за учеником, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой мотивацией к учебной деятельности.
Слайд 14
Орфографическая дуэль
Оцените работу соседа по парте по критериям:
0 ошибок – 5;
1-2 ошибки – 4;
3-4 ошибки – 3;
5 и более
ошибок – 2.
Выставьте отметку. Подпишитесь.
Слайд 15
Технология критического мышления
Приемы:
Приемы:
Составление кластера
«Тонкие» и «толстые» вопросы
«Сравнительная таблица»,
«Шпаргалка»
«Глоссарий» и др.
Слайд 16
Метод «Шпаргалка»
Слайд 17
«Глоссарий»
ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ -и, ж.
(по С.И.Ожегову)
1. см. посредственный.
2. Посредственный, бездарный человек.
Неоригинальность, нерешительность, заурядность, равнодушие, пассивность и др.
Слайд 18
«Глоссарий»
«ВИНОГРАД»
(1 минута).крупный,
иссиня-черный, душистый, солнечный, великолепный, спелый, аппетитный, медовый,
висячий и т.д.
Слайд 19
Технология дифференцированного обучения
Методы и приемы:
«Замени учителя»
Работа экспертом в группе
ПОПС-формула
Метод рецензий
Проектная и исследовательская деятельность
Слайд 20
Работа «учителем»
Слайд 21
ПОПС-формула
П – позиция
(Я считаю, что проблема данного
текста актуальна/неактуальна…..)
О – объяснения (….потому, что….)
П – пример
(могу доказать это на примере…)
С – следствие
(исходя из сказанного, делаю вывод….)
Слайд 22
Метод рецензий
Умение критически взглянуть
на образовательный продукт товарища,
его устный ответ, на материал учебника,
просмотренный видеофильм,
проанализировать их содержание,
выделить главные моменты –
необходимые условия
когнитивной компетенции учащихся.
Слайд 23
Проектная и исследовательская деятельность стимулирует и развивает одаренность учеников, потому что она
личностно-ориентирована;
поддерживает педагогические цели в когнитивной области на всех её уровнях;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Слайд 24
Достоинства когнитивного подхода
Формирует весь спектр УУД:
Коммуникативные УУД:
владеть всеми видами речевой деятельности;
логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
Познавательные УУД:
формулировать проблему;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
определять основную и второстепенную информацию и т.д.
Регулятивные УУД:
ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
планировать последовательность действий;
осуществлять самоконтроль, самооценку и др.
Слайд 26
Результативность
Результаты ВПР в 5-6 классах
Слайд 29
«Шаг в будущее 2018»
Слайд 30
Всероссийские конкурсы сочинений 2018
Слайд 31
Международный литературный конкурс «Лето Господне»
г. Тюмень, награждение финалистов Октябрь, 2018г
Слайд 32
Награждение победителей, г.Москва.
В центре – Святейший
Патриарх
Московский
и всея Руси Кирилл
Слайд 33
книга «Луч Солнца Золотого», выпущенная Издательским советом РПЦ, Москва, 2018.
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Кирилл
с моей ученицей
Слайд 34
Съемки канала «Читалкин» в Увате (маленькое кино)
«Энциклопедия сказок родных городов»
Слайд 35
Выводы
Когнитивная компетенция не только позволяет повышать качественную успеваемость школьников, но и развивать одаренность, что подтверждается результативностью в различных предметных олимпиадах и конкурсах.
Высокий познавательный интерес доказывает эффективность когнитивного подхода к учебной деятельности школьников.
Слайд 36
Выводы
Таким образом,
когнитивная компетенция
играет основополагающую роль в решении таких образовательных проблем, как
понимание и интерпретация текста,
классификация,
анализ,
информационная переработка
в творческий продукт.
Развивая мышление, школьники учатся
познавать мир, свою социальную значимость
и, как следствие, становиться гражданином
своей страны с активной жизненной позицией.
Слайд 37
Спасибо за внимание!