Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Программа
элективного курса
(внеклассное чтение
5-8 класс)
ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ:
«Христианские мотивы
в русской литературе»
Слайд 2
«Русский учитель должен,
прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою
великую национальную задачу.
Он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях».
И.А. Ильин
Слайд 3
Курс полностью соответствует современной доктрине гуманитарного образования, которая определяет ведущую роль литературы как учебной дисциплины, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения
Обучение законам родного языка и русской литературы в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно быть основным принципом работы учителя-словесника, призвание которого воспитывать человеческую душу.
Без знаний библейских заповедей, сюжетов, библейских выражений невозможно в полной мере приобщиться к культуре, созданной человечеством.
Задача педагога состоит в том, чтобы «оживить душу» ребенка, вдохнуть в нее опыт русской культуры
Актуальность выбранной темы
Слайд 4
Православие – основа русского миропонимания
и русского способа бытия в мире.
Феномен
русской литературы
заключается в постановке
«вечных вопросов» бытия,
ответ на которые
пытались дать
в своем творчестве
почти все
отечественные писатели.
Вся мировая культура пронизана библейскими мотивами.
Слайд 5
показать влияние христианских идей, нравственного смысла
христианства
на формирование русской литературы,
проследить, как воплотились
в ней христианские
сюжеты и образы;
выяснить, какое влияние оказало христианское
мировоззрение на становление творчества русских писателей,
на поиски ими нравственного идеала, смысла жизни.
Цель
программы:
Слайд 6
Задачи
программы:
приобщение учащихся к духовному наследию своего народа;
воспитание любви и уважения к Родине, к своему народу,
к его культуре, традициям;
формирование у учащихся умения определить своё
отношение к прочитанному, к интерпретации канонического
текста в творчестве того или иного писателя;
умения выстраивать размышления о проблемах
вечных истин
в литературе и жизни.
Слайд 7
Прогнозируемые результаты.
В результате
усвоения
программы курса
обучающиеся должны:
Иметь представление:
об интересных эпизодах из биографии писателя, связанных с духовным становлением личности;
о влиянии христианства на развитие европейской культуры.
о своеобразии культуры дохристианского периода;
о влиянии христианства на развитие литературы.
Слайд 8
Прогнозируемые результаты.
В результате
усвоения
программы курса
обучающиеся должны
Знать:
культуру и традиции своего народа;
духовное наследие своего народа;
о влиянии библейских мотивов и образов на музыку, живопись, театр.
Уметь:
Определять своё отношение к прочитанному.
Интерпретировать канонический текст в творчестве того или иного писателя.
Слайд 9
Принципы отбора содержания програмы:
Художественно-эстетический.
Для изучения взяты художественно-эстетические тексты русской классики с христианской тематикой.
Возрастной. Учитываются закономерности психического развития детей.
Деятельностного подхода. На занятиях элективного курса ученик не является простым слушателем, а становится «творцом». Предполагается его участие в различных видах деятельности.
Преемственности. Сохраняется преемствен-ность с курсом внеклассного чтения «Вечные истины», изученным в начальной школе.
Православный. На протяжении всего курса в каждом классе изучаются темы, связанные с русскими традициями, православными праздниками. Для изучения отобраны тексты с православной тематикой, православных авторов, а также тексты, в которых просматриваются добродетели, заповеди и т.д.
Слайд 12
Тема № 1 БИБЛИЯ 1.Библия – книга книг. Вечные истины на страницах Библии
Тема № 2. СВЯТАЯ РУСЬ 1.Истоки духовно-нравственного воспитания в памятниках древнерусской литературы ( на примере «Жития Сергия Радонежского»)
2. Земли Русской украшение. «Житие Серафима Саровского»
Тема № 3 ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ В РУССКОЙ СКАЗКЕ. 1.Христианские мотивы в народных сказках
2.Размышления о добре и зле в сказке Жуковского «Спящая царевна»
3. Знакомство с христианским праздником Рождество на примере поэмы В.А. Жуковского «Светлана»
4. А.С.Пушкин Христианские мотивы в «Сказке о мертвой царевне…»
5. Народная мораль, нравственность, красота внешняя и внутренняя в сказках «Спящая царевна » В.А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне…» А.С. Пушкина
6. «Всеобщее спасение».К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».
5
класс
Слайд 13
Тема № 4 УРОКИ МУДРОСТИ 1. Христианский смысл в баснях И.А. Крылова. ("Откупщик и Сапожник", "Крестьянин и лошадь", "Стрекоза и Муравей" ).
Тема №5 РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
1. Истинное слово –великая сила (Церковнославянская лексика в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк»)
2. Жизнь простых людей с позиции христианских вечных истин в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
3. Истинное добро и зло в повести И.С. Тургенева «Муму»
4. Утверждение вечных истин в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Тема №6
ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА 1. На Святую Седмицу…
(по роману И. Шмелева
«Лето Господне»)
Слайд 14
6
класс
Тема № 1 БИБЛИЯ 1. Введение. О Библии. Ее содержание. Библейские мотивы в русской и мировой культуре.
2. Чтение и комментирование библейских историй: «Кто сотворил мир?», «Кто сотворил человека?», «Каин и Авель», «Ной», «Ковчег», «Потоп», «Вавилонская башня».
3. Нравственное содержание библейских историй.
Тема № 2. СВЯТАЯ РУСЬ 1. Литература XVII столетия.
2. «Сказание о роскошном житии и веселии» как символ внутреннего стремления человека.
3. «Повесть о Горе- Злочастии»- отвержение сокровищ на земле
4. «Повесть об Ульянии Осоргиной»- стремление прозреть небесное.
5. Литература XVIII столетия.
6. Феофан Прокопович- первый последовательный просветитель России.
Тема № 3 УРОКИ МУДРОСТИ
1.Православное мироощущение в баснях Эзопа, И.А. Крылова, Дмитриева…...
Слайд 15
Тема №5 РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
1. Литература XIX столетия.
2. И. И. Козлов. Анализ стихотворения «Молитва»
3. Особые духовные понятия и духовное состояние А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Странник»
4. М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Пророк».
5. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета
Тема №6
ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА 1. Тема покаяния в святочном рассказе Н.С. Лескова «Зверь».
Слайд 16
7
класс
Тема № 1
СВЯТАЯ РУСЬ 1.Литература XVII столетия
2. «Слово о Бражнике». Понятие о покаянии.
3. «Житие протопопа Аввакума»- шедевр русской литературы
Тема № 2.
УРОКИ МУДРОСТИ 1. Литература XVII столетия.
2. «Сказание о роскошном житии и веселии» как символ внутреннего стремления человека.
3. «Повесть о Горе- Злочастии»- отвержение сокровищ на земле
4. «Повесть об Ульянии Осоргиной»- стремление прозреть небесное.
5. Литература XVIII столетия.
6. Феофан Прокопович- первый последовательный просветитель России.
Тема №3 РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
1. Сопоставительный анализ стихов И.И. Козлова «Молитва», Вяземского П.А. «Молитвенные думы», Д. В. Веневитинова «Моя молитва».
2. А.С. Пушкин стих-е «Безверие» как раскрытие внутреннего состояния
3. «Борис Годунов» - русская православная душа поэта. Анализ сцены в келье Чудова монастыря)
Слайд 17
4. Христианские мотивы повести «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина.
5. Ранние поэмы М.Ю. Лермонтова («Исповедь», «Ангел смерти», «Боярин Орша»)- пыл страстей
6. Н.В. Гоголь как православный человек
7. «Тарас Бульба»- пафос противостояния натиску мира
8. Ф. И. Тютчев Православие и понятие Святая Русь.
9. И. С. Никитин – образ истинного христианского отношения к жизни. Анализ стих-й «Молитва », «Молитва дитяти», «Сладость молитвы»
10. А.К. Толстой Нравственно-религиозное осмысление жизни. Поэма «Грешница»
11 Самопожертвование в рассказе И. А. Бунина «Лапти»
Тема №6
ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА 1. 1. Традиции святочного рассказа в новелле Н.С.Лескова «Святая ложь»
Слайд 18
8
класс
Тема № 1
БИБЛИЯ Введение. Библия как памятник культуры и литературы. Библейские образы в русской литературы.
Тема № 2.
СВЯТАЯ РУСЬ 1. Литература XVII столетия. Переводные произведения эпохи («Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче»)
2. Моральный кодекс временив «повести о карпе Сутулове и премудрой жене его»
Слайд 19
Тема №3 РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
1. Литература начала XIX века
2. Сопоставительный анализ стихотворений Вяземского «Любить. Молиться. Петь.», Веневитинов «Моя молитва»
3. Стихотворения А.С.Пушкина и первоисточники.
«Дар напрасный, дар случайный» и Книга Иова (гл.1 ст.1, 6, 8, 12; гл.7 ст.17, 18, 20, 21)
«Воспоминание» и Псалтирь (псалом 50) , (Заповеди Блаженства)
4. «Блажен, кто смолоду был честен»( А.С.Пушкина повесть «Капитанская дочка»)
5. Библейские мотивы в стихотворениях М.Ю.Лермонтова
6. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Пророк», М.Ю.Лермонтова «Пророк».
7. Поэзия Н.А. Некрасова- любовь, сострадание к простым людям, к Русской земле. «Мороз, Красный нос»
8. Н.А. Некрасов «Тишина»- духовно-нравственные и эстетические ценности.
9. Божеское и человеческое.
Праведники Л.Н. Толстого (Рассказ «Алеша Горшок»)
10. Мифологические и христианские мотивы в пасхальных рассказах А. П. Чехова "Студент" и "Святой ночью"
Слайд 20
Тема №4
ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА 1.Н. С. Лесков. Святочные рассказы. «Запечатленный ангел». Православная вера героя- рассказчика.
2. Россия, которую мы потеряли.
Слайд 21
Оценка знаний
и умений:
работа учащихся на занятиях
результаты самостоятельной работы
доклады, сообщения, мультимедийные презентации, пректы
Слайд 22
От созидательных идей,
Упрямо требующих крови,
От разрушительных страстей,
Лежащих тайно в их основе,
От Правд, затмивших правду дней,
От лжи, что станет их истоком,
Одно спасенье – стать умней,
Сознаться в слабости своей
И больше зря не спорить с Богом.
Н.Коржавин