Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Сложноподчинённые предложения.
Структура СПП.
Средства связи и знаки препинания
в сложноподчинённых предложениях.
Учитель
русского языка и литературы
Крюков С. Д.
9 класс
Слайд 2
Цели урока:
расширить знания о сложноподчинённых предложениях, познакомиться со структурой СПП, средствами связи в СПП и знаками препинания в них;
находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи;
находить СПП в текстах разных стилей и типов речи, выяснять их роль.
Слайд 3
1. Писатель должен много писать но должен спешить.
2. В поезде экстренной работы не было и часть персонала разошлась.
3. Все ушли и разговоры спрятала ночная мгла.
4. Я всю жизнь провёл на берегу озера и знаю на нём каждый островок.
5. Подул ветерок с заречья и сразу же из-за туч выглянуло солнце.
6. От восхода до заката вёсел плеск да скрип каната.
7. Холодно и за весь май деревья не успели расцвести.
8. Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.
9. Пришёл из школы ученик и запер в ящик свой дневник.
10. Большие совы бесшумно взвивались с дороги и лошади всхрапывая шарахались в сторону.
Упражнение № 1
Цифровой диктант
ССП – 2, 3, 5, 7, 10; О и О – 1, 4, 6, 8, 9.
Проверь себя
Слайд 4
Упражнение № 2
Запишите предложение 10 из предыдущего задания, вставляя знаки препинания. Составьте схему.
Большие совы бесшумно взвивались с дороги и лошади всхрапывая шарахались в сторону.
Большие совы бесшумно взвивались с дороги и лошади всхрапывая шарахались в сторону.
[ ], и [ ].
Проверь себя
Слайд 5
ПРЕЗЕНТАЦИЯ [лат.] –
1) официальное представление вновь созданного проекта, продукции;
2) предъявление переводного векселя лицу, обязанному совершить по нему платёж.
ВЕКСЕЛЬ [нем.] –
вид ценной бумаги, безусловный и бесспорный долговой документ (денежное обязательство) строго установленной законом формы.
Словарная работа:
Слайд 6
1. Чем ССП отличаются от СПП?
2. Назовите известные вам признаки СПП?
3. Как изображаются в схеме части СПП?
4. Каковы средства связи в ССП? в СПП? в БСП?
ССП и СПП различаются характером средств связи простых предложений. ССП: интонация и сочинительные союзы (и, да = и, ни – ни, тоже, также; или, либо, то – то, не то – не то; а, но, да = но, однако, зато, же).
СПП: интонация, подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, так как, оттого что и др.), союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда и др.)
Проверь себя
В СПП части соединяются при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Одна часть является главной, а другая подчиненной – придаточной.
Проверь себя
Бесплодную почву мы сделаем плодородной, если будем упорно работать. Главная часть [ ], придаточная часть (если ).
Проверь себя
ССП – интонация, сочинительные союзы; СПП - интонация, подчинительные союзы или союзные слова; БСП – интонация.
Проверь себя
Слайд 7
Работа с лингвистическим материалом
на стр. 37 учебника.
Задание:
прочитайте текст как можно быстрее, но постарайтесь запомнить его содержание. После чтения вам будет предложен тест по этому тексту.
1) В; 2) Б; 3) Б; 4) В 5) А.
Проверь себя
Слайд 8
Отличие подчинительных союзов и союзных слов
Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:
союз не является членом предложения; союзное слово является членом предложения, к нему можно поставить вопрос, его можно заменить значимым словом;
2) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов). – Таня говорит: «Трава по ночам растёт».
3) союз можно заменить только другим союзом: Когда (= если) труд – удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький). Союзное слово – только союзным словом или словами из главного предложения, к которым относится придаточное: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин). – Вспомни песни, которые пел соловей. Вспомни песни: эти песни пел соловей.
Слайд 9
Упражнение № 78
на стр. 38 учебника.
Задание:
Прочитайте предложения и укажите, союз или союзное слово в них употребляется. Какими членами предложения являются союзные слова в придаточных?
Слайд 10
Объяснительный диктант
Задание:
Записать предложения под диктовку, определить главное и придаточное предложения, поставив вопрос (устно), выделить средства связи, определить синтаксическую роль союзных слов.
Образец записи:
[Вдохновение – такая гостья], (которая не любит посещать ленивых). (П. Чайковский).
Слайд 11
Домашнее задание:
Параграф 9, стр. 38 – 39; 41 – 42.
Упражнение 83 (часть II).
Упражнение 87 (часть I).