Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Понятие конкуренции, преимущества и виды.
Слайд 2
Конкуренция (от латинского «concurrere» -сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Слайд 3
Освоение продукции ранее не производимой
Производство модернизирован ной продукции
Производство продукции высокого качества
Увеличение объемов производства при сокращении затрат
Экономические последствия совершенной конкуренции
Анархия, кризисы
Распыление производительных сил
Расслоение общества
Слайд 4
Негативные стороны конкуренции:
разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
Слайд 5
Функции конкуренции
Функция регулирования.
Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Слайд 6
Функция мотивации.
Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Слайд 7
Функция распределения.
Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Слайд 8
Функция контроля.
Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции.
Слайд 9
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование конкуренции;
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах; - ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
Слайд 10
Виды конкуренции:
-Функциональная (конкуренция определенного товара);
-Видовая (по цене и качеству);
-Межфирменная (среди отдельных предприятий и фирм);
-Внутриотраслевая и межотраслевая;
-Совершенная (свободная) и несовершенная;
-Добросовестная и недобросовестная;
Слайд 11
Совершенная конкуренция –
это такое состояние экономической
системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.
Слайд 12
Признаки совершенной конкуренции:
Множественность продавцов и покупателей
Однородность выпускаемого продукта
Отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены
Полное знание предпринимателями состояния рынка
Абсолютная мобильность производственных
ресурсов
Слайд 13
Несовершенная конкуренция –
функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара.
Слайд 14
К несовершенной конкуренции относятся
Монополии (один продавец),
Монопсонии (один покупатель),
Олигополии (несколько крупных продавцов),
Олигопсонии (несколько крупных
покупателей),
- Монополистическая конкуренция (множество продавцов дифференцированной продукции).
Слайд 15
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Повышение качества продукции;
Снижение цен(«война цен»);
Реклама;
Развитие до- и послепродажного обслуживания;
Создание новых товаров и услуг
Экономический (промышленный шпионаж);
Подделка продукции конкурентов;
Подкуп и шантаж;
Обман потребителей;
Валютные махинации;
Сокрытие дефектов и т. д.
Основные методы добросовестной
конкуренции:
Основные методы недобросовестной
конкуренции:
Слайд 16
Домашнее задание
П.10.1, таблица10-1 (в тетрадь)