Презентация - Общая методология психолого-педагогического исследования


Общая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследованияОбщая методология психолого-педагогического исследования
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Общая методология психолого-педагогического исследования

Слайд 2

План
Наука и научное познание. Исследовательская и проектная деятельность в области образования. Виды научных исследований в педагогике. Общая схема хода научного исследования. Структура исследовательской работы.

Слайд 3

Наука - это форма духовной деятельности людей, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Слайд 4

Выделяют науки:
Естественные Общественные Технические

Слайд 5

особенности научного познания:
Обнаружение объективных законов действительности; Наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности; Цель научного познания — объективная истина; Научное познание — это процесс воспроизводства знаний, которые образуют систему понятий, теорий, гипотез, законов, закрепленных в языке — естественном или искусственном; В процессе научного познания применяются специфические материальные средства: приборы, инструменты, другое «научное оборудование»; Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Слайд 6

Особенности научной деятельности
Проблема Гипотеза Теория

Слайд 7

уровни научного исследования
Эмпирический; Теоретический

Слайд 8

Научная этика - это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведет к административному разбирательству.

Слайд 9

Методология (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово, понятие) - 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Слайд 10

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых педагогических знаний. Различают фундаментальные, прикладные исследования разработки

Слайд 11

Основные виды научно- исследовательских работ студентов : курсовая и выпускная квалификационная работы. КР могут быть: теоретическими эмпирическими экспериментальными

Слайд 12

Сравнительные требования к курсовой и выпускной квалификационным работам
Количественные и качественные различия Курсовая работа Выпускная квалификационная работа
Объём (стр.): 20-25 40-45
План   сложный сложный
Количество глав 2 2,3
Количество источников не менее 20 не менее 40
Введение + +
Основная часть а)теоретическая   + +
б)практическая только в работах экспериментального характера +
Заключение + +
Библиография + +
Приложения по необходимости по необходимости

Слайд 13

Процесс подготовки КР (ВКР)
1. Выбор темы исследования. 2. Составление плана научной работы. 3. Изучение литературы и накопление материалов по теме исследования 4. Планирование экспериментальной работы, выбор методов ее проведения. 5. Проведение эксперимента. 6. Описание процесса исследования. 7.Формулирование выводов и оценка результатов исследования. 8. Литературное оформление исследования. 9. Защита.

Слайд 14

Структурные компоненты КР, ВКР
титульный лист; оглавление (содержание); введение; основная часть (может включать: а) теоретический обзор ли­тературы; б) практическая часть - организация и методика исследова­ния, результаты исследования и их обсуждение); заключение; список литературы; приложения.

Слайд 15

Введение должно включать:
обоснование актуальности темы; ее теоретическое и практическое значение; определение цели, задач, объекта и предмета исследования; выдвижение рабочей гипотезы; перечисление основных методов, применяемых для решения поставленных задач; перечисление имен ведущих ученых, специалистов, чьи труды составили теоретическую базу КР, ВКР; уточнение структуры работы.

Слайд 16

Признаками актуальности могут быть:
общий интерес к проблеме со стороны ученых, педагогов; наличие потребности практики обучения; воспитания; необходимость разработки темы в связи с какими-то условиями (напр. экономическими).

Слайд 17

Пример 1. Тема: «Особенности организации игровой деятельности как средство повышения двигательной активности школьника» Цель: изучить особенности организации игровой деятельности как средства повышения двигательной активности школьника. Пример 2. Тема: «Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников». Цель: Изучить эффективные формы и методы взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников. Пример 3. Тема: «Физическое воспитание как фактор гармонического развития личности». Цель: изучить физическое воспитание как фактор гармонического развития личности.

Слайд 18

Пример 1. Задачи: 1. Показать значение двигательной активности для роста и развития ребенка. 2. Проанализировать основные формы повышения двигательной активности школьников; 3. Провести практическое исследование игровой деятельности на уроках физической культуры.

Слайд 19

Пример 2. Задачи: 1. Проанализировать теории формирования здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья младших школьников в трудах российских ученых. 2. Рассмотреть особенности формирования здорового образа жизни младших школьников. 3.Определить формы и методы взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников. 4. Провести практическое исследование здорового образа жизни на примере конкретной школы.

Слайд 20

Пример 3. Задачи: 1. Рассмотреть особенности формирования личности в коллективе школьников. 2. Определить задачи физического воспитания как основы гармонического развития личности. 3. Исследовать влияние физического воспитания на развитие личности школьников.

Слайд 21

При формулировке задач целесообразно следующие глаголы:
изучить; выяснить; установить; проанализировать; выявить; определить; обосновать; показать;рассмотреть; исследовать.

Слайд 22

Пример 1. Объект: двигательная активность школьников на уроке физической культуры. Предмет: организация игровой деятельности младших школьников как средства повышения двигательной активности на уроке физической культуры. Пример 2. Объект - взаимодействие семьи и школы в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников. Предмет - формы и методы взаимодействия педагогов, родителей в организации и проведении работы с младшими школьниками по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Пример 3. Объект - процесс физического воспитания личности. Предмет - физическое воспитание как фактор гармонического развития личности.

Слайд 23

Алгоритм нахождения объекта, исследования
Определить предметную область (педагогика, психология, тмфв, методика преподавания) Определить раздел в которой находится объект исследования Определить тему раздела, в которой находится объект исследования

Слайд 24

Пример 1. Гипотеза основана на предположении о том, что организация игровой деятельности на уроке физической культуры будет способствовать повышению двигательной активности школьников. Пример 2. Гипотеза основана на предположении о том, что эффективность работы, направленной на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни повысится при активном взаимодействии семьи и школы. Пример 3. Гипотеза основана на предположении о том, что проведение систематической целенаправленной работы по физическому воспитанию будет способствовать полноценному развитию личности.

Слайд 25

«... Методологической основой курсовой ра­боты (ВКР) являются труды...».

Слайд 26

методы
анализ научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; изучение школьной документации; изучение продуктов деятельности учащихся; педагогическое наблюдение; беседа и анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент.

Слайд 27

«Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающий теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, ...».

Слайд 28

«Структура работы. Курсовая работа (ВКР) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 35 наимено­ваний. Работа содержит 9 таблиц, 3 рисунка, 2 графика, 5 приложе­ний».

Слайд 29

Глаголы
анализирует, возра­жает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не раз­деляет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объ­ясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пере­сказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволя­ет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, при­знает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, реша­ет проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спраши­вает, ссылается, считает, указывает, употребляет, утверждает, уточняет.­

Слайд 30

1. Организационный: задачи эксперимента; определение условий проведения экспериментальной работы (где, когда и как будет проводиться) методы проведения. 2. Содержательный: проведение эксперимента; данные, полученные в ходе эксперимента. 3. Аналитический этап: анализ полученных экспериментальных данных; сравнение аналитического материала с задачами и гипотезой исследования; обработка результатов эксперимента; изложение выводов экспериментальной работы.

Слайд 31

«Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов».

Слайд 32

Теоретический анализ литературы показал, что… Исследовав особенности … мы пришли к выводу, что… В ходе практического исследования нами были получены следующие выводы… На основе данных выводов можно сформулировать следующие рекомендации для учителя…