Презентация - Культура речи


Культура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речиКультура речи
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Культура речи
«Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни». Вольтер.

Слайд 2

Культура речи – умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Речевое поведение, общение с помощью языка предполагает определенную культуру — культуру речи — одно из важных условий успешной коммуникации. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.  Составляющими культуры речи являются: 1) правильность речи, нормативность(как говорить правильно, т. е. соблюдая нормы литературного языка), 2) речевое мастерство , коммуникативность(как говорить хорошо, эффективно: содержательно, точно, логично, выразительно, разнообразно, ясно), 3) соблюдение этикета — норм речевого поведения, принятых и предписываемых обществом, в различных ситуациях общения.

Слайд 3

Задание: найдите ошибки и исправьте их
Люди, которые повязли в лени, много теряют. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает. Я прекрасно провел лето в сельской деревне у своей бабушки-старушки. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Он любил слушать лестные комплименты. Она опять получила денежный штраф.

Слайд 4

Слайд 5

Исследователи определяют несколько типов речевой культуры — от элитарной до просторечной.
Речь представителей элитарного типа речевой культуры - соответствует языковым нормам литературного языка, хотя допускает единичные погрешности; - отличается богатством, выразительностью, аргументированностью, логичностью, целесообразностью и ясностью изложения в устной и письменной речи; - свободным использованием функциональных стилей и жанров речи в соответствии с ситуацией и целями общения; - знанием и использованием риторических правил общения; - ориентированностью в своей речевой практике на разнообразные тексты общекультурного значения; - постоянным пополнением своих знаний; - проверкой их по авторитетным словарям и справочникам.

Слайд 6

Большинство образованного населения России (людей с высшим образованием и значительное количество со средним образованием) являются носителями среднелитературного типа речевой культуры. Для них характерно: - менее строгое соблюдение норм литературного языка: наличие орфоэпических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических ошибок; - зачастую искаженное представление о правильности в силу отсутствия необходимых знаний; - удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и умений, в их проверке; - злоупотребление книжными и иностранными словами; - владение, как правило, только разговорной речью и одним из функциональных стилей, необходимых профессионально: для ученых — научным, для журналистов — публицистическим и т. д.; - ориентированность на радио, телевидение и другие средства массовой информации, на популярную литературу, часто низкого качества;

Слайд 7

РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества Речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.

Слайд 8

Задание: определите, к какой социальной группе относится участники диалога?
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: “Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, Милая Груша, меня не забудь. Васятка”. Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: “Составьте иначе. Вы взрослый человек. Не в детсаде” – “Почему?” – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!… Вы, наверное, подумали…” - “ В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст”. Чудик переписал. “Приземлились. Все в порядке. Васятка”. Телеграфистка сама исправила два слова: “приземлились” и “Васятка”. Стало: “Долетели, Василий”. – “Приземлились… Вы что, космонавт, что ли?” –Ну ладно, – сказал Чудик, Пусть так будет.

Слайд 9

Речь (речевая деятельность) может быть внутренней и внешней.
Внутренней речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её высказывания. Такая речь характеризуется: сжатостью, свёрнутостью, большой скоростью протекания, предназначенностью для самого себя, отсутствием функции общения, функционированием в качестве средства теоретико-познавательной деятельности. Внешняя речь — это речь, оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Может быть представлена в виде: монолога и диалога

Слайд 10

Монолог — развернутый вид речи, произносимый одним говорящим, подчиненный одной теме, определенному замыслу, имеющий свою композицию, обладающий относительной законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ, статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовится заблаговременно (составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной последовательности, иногда редактируется, совершенствуется).

Слайд 11

Выделяют следующие типы монологов:
монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования: - начало события, - развитие события, - конец события.

Слайд 12

Пример монолога повествовательного типа:
Когда-то в нашем дворе жил огромный сторожевой пес. Звали его просто Пес. А у соседки напротив курица вывела маленьких цыплят. Пес их очень любил и оберегал. Если бывало холодно, грел своим телом. Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки- цыплята. Хозяйка посчитала цыплят — ни один не пропал. И с тех пор пса зовут Спасатель.

Слайд 13

Задание: составьте монологическую речь с последовательным использованием следующих слов:
Рюмка; велосипед; забор; терпение; календарь

Слайд 14

монолог - рассуждение, для которого типичны
синтаксические построения, содержащие умозаключения, констатацию фактов, передающие логическую связь явлений (конструкции причинно - следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.). Композиционная схема рассуждения выглядит следующим образом: - тезис (основная мысль), - доказательство, - вывод. Например. Скоро зима же будет на исходе, потому, что над широкими проталинками высоко повис жаворонок. Песни его так звонки и переливчаты, что остановят любого.

Слайд 15

монолог-исповедь,
который обычно объединяет в себе повествовательные формы речи с формами рассуждений. Пример монолога-исповеди: Знаешь, я так часто о тебе мечтал. А теперь, когда сладостный миг удачи так близок, что-то во мне перевернулось, задрожало... Я несусь куда-то вдаль, сам не знаю зачем и почему. В моей голове мысли, чувства, планы. Все таки я счастлив, что живу на этой земле...

Слайд 16

Диалог— разговор двух или более человек (в последнем случае принято говорить о полилоге), который состоит из реплик, обращенных к собеседнику, и характеризуется их сменой, как правило, ситуативной, то есть связанной с обстановкой, в которой протекает; реплики диалога связаны друг с другом по содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей).

Слайд 17

Задание: выбрать собеседника и составить с ним диалог с использованием слов:
Позитивный; Труднопреодолимый; Непрекращающийся; энциклопедический

Слайд 18

Речь в межличностном общении
Межличностное общение определяют как взаимодействие между небольшим числом общающихся, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т. е имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга» легко осуществлять обратную связь. Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Формы коммуникативной тактики: включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе; позитивное и уважительное рассмотрение его мыслей; отстраненность содержания речи от слушателя, движение по внутренней логике предмета (позиция независимости).

Слайд 19

Проблема диалогического общения, установления дружеских, доверительных взаимоотношений возникает из-за неспособности человека высказать себя, выразить внутреннее Я.
Лучшее знание себя в отношениях с другими приводит к росту самоуважения и самопринятия.