Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Культура речи
«Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».
Вольтер.
Слайд 2
Культура речи – умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Речевое поведение, общение с помощью языка предполагает определенную культуру — культуру речи — одно из важных условий успешной коммуникации. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Составляющими культуры речи являются:
1) правильность речи, нормативность(как говорить правильно, т. е. соблюдая нормы литературного языка),
2) речевое мастерство , коммуникативность(как говорить хорошо, эффективно: содержательно, точно, логично, выразительно, разнообразно, ясно),
3) соблюдение этикета — норм речевого поведения, принятых и предписываемых обществом, в различных ситуациях общения.
Слайд 3
Задание: найдите ошибки и исправьте их
Люди, которые повязли в лени, много теряют.
Она всегда была человеком замкнутым, скрытым.
К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает.
Я прекрасно провел лето в сельской деревне у своей бабушки-старушки.
Здесь раскрыта и затронута интересная проблема.
Мать стояла тихо и молча.
Эти модницы интересуются только платьями и нарядами.
Он любил слушать лестные комплименты.
Она опять получила денежный штраф.
Слайд 5
Исследователи определяют несколько типов речевой культуры — от элитарной до просторечной.
Речь представителей элитарного типа речевой культуры
- соответствует языковым нормам литературного языка, хотя допускает единичные погрешности;
- отличается богатством, выразительностью, аргументированностью, логичностью, целесообразностью и ясностью изложения в устной и письменной речи;
- свободным использованием функциональных стилей и жанров речи в соответствии с ситуацией и целями общения;
- знанием и использованием риторических правил общения;
- ориентированностью в своей речевой практике на разнообразные тексты общекультурного значения;
- постоянным пополнением своих знаний;
- проверкой их по авторитетным словарям и справочникам.
Слайд 6
Большинство образованного населения России (людей с высшим образованием и значительное количество со средним образованием) являются носителями среднелитературного типа речевой культуры. Для них характерно:
- менее строгое соблюдение норм литературного языка: наличие орфоэпических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических ошибок;
- зачастую искаженное представление о правильности в силу отсутствия необходимых знаний;
- удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и умений, в их проверке;
- злоупотребление книжными и иностранными словами;
- владение, как правило, только разговорной речью и одним из функциональных стилей, необходимых профессионально: для ученых — научным, для журналистов — публицистическим и т. д.;
- ориентированность на радио, телевидение и другие средства массовой информации, на популярную литературу, часто низкого качества;
Слайд 7
РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества
Речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.
Слайд 8
Задание: определите, к какой социальной группе относится участники диалога?
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: “Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, Милая Груша, меня не забудь. Васятка”. Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: “Составьте иначе. Вы взрослый человек. Не в детсаде” – “Почему?” – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!… Вы, наверное, подумали…” - “ В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст”. Чудик переписал. “Приземлились. Все в порядке. Васятка”. Телеграфистка сама исправила два слова: “приземлились” и “Васятка”. Стало: “Долетели, Василий”. – “Приземлились… Вы что, космонавт, что ли?”
–Ну ладно, – сказал Чудик, Пусть так будет.
Слайд 9
Речь (речевая деятельность) может быть внутренней и внешней.
Внутренней речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её высказывания. Такая речь характеризуется: сжатостью, свёрнутостью, большой скоростью протекания, предназначенностью для самого себя, отсутствием функции общения, функционированием в качестве средства теоретико-познавательной деятельности.
Внешняя речь — это речь, оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Может быть представлена в виде: монолога и диалога
Слайд 10
Монолог — развернутый вид речи, произносимый одним говорящим, подчиненный одной теме, определенному замыслу, имеющий свою композицию, обладающий относительной законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ, статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовится заблаговременно (составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной последовательности, иногда редактируется, совершенствуется).
Слайд 11
Выделяют следующие типы монологов:
монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования: - начало события, - развитие события, - конец события.
Слайд 12
Пример монолога повествовательного типа:
Когда-то в нашем дворе жил огромный сторожевой пес. Звали его просто Пес. А у соседки напротив курица вывела маленьких цыплят. Пес их очень любил и оберегал. Если бывало холодно, грел своим телом.
Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки- цыплята.
Хозяйка посчитала цыплят — ни один не пропал. И с тех пор пса зовут Спасатель.
Слайд 13
Задание: составьте монологическую речь с последовательным использованием следующих слов:
Рюмка;
велосипед;
забор;
терпение;
календарь
Слайд 14
монолог - рассуждение, для которого типичны
синтаксические построения, содержащие умозаключения, констатацию фактов, передающие логическую связь явлений (конструкции причинно - следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.).
Композиционная схема рассуждения выглядит следующим образом: - тезис (основная мысль), - доказательство, - вывод.
Например. Скоро зима же будет на исходе, потому, что над широкими проталинками высоко повис жаворонок. Песни его так звонки и переливчаты, что остановят любого.
Слайд 15
монолог-исповедь,
который обычно объединяет в себе повествовательные формы речи с формами рассуждений.
Пример монолога-исповеди: Знаешь, я так часто о тебе мечтал. А теперь, когда сладостный миг удачи так близок, что-то во мне перевернулось, задрожало...
Я несусь куда-то вдаль, сам не знаю зачем и почему. В моей голове мысли, чувства, планы.
Все таки я счастлив, что живу на этой земле...
Слайд 16
Диалог— разговор двух или более человек (в последнем случае принято говорить о полилоге), который состоит из реплик, обращенных к собеседнику, и характеризуется их сменой, как правило, ситуативной, то есть связанной с обстановкой, в которой протекает; реплики диалога связаны друг с другом по содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей).
Слайд 17
Задание: выбрать собеседника и составить с ним диалог с использованием слов:
Позитивный;
Труднопреодолимый;
Непрекращающийся;
энциклопедический
Слайд 18
Речь в межличностном общении
Межличностное общение определяют как взаимодействие между небольшим числом общающихся, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т. е имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга» легко осуществлять обратную связь.
Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения.
Формы коммуникативной тактики:
включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе;
позитивное и уважительное рассмотрение его мыслей;
отстраненность содержания речи от слушателя, движение по внутренней логике предмета (позиция независимости).
Слайд 19
Проблема диалогического общения, установления дружеских, доверительных взаимоотношений возникает из-за неспособности человека высказать себя, выразить внутреннее Я.
Лучшее знание себя в отношениях с другими приводит к росту самоуважения и самопринятия.