Презентация - Лексикон обучающихся моей школы


Лексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школыЛексикон обучающихся моей школы
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Исследовательская работа по русскому языку на тему:
«Лексикон обучающихся моей школы».
МБОУ Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа Озёрский филиал
Работу выполнила: Шарапова Александра, обучающаяся 10 класса Руководитель: Балабаева Л.Л., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Проблема
В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики обучающихся, определило проблему моего исследования  

Слайд 3

Актуальность
Данная тема является актуальной, так как обусловлена желанием выделить на основе изученной литературы, сбора и записи информации истоки пополнения лексикона учащихся. -  ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка; -    молодежный сленг и жаргонизмы –явления которые присутствуют повсюду.

Слайд 4

Цель исследования:
проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса обучающихся моей школы.

Слайд 5

Область исследования:
жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника
Объект исследования:
устная речь обучающихся моей школы

Слайд 6

Гипотеза:
в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?

Слайд 7

Задачи проекта:
Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика- диалектизмы и профессионализмы в речи обучающихся. Определить понятия "жаргон" и "сленг". Провести социологическое исследование среди обучающихся среднего звена школы с целью определения : круга наиболее употребительных жаргонных слов; частоты употребления жаргонизмов; причин употребления школьниками жаргонизмов.   Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.   Систематизировать материал.   Сделать выводы по теме исследования

Слайд 8


употребляется свободно, неограниченно
не вошло в состав свободно употребляемой лексики
Общеупотребительная лексика
Профессио-нальная лексика
Диалект-ная лексика
Жаргонная лексика
ЛЕКСИКА
Если слово в современном русском языке

Слайд 9

Причины редкого употребления диалектизмов школьниками:
диалектизмы- это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста; в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и «старомодно».
Примеры диалектизмов: курчата (цыплята), кошелка (корзина), цибарка( ведро), буряк ( свекла), дите (ребенок) и др.

Слайд 10

Лексика ограниченного употребления
Профессионализмы
Термины
синтаксис, неравенство, климат, остров, монитор, подлежащее и другие
.
карбюратор, штемпель, товарооборот, скальпель аккумулятор, радиатор, коробка передач, севооборот

Слайд 11

Что такое сленг?
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Молодёжный сленг —это социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.

Слайд 12

Практические исследования
Вопросы анкеты для обучающихся: Что такое молодежный сленг?  Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет) Да-25 чел. Нет -4 чел.   Используешь ли ты эти слова в своей речи? часто- 19чел., редко-6 чел., никогда- 4 чел.)   Напишите известные вам жаргонные слова.

Слайд 13

Анкетирование показало, что обучающиеся активно используют молодежный сленг
Части тела грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши);
Слова, обозначающие людей по профессии училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер);
Бытовая техника ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD);

Слайд 14

Слова, обозначающие людей по родству предки, родичи, родоки (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень)
Учеба домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка
Продукты питания хавка, хавать, хавчик, жрачка (еда), магаз, магазик (магазин), столовка (столовая)
Деньги бабки, бабло, баксы, штука
Слова-оценки классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое)

Слайд 15

Глаголы отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);
Транспорт мотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка (модели автомобилей
Слова, обозначающие людей по их качеству характера крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова

Слайд 16

С какой целью используете сленг в речи?

Слайд 17

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

Слайд 18

Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?

Слайд 19

Вывод:
гипотеза, которую я выдвигала, верна- в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. Наша задача- учиться уместно использовать ограниченную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения.

Слайд 20

Список использованной литературы:
С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989 В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант). Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995. Материалы Интернет

Слайд 21