Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Модели культурной политики
Слайд 2
Социодинамика культуры.
Абраам Андре Моль Представление о культуре как о наборе сообщений впервые наиболее полно было представлено в работе Абраама Моля «Социодинамика культуры» в 1967 г. «Культура - совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с так называемой «памятью мира» или общества — памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках»
Слайд 3
Социодинамика культуры.
Абраам Андре Моль Роль культуры состоит в том, что она дает человеку «экран понятий», на который он проецирует и с которым он сопоставляет свои восприятия внешнего мира. Таким образом, культуру общества Моль трактовал как культуру множества индивидов его составляющих, то есть совокупность их экранов, на которые проецируются сообщения, получаемые ими извне.
Слайд 4
А. Моль. Аспекты культурной политики повышение «коэффициента разнообразия» культурных сообщений и противодействие распространению стереотипных ценностей, которые публика систематически потребляла и к которым она уже привыкла; распространение в первую очередь гуманитарных знаний, что позволит современной «мозаичной» культуре трансформироваться в «культуру творческих личностей»; « культурное наполнение » территории проживания социума , определяемое ростом количества продуктов культуры («культурем») на квадратный километр
Слайд 5
А. Моль
Классификация типов культурной политики Социостатическая модель описывает устойчивые цели культурной политики и ее институты. Социостатическая модель Популистская модель Патерналистская модель Эклектическая модель
Слайд 6
«Популистская» или «демагогическая» модель Цель - удовлетворение культурных потребностей как можно большего числа людей. Основная задача популистской культурной политики – сформировать такую индивидуальную картину мира каждого человека, которая отражала бы в той или иной мере картину мира основных субкультур, составляющих общество.
Слайд 7
Патерналистская культурная политика Характерная черта - право распространения культурных ценностей и основные его каналы находятся в руках управленческой ячейки, также вырабатывающей критерии ценности тех или иных культурных благ. В этом случае культурная политика служит целям какой-либо определенной политической партии, религиозного течения или государства в целом.
Слайд 8
Эклектическая культурная политика Задача – обеспечение каждого человека индивидуальной культурой, представляющей собой выборку наиболее значимых достижений культуры. Общество выполняет функцию модератора культурных ценностей, определяя долю и пропорциональность тех или иных культурных благ в соответствии с принятой в данный момент культурой.
Слайд 9
А. Моль
Классификация типов культурной политики Социодинамическая модель Консервативная модель Прогрессивная модель
Слайд 10
Модель Милены Драгичевич-Шешич Критерии: характер политического устройства государства; место государства и других акторов в реализации культурной политики.
Слайд 11
Либеральная культурная политика Рынок культурных товаров играет здесь решающую роль. Центральное место на нем принадлежит культурным индустриям и их стандартизированным культурным продуктам, созданным для большинства членов общества - аудитории массовой культуры.
Слайд 12
Государственная бюрократическая или просветительская культурная политика Главная черта - доминирование государства, которое посредством аппарата (законодательного, политического, идеологического) и финансов контролирует сферу культуры.
Институт «социального заказа» придавал культурной творческой активности соответствующие содержание и стиль.
Слайд 13
Национально-освободительная культурная политика Основная ее черта - развитие или утверждение оригинальных культурных традиций, подавлявшихся в колониальный (или в социалистический) период. Это может сопровождаться неприятием произведений искусства предшествующих периодов, отрицанием культуры национальных меньшинств, альтернативного и экспериментального искусства.
Слайд 14
Культурная политика переходного периода Отличительной чертой подобной политики является то, что в ее рамках даже демократические ориентиры реализуются через структуры государства, не способные в одночасье отказаться от командно-бюрократических методов.
Слайд 15
Модели культурной политики:
Марк Пахтер и Чарльз Лэндри Политика, основанная на знании и занятости. Культура - в особенности, культурные индустрии - способствует решению проблемы занятости.
Слайд 16
Модели культурной политики:
Марк Пахтер и Чарльз Лэндри Имиджевая политика. Признается роль культуры в создании ярких образов, необходимых для повышения рейтинга и осуществления стратегий продвижения на международной арене.
Слайд 17
Модели культурной политики:
Марк Пахтер и Чарльз Лэндри Политика организационной модернизации. Расходы на содержание громоздкой инфраструктуры культуры считаются неоправданными, а организационная структура - неспособной обеспечить более сложное многоканальное финансирование, в частности, наладить связи с коммерческим сектором. В результате собственно менеджерская линия превалирует над творческой.
Слайд 18
Модели культурной политики:
Марк Пахтер и Чарльз Лэндри Охранительная политика. Задачи - охрана культурного своеобразия или разнообразия и защита традиционных ценностей в условиях современной массовой культуры.
Слайд 19
Модели культурной политики:
Марк Пахтер и Чарльз Лэндри Использование культуры в более широких контекстах. Исходит из того, что культура является ресурсом местного развития и каждая ее грань - будь то история, современные события или особенности городской субкультуры, отражающие местный колорит, - может быть эффективно использована. Такой подход стремится соединить культурную проблематику с политикой в самых разных областях.
Слайд 20
Модели культурной политики:
Гарри Шартран и Клер Мак-Кафи Государство - «вдохновитель» - напрямую субсидируя искусство не слишком щедро, стимулирует общество вкладывать средства в некоммерческие организации культурной сферы.
Слайд 21
Модели культурной политики:
Гарри Шартран и Клер Мак-Кафи Государство - «патрон» - Финансирует культурную деятельность посредством управления «на расстоянии вытянутой руки», определяя лишь общий уровень поддержки культуры и выделяя соответствующие финансовые средства.
Слайд 22
Модели культурной политики:
Гарри Шартран и Клер Мак-Кафи Государство - «архитектор» - Решение о поддержке культуры, размерах и адресности финансирования принимают государственные органы, чаще всего - министерства культуры. Государство - «инженер» - принимает решение о распределении финансовых ресурсов, их получателях и контролирует целесообразность расходов посредством специальных государственных органов.
Слайд 23
Модели культурной политики:
Андреас Визанд Первая модель основывается на традиционной идее общественной поддержки искусства и культуры: интерес власти сфокусирован на музеях, театрах, библиотеках и культурных центрах, которые и получают финансирование; главной целью является институциональный баланс в культуре и искусстве;
Слайд 24
Модели культурной политики:
Андреас Визанд наличие инструментов государственного регулирования, таких как планирование и составление программ; политика характеризуется деятельностью на общенациональном уровне; для контроля власть создает всякого рода художественные советы .
Слайд 25
Модели культурной политики:
Андреас Визанд Рыночно ориентированная модель культурной политики: культура, как и другие секторы общественной жизни регулируется рынком; политика, в основном, ориентирована на экономическое развитие; традиционные барьеры между высокой культурой и массовой культурой становятся несущественными.
Слайд 26
Модели культурной политики:
Андреас Визанд основным термином культурной политики является «менеджмент культуры»; особое внимание уделяется развитию культуры на местном уровне, хотя фактически усиливается транснациональная политика; важную роль в формировании политики играет культурная элита, прежде всего – из мира искусства. Ее деятельность обеспечивают эксперты – маркетологи и бизнесмены.
Слайд 27
Модели культурной политики:
«Страновая модель» Американская модель - Характерен ярко выраженный рыночный подход: учреждения культуры большую часть своего дохода получают от предоставления услуг потребителям. С другой стороны, значительная доля финансирования поступает от частных спонсоров, фондов и физических лиц.
Слайд 28
Модели культурной политики:
«Страновая модель» Децентрализация (Германия) - бюджетное финансирование осуществляется региональными и местными властями. Центр имеет ограниченную компетенцию в области культуры, участвуя в данном процессе лишь в качестве дополнительного источника средств.
Слайд 29
Модели культурной политики:
«Страновая модель» Модель, основанная на принципе «вытянутой руки» (Великобритания, Канада и др.) - правительство, определяя общую сумму дотаций на культуру, не участвует в их распределении. Эту функцию осуществляют независимые административные органы, которые, в свою очередь, передают право распределения финансовых средств специальным комитетам и группам экспертов.
Слайд 30
Модели культурной политики:
«Страновая модель» Сильная администрация в сфере культуры на центральном уровне (СССР, коммунистические страны) - администрация несет прямые расходы по поддержанию культурного развития; она же играет роль побуждающей и координирующей силы в деятельности всех партнеров по культурной жизни, в частности, региональных и местных сообществ.
Слайд 31
Ценностно-ориентированная модель культурной политики Цель: формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, сохранение и развитие культуры народов РФ путем передачи новым поколениям ее гуманитарных ценностей, традиционных для российской цивилизации.
Слайд 32
Ценностно-ориентированная модель культурной политики Задачи: сохранение и преумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов РФ; повышение роли России в гуманитарном и культурном пространстве.