Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Поведенческое направлеие
в психокоррекционной работе
Автор-составитель : Преподаватель кафедры педагогики и психологии ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж»
Слайд 2
Поведенческое направление в психокоррекционной работе берет свое начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса (середина 50-х - начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка .
Слайд 3
В основе данного направления выделяют три классических психологических направления: 1. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях И. П. Павлова и С. Халла. 2. Теория оперантного научения Б. Скиннера. 3. Теория когнитивного научения.
Слайд 4
В настоящее время в бихевиоральной психокоррекции сосуществуют три основные тенденции: 1 Классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И. П. Павлова. 2 Оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения. 3 Мультимодальное программирование.
Слайд 5
Классическая теория условных рефлексов И. П. Павлова явилась фундаментом, на котором было построено современное здание поведенческой коррекции. На основе принципов классического обусловливания созданы такие методики коррекции поведения, как методика аверсивного обусловливания, методика контроля стимула и т.д
Слайд 6
И. П. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом нейтральный стимул может стать условным раздражителем и вызывать такую же реакцию, как и безусловный рефлекс, который протекает автоматически. И. П. Павлов показал, что формирование условного рефлекса подчиняется ряду требований: смежности - совпадению по времени индифферентного и безусловного раздражителей с некоторым опережением первого; повторение - многократное сочетание индифферентного и безусловного раздражителей.
Слайд 7
Теория оперантного обусловливания связана с именами Э. Торндайка и Б. Скиннера. ) ученые разработали принцип оперантного обусловливания «реакция - стимул» (R S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Отсюда следует возможный способ влияния на поведение через воздействие на его результаты. Особое значение придается этапу функционального анализа, или поведенческой диагностики . Задача этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих клиента объектов, установлении иерархии их подкрепляющей силы.
Слайд 8
Оперантные методы могут быть использованы для решения следующих задач: формирование нового стереотипа поведения , которого ранее не было в поведенческом репертуаре человека (например, поведение самоутверждающего типа у пассивного ребенка, элементы совместной игры у застенчивого ребенка и др.), для формирования такого поведения используют различные стратегии - «шейпинг», «сцепление», «фединг» и др.; закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи используются контроль стимула, положительное и отрицательное подкрепление;
Слайд 9
уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа; поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях
Слайд 10
Мультимодальное программирование , или мультимодальная поведенческая коррекция В этом направлении центральное место отводится воздействию на целостную организацию личности . В пределах этого новейшего направления (А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и др.), включающего в себя когнитивно-ориентированные техники моделирования, формирования поведения, получили развитие программы саморегуляции, когнитивного саморегулирования, когнитивной модификации поведения.
Слайд 11
Одно из последних достижений поведенческой психотерапии - снятие посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккодических движений глаз . Открытый в 1987 г. (Ф. Шапиро), этот метод хорошо зарекомендовал себя в работе с ветеранами войны во Вьетнаме, жертвами насилия и т.д.
Слайд 12
Для поведенческой коррекции характерно следующее: стремление психолога оказать помощь клиентам, т.е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения или исключению нежелательных способов реагирования; отсутствие требования изменить эмоциональные отношения и чувства клиента; наличие позитивных отношений между психологом и клиентом, являющихся необходимым, но недостаточным условием эффективного коррекционного воздействия;
Слайд 13
жалобы клиента рассматриваются как значимый материал, на котором фокусируются коррекционные воздействия; психолог и клиент договариваются о специфических целях коррекции, понимаемых таким образом, что и клиент и психолог знают, как и когда эти цели могут быть достигнуты.
Слайд 14
Цели коррекции : Основная цель коррекционных воздействий - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения
Слайд 15
Позиция психолога: Психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.
Слайд 16
Требования и ожидания от клиента : Четко определяется роль клиента. Поощряется активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизации с новыми формами поведения. Важнейшим моментом выступает выработка готовности к применению новых форм поведения. Поскольку коррекции подвергается в основном поведение обратившегося, то и задачей коррекционной деятельности выступает формирование оптимальных поведенческих навыков. А психические расстройства различного типа рассматриваются как формы неадаптивного поведения.