Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
Слайд 2
ПЛАН Экономические системы Рынок и его роль в экономической жизни Рыночные структуры Конкуренция и монополия Современный рынок Становление рыночной экономики в России
Слайд 3
Экономические системы
— способ организации производства, распределения и потребления, основанный на существующих отношениях собственности
Слайд 4
Типы экономических систем Традиционная Рыночная Централизованно-планируемая Смешанная
Слайд 5
Рыночная экономика — экономическая система, в которой основная часть факторов производства находится в частной собственности и произведенные товары и услуги распределяются на основе соотношения спроса и предложения в условиях свободных цен До террористических актов
11 сентября 2001 Центр мировой торговли в Нью-Йорке (США) был символом рыночной экономики.
Слайд 6
Рынок и его роль в экономической жизни Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Условия возникновения рынка Общественное разделение труда Экономическая обособленность производителей Самостоятельность производителя
Слайд 7
Признаки рынка Нерегулируемое предложение Нерегулируемый спрос Нерегулируемая цена Функции рынка Посредническая Ценообразования Информационная Регулирующая Санирующая - «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности
Слайд 8
Элементы рыночной инфраструктуры : Кредитная система Банки Страховые компании Фонды профсоюзов Государственные финансы Ярмарки Аукционы Биржи Система законодательства , определяющая правила «рыночной игры» Рыночная инфраструктура – система экономических и правовых учреждений и организаций, которая обеспечивает свободное движение Т и услуг, денежных потоков на рынке, их распределение для бесперебойного функционирования рыночного механизма.
Слайд 9
Черты рынка позитивные негативные Не гарантирует решение проблем (безработица, инфляция, защита природы, развитие науки ) Поддерживает социальное неравенство Тенденция к монополизации Не решает региональные проблемы из-за неравенства региональных ресурсов Способствует циклическому развитию Способствует эффективному распределению ресурсов (формирует структуру производства) Стимулирует НТР Удовлетворяет потребности человека Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности Обеспечивает наибольшую эффективность
Слайд 10
Виды рынков С точки зрения законода-тельства По товарам и услугам По пространственному признаку По типу конкуренции Легальный (закон-ный) Нелегальный (теневой) Потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы) и услуг Средств производства Рабочей силы Инвестиций Иностранных валют Ценных бумаг (фондовые биржи) Н/т разработок Информации Мировой Региональ-ный Националь-ный Местный Чистой (свободной) конкуренции Несовершен-ной конкуренции: Чистой монополии Монополис-тической конкуренции Олигополии
Слайд 11
Рынки по типу конкуренции Рынок чистой конкуренции : множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию ( нефть, газ, уголь) свободная информация о состоянии рынка вход и выход из отрасли свободен продавец не контролирует цену, конкурентная фирма не может установить рыночную цену Близки к совершенной конкуренции рынки мировых валют и ценных бумаг Обычно: национальные розничные рынки бензина, овощей, юридических, бытовых и др. услуг Чистая монополия : отрасль из одной фирмы монополист диктует цену Монополии могут быть установлены законом Близка к монополии: система Windows фирмы Майкрософт, De Beers , «Российский алюминий», Газпром
Слайд 12
Монополистическая конкуренция : множество мелких фирм с разнородной продукцией ограниченный контроль над ценами вход и выход с рынка свободен товары взаимозаменяемы ( машины различных фирм ) ценовая и неценовая конкуренция Олигополия : небольшое число крупных фирм (2-5), контролируют большую часть рынка продукция разно- и однородная вступление новых фирм в отрасль затруднено фирмы устанавливают цену Типичный пример: рынок нефти, мобильная связь Рынки по типу конкуренции
Слайд 13
Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка:
Спрос Предложение Цена между которыми существует взаимосвязь
Слайд 14
Спрос - отражает готовность (желание и возможность)
покупателя приобретать Т и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.
Факторы влияющие на спрос:
Ценовые факторы Неценовые факторы - изменение цены при неизменности других факторов - - изменение других факторов при неизменности цены - определяют величину спроса определяют функцию спроса ( или спрос)
Слайд 15
Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товаров. Величина спроса (объём покупок) отражает то количество товара, которое было бы куплено по данной цене за определенный период времени при данном характере спроса, т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Величина спроса зависит от цены товара.
Слайд 16
Q - величина спроса, D – спрос, P – цена товара
P цена Q кол-во A B D C Изменение величины спроса
Слайд 17
Закон спроса Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: выше цена ниже спрос ниже цена выше спрос
Слайд 18
Спрос Функция спроса ( или просто спрос) изменяется в результате изменения других факторов при неизменной цене товара. Неценовые факторы спроса Число покупателей Доходы покупателей Цены на другие товары (Турция/Египет, апельсин/мандарин, принтер/картридж, бензин/автомобиль ) Предпочтения (детектив/классика) Ожидания (ожидание роста цен на мыло в следующем году – рост спроса теперь при той же цене) Q - величина спроса D - спрос P – цена товара
Слайд 19
Изменение функции спроса P Q D 1 D Рост спроса Q величина спроса D спрос P цена товара (объём покупок) цена товара
Слайд 20
Предложение Величина предложения – отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения (в данном месте, в данное время) , т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение. Q – величина предложения Р – цена товара S – предложение отражает готовность продавца продавать Т или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени
Слайд 21
Предложение: изменение цены P Цена товара Q Объём товаров A C S Q – величина предложения Р – цена товара S – предложение
Слайд 22
Закон предложения — величина предложения находится в прямой зависимости
от цены: выше цена — выше предложение ниже цена — ниже предложение
Слайд 23
Соотношение м/у понятиями
«величина предложения» Владелец магазина: «сколько товаров изготовители будут готовы мне предложить на продажу за месяц при цене, равной 100 руб.?» Ответ – информация о величине предложения «предложение» Владелец магазина: «сколько товаров изготовители будут готовы мне предложить за месяц при различных уровнях цен на данный товар?» Ответ – характеристика предложения на данном рынке
Слайд 24
Изменение функции предложения P Цена товара Q Объём товара A S D S 1 Рост предложения
Слайд 25
Предложение Неценовые факторы предложения: Рост объемов производства Улучшение условий производства (технологии, налоги) Цены на другие товары Предпочтения Ожидания (ожидается холодная зима) Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.
Слайд 26
Рыночное равновесие Рыночное равновесие – равенство спроса и предложения на рынке определенного товара Рыночное равновесие характеризуют два показателя: Равновесное количество – равенство величины спроса величине предложения ( 5 ед. ) Равновесная цена – цена, при которой величина спроса равна величине предложения ( 2 тыс.р. )
Слайд 27
«крест маршала» Рыночное равновесие P A C S D B F Q S D Рыночное равновесие Излишек Дефицит
Слайд 28
Рыночный механизм Рыночный механизм – автоматическое достижение баланса спроса и предложения, равновесных цены и количества товара. Эластичность предложения по цене – масштаб изменения величины предложения (в %) при изменении цены на 1%. Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на 1%.
Слайд 29
Цена Цена – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре. Функции цены в условиях рыночной экономики : Информационная – показывает наиболее выгодные области деятельности Распределяющая – если доходы неизменны, то цены определяют, сколько каждого товара потребитель может позволить себе приобрести Стимулирующая – изменение цен побуждает совершенствовать производство и наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы Рыночный механизм, автоматически обеспечивающий баланс спроса и предложения, показывает производителю ответы на основные вопросы экономики: что? как? для кого? сколько? когда? производить
Слайд 30
Рыночные структуры СТРУКТУРА РЫНКА — основные характерные черты рынка, в число которых входят: количество и размеры представленных на рынке субъектов степень, в которой товары разных субъектов схожи между собой легкость входа и выхода с конкретного рынка доступность рыночной информации
Слайд 31
Структура рынка: 1. по объектам рынка рынок товаров и услуг рынок капиталов рынок труда финансовый рынок рынок информации 2. по географ. положению местный региональный национальный мировой 3. по механизму функционирования рынок свободной конкуренции монополизированный рынок регулируемый рынок 4. по степени насыщенности равновесный рынок дефицитный рынок избыточный рынок 5. в соответствии с действующим законодательством легальный рынок нелегальный рынок
Слайд 33
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товара.
Позитивные ( ) Ограничивает возможность возникновения монополий Создает возможность выбора для потребителя Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки Способствует внедрению новшеств, улучшению качества Негативные (-) Разорение ряда товаропроизводителей Траты на рекламу Нечестные методы борьбы: Подкуп Шантаж Шпионаж
Слайд 34
Конкуренция Формы конкуренции: внутриотраслевая межотраслевая Существует два вида (типа) конкуренции: Совершенная конкуренция (свободная, чистая) цена – результат уравновешивания кривых спроса и предложения Несовершенная конкуренция (монополистическая) Большое число продавцов предлагают схожую, но не идентичные товары монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия.
Слайд 35
Монополия Формы монополии : естественные – право на владение целыми отраслями инфраструктуры ( ж/д) , либо на невоспроизводимые элементы производства ( редкие полезные ископаемые ) искусственные – объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли картель синдикат трест концерн консорциум конгломерат Монополия - исключительное право на производство и сбыт Виды монополий: чистая монополия абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства монопсония (абсолютная или чистая) – на рынке существует только один покупатель ресурсов или Т, вынуждая производителя снижать цены, уменьшая объем закупок
Слайд 36
Фондовый рынок (рынок капитала) — рынок, на котором осуществляется купля и продажа ценных бумаг и других финансовых инструментов.
Слайд 37
Фондовый рынок Задача фондового рынка – превращение свободных сбережений в инвестиции путем продажи ценных бумаг. Ценная бумага - документ, который закрепляет имущественные и неимущественные права владельца. Цена ценной бумаги называется курсом.
Слайд 38
Виды ценных бумаг Акция — удостоверение собственности обыкновенные, которые дают владельцу право голоса на собрании акционеров и право на получение дивидендов в зависимости от прибыли общества привилегированные, которые не дают права голоса на собрании акционеров, но гарантируют владельцу приоритет в получении дивидендов — части прибыли Облигация — удостоверение долга Опцион — удостоверение права владельца ценной бумаги на покупку или продажу другой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок по зафиксированной цене Чек — указание чекодателя банку выплатить чекодержателю указанную в чеке сумму Вексель — долговое обязательство