Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Сленг – часть речевой субкультуры современного школьника. Автор: Магомедова Написат Руслановна МОУ «СОШ №1» 5 «б» класс Руководитель: Магомедова С. Г. учитель иностр.яз. МОУ «СОШ№1»
Слайд 2
Подтяни хвосты! Тебе всё фиолетово! Ну ты специалист! Не тормози!
Слайд 3
Гипотеза: предположим, что сленг оказывает не только негативное воздействие на речь современного школьника.
Слайд 4
Цель исследования: выяснить коммуникативную целесообразность использования сленга в речи.
Слайд 5
Задачи: 1. Познакомиться с историей и причинами возникновения сленга. 2. Изучить такое языковое явление, как сленг, среди сверстников прошлого и современного столетий. 3. Выяснить причины роста количества сленговых слов у современного школьника. 4. Произвести классификацию школьного сленга. 5. Определить положительное воздействие сленга на речь современного школьника.
Слайд 6
Этапы работы: Изучение научной литературы. Проведение анкетирования среди сверстников прошлого и современного столетий. Анализ результатов анкетирования. Выводы исследовательской работы.
Слайд 7
Методы исследования: Анализ научной литературы. Анкетирование. Классификация. Наблюдение. Анализ полученных результатов.
Слайд 8
Офени ( коробейники , торговцы) – создатели сленга. До фени- «всё равно, не важно».
Слайд 9
Сленг начала 20 века Стоять на стрёме – охранять; Лепить горбатого- притворяться; Навешать кренделей- подраться; Тискать- воровать Шамовка- еда;
Слайд 10
Сленг советского времени Полундра- сигнал об опасности; Жиртрест- толстый ученик; Зырить- смотреть; Свистеть- врать.
Слайд 11
Сленг стиляг Чувак - парень Чувиха - девушка Брод -место прогулок Музыка на рёбрах- музыка, самодельно записанная на плёнках для рентгеновских снимков
Слайд 12
Сленг хиппи Гёрла- девушка; Хайрат- длинноволосый юноша; Шузняк – любая обувь; Сейшен- встреча; Хипповать – вести себя независимо
Слайд 13
Начало 21 века
( время компьютеризации) жать батоны (работать с мышью); глюк полировать (устанавливать программу); трехпальцевый салют (выход клавишами Ctrl-Alt-Del); ветер перемен (смена операционной системы).
Слайд 14
Мнения учёных – лингвистов о сленге: 1. Сленг включает в себя всю нелитературную лексику (профессионализмы, вульгаризмы, жаргонизмы и молодежную лексику). 2. Сленг - это разновидность нелитературной речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии и возраста.
Слайд 15
( Эда Моисеевна Береговская (род. 11 ноября 1929 г.) — учёный-романист, специалист в области французской стилистики. В 2006 году награждена орденом «Академические пальмы».
Слайд 16
Способы образования сленговых слов Способы образования Суть способа Примеры слов 1) Иноязычные заимствования Переход слов из одного иностранного языка в другой. смитингнуться – "встретиться"; трингануть – "позвонить по телефону» спикнуть – «поговорить» 2) Аффиксация Способ образования слов с помощью аффиксов. Оттяг- оттягиваться. Прикол-прикольный, приколоться 3) Метафорика Совокупность метафор в речи. «Заголяк» - отсутствие чего-то. 4) Полисемия Наличие у единицы языка более одного значения, многозначность. «Ништяк» – все в порядке, это неважно! Это несущественно! 5) Антономазия Имя собственное употребляется как нарицательное «Гнать му-му» - врать. 6) Сложение корней Соединяются в одно слово корни слов, основы или целые слова. кайфоломщик – "человек, прерывающий своим действием 7) Телескопия Образование слова из двух слов с усечением как минимум одного из них в месте соединения. мозжечокнуться – "сойти с ума 8) Аббревиация Обозначение слов начальными буквами.
Зоя – "злюка" (от: змея особо ядовитая). 9) Каламбурная подстановка Способ,основанный на комическом использовании одинакового звучания слов, имеющих разное значение. чайковский – "чай", чернышевский – "черный хлеб" 10) Метатеза Перестановка звуков или слогов. фаршик – "шарфик"; сабо самой – "само собой». 11) Эпентеза Вставка звука или слога. тачанка – «такси» (от тачка )
Слайд 17
Испытуемые: учащиеся 50-60 годов- поколение бабушек и дедушек (11 человек); учащиеся 70-90 годов - поколение родителей (18 человек); поколение современных школьников (45 человека - 5 «В», 8 «А», 11 «А»).
Слайд 18
Вопрос для поколения бабушек и дедушек, родителей Вопросы для современных школьников 1)Какие сленговые слова и выражения вы употребляли в своей речи в детском возрасте? 1 ) Какие сленговые слова и выражения ты употребляешь в своей речи? 2) Для чего ты используешь в своей речи сленг?
Слайд 19
Сленговый словарный запас учащихся Школьники 50-60 годов (11 испытуемых) 5-7 слов Школьники 70-80 годов ( 18 испытуемых) 12- 15 слов Школьники начала 21 века (45 испытуемых) от 35 слов и более
Слайд 20
Тематика сленговых слов и выражений 50-60 годов Тематика сленга Примеры сленговых слов и выражений Военная тема полундра продавать дрожжи – « долго ждать » свистеть – « говорить неправду » Сленг стиляг брод хилять лажа чувак чувиха Эмоциональная оценка "потрясно, железно" – хорошо "пшено" – плохо Деньги тугрики рупии
Слайд 21
Тематика сленговых слов и выражений 70-80 годов Тематика сленга Примеры сленговых слов и выражений Сленг хиппи Гёрла Шузняк Хипповать Мани Сленг перестройки круто, лох, кидалово, разборка, бабки, видик, иномарка, ларёк, недвижимость, чухасы, тачка, палатка Сленговые выражения А хо-хо, не хо-хо? Ну ты отмочил пардемонокль Листай отсюда Баба яга без грима А спину тебе вареньем не намазать?
Слайд 22
Классификация сленговых слов по частоте употребления в современной речи Архаизмы Устаревшие слова Используются в современной речи Сленг середины 20 века пшено брод продавать дрожжи полундра стырил хилять кодла чувак чувиха Сленг конца 20 века гёрла шузняк хипповать видик пейдж мафон варёнки палатка ларёк недвижимость круто тачка бабки
Слайд 23
1. Общеизвестные сленговые слова клёво – «хорошо» лафа – «нечто хорошее» ништяк – «очень хорошо» облом – «не хочется, лень» расслабуха – «расслабление, отдых» слинять – «сбежать с занятий» тормоз – «плохо соображающий» угарать – «веселиться» хавать – «есть, кушать» чувак – «модный парень» и пр.
Слайд 24
2. Школьный сленг дирик – «директор школы» классуха – «классный руководитель» биологичка – «учитель биологии» библия – «библиотека» литра – «литература» инфер, паскакаль – «информатика» органайзер – «педагого-организатор» сикьюр –«охранник», и др.;
Слайд 25
3. Техника: «самса»- (от аббревиатуры СМС) – способ мобильной связи; «комп» - компьютер; «мобила», «труба» - мобильный телефон; «сидюшник», «сидиромка» - накопитель на лазерный диск; «пентюх» – Pentium .
Слайд 26
4. Мир денег: «капуста» «баксы» «зелень» «бабло» «бабосы»
Слайд 27
5. Отдых: «тусовка» «дискачка» «диска» «крутой перец» «оторваться по полной»
Слайд 28
6. Цитаты из культовых фильмов и книг «Все будет Чикаго!» «Будем думать, что все у нас получится!» «Вася Рогов у аппарата» «Надо, Федя, надо!»
Слайд 29
7. Рекламные слова: памперс – тряпка для стирания с доски энерджайзер – учитель физкультуры
Слайд 30
8. Названия кинофильмов, телепередач и их рубрик: большая стирка – классный час фактор страха – контрольная работа пятый элемент – шпаргалка.
Слайд 31
Возрастная тематика сленга
(р-редко и-иногда ч-часто) Общеизвестные сленговые слова Школьный сленг Техника Мир денег Отдых Рекламные слова Цитаты из кинофильмов 5 класс И Ч И Р Р Р 8 класс Ч И И И И Ч И 11 класс Ч Р Ч Ч Ч И Ч
Слайд 32
Назови причины употребления сленга в своей речи? «Не хочу говорить на языке взрослых, поэтому пользуюсь сленгом» ( 33%); « Я «свой» в компании ( 39%); «С помощью сленга можно быстрее общаться» (12%); «Сленг позволяет более ярко выражать свои эмоции» (5%); «Сленг – это юмор» (11%).
Слайд 33
Выводы: 1) С каждым годом происходит рост сленгового запаса слов современного школьника. 2) Сленг не остается постоянным в речи подростков. Со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, им на смену приходят новые. 3) Употребление сленговых слов и выражений зависит от временной эпохи, от возрастных особенностей школьников, от их интересов и увлечений. 4) Сленг оказывает не только отрицательное воздействие на речь современных школьников. С помощью сленга иногда можно выразить иронию, краткость, эмоциональность
Слайд 34
Сленг в литературе Почему соловей поет? - спрашивает девушка своего кавалера.
- Лопать хочет, потому и поет.
(Михаил Зощенко, повесть «О чём пел соловей»); Привели ещё одного несчастного кишонка. (К. Паустовский «Повести о жизни»); Сейчас ты попробуешь у меня крупного гороху! (Н. В. Гоголь «Вий»)
Слайд 35
. Президент России Дмитрий Медведев посетил Центр образования № 627 г. Москвы. Дети рассказали об изготовлении компьютерных мультиков, которые они к тому же и сами озвучивают. Этому их обучают в Центре.
- Круто! - отреагировал Президент после просмотра мультфильма.
Слайд 36
Из интервью с Борисом Немцовым Вы, например, готовы к тому, что единым кандидатом будете не вы? — За мной не заржавеет . Если камень преткновения для некоторых — Немцов, ради того чтобы единый кандидат появился, готов здесь, в стенах уважаемой газеты, пойти на жертву и сделать заявление: не буду претендовать на роль единого кандидата.
Слайд 37
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!