Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ УУД
НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
( из опыта работы)
Слайд 2
Этапы формирования УУД
на уроках математики:
1 этап: вводно-мотивационный; 2 этап: открытие математических знаний; 3 этап: формализация знаний; 4 этап: обобщение и систематизация знаний.
Слайд 3
Задания для формирования коммуникативных УУД: 1. Игра «У кого больше?» Играют двое. Смешиваются два набора карточек с числами от 1 до 10 из приложения к учебнику. Все карточки кладутся на стол обратной стороной вверх. Играющие по очереди берут по одной карточке, открывают их. Тот, у кого оказывается большее число, забирает обе карточки. Если у обоих окажутся одинаковые числа, каждый берёт ещё по одной карточке. Выигрывает тот, у кого к концу игры окажется больше карточек . (Работа в паре.) 2. Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» Пришла весна, распустились цветы. Они – на лугу, в лесу, в поле На улицах и в парках городов и посёлков разбиты красивые цветники. Каждый из них имеет свой размер, свою форму. Цветы посажены в виде разных узоров, состоящих из кривых, прямых, ломаных линий. Сделайте альбом «Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» с фотографиями, рисунками и чертежами наиболее красивых цветников вашего города (посёлка) и других городов и посёлков, в которых вы побываете во время летних каникул . (Работа в парах и группах с привлечением родителей)
Слайд 4
Задания для формирования регулятивных УУД: 1. Составь план решения задачи и реши её. На верхней полке 7 книг, а на нижней – на 4 книги меньше. Сколько книг на этих двух полках? (Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.) 2. Выполни вычисления и проверь полученные ответы по таблице. 7 4 9 4 7 7 8 8 6 5 8 6 9 9 6 6 (Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.) 3. Начерти два отрезка длиной 10 см и 6 см. На сколько сантиметров первый отрезок длиннее второго? (Использование в своей деятельности простейших приборов: линейки, треугольника и др.)
Слайд 5
Задания для формирования познавательных УУД: 1. Сравни примеры в каждом столбике. Определи, по какому правилу они составлены. Запиши ещё по одному примеру и вычисли. 10 – 4 – 2 1 6 – 5 9 – 4 3 10 – 3 – 3 1 7 – 4 8 – 4 4 10 – 2 – 4 1 8 – 3 7 – 4 5 2. Объясни, как получается следующее число в каждом ряду, и продолжи ряды: 1) 10, 8, 6, ; 3) 9, 7, 5, ; 2) 0, 3, 6, ; 4) 1, 3, 5, . 3. В вагоне метро сидели 5 женщин и 4 мужчины. На станции 1 человек вышел. Сколько человек осталось в вагоне? Лёша решил Толя решил эту задачу так: эту задачу так: 1) 5 4 9 1) 4 – 1 3 2) 9 – 1 8 2) 5 3 8 Ответ: 8 человек. Ответ: 8 человек. Оба решили задачу правильно. Объясни, что узнавал каждым действием Лёша, и что – Толя. Найди ещё одно решение этой задачи.
Слайд 6
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека
Слайд 7
Задания для формирования личностных УУД: 1 . Митя с папой удили рыбу. Митя поймал 4 рыбки, а папа – на 2 рыбки больше. Сколько рыбок поймал папа? Сколько всего рыбок поймали Митя и папа? (Нравственно-этическая ориентация.) 2. У Алёшиной собаки родились 7 щенков. Для 5 щенков он уже нашёл хороших хозяев. Сколько ещё щенков осталось? (Нравственно-этическая ориентация.) 3. Андрей и Сергей решили испытать себя в качестве вратарей. Каждый из них пробил 10 мячей в ворота противника. Андрей отбил 6 мячей, а Сергей 8. Сколько мячей забил в ворота каждый мальчик? Кто из них забил больше голов и на сколько? ( Формирование установки на здоровый образ жизни.)
Слайд 8
Формирования УУД
на уроках русского языка:
При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать запись. Спиши текст, исправляя ошибки. Висна. Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день ото дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова. Перепишите с доски слова, расставьте ударение, проверьте себя по орфоэпическому словарю
Слайд 9
Поработайте в парах, продиктуйте друг другу слова из словаря по теме «Птицы». Прочитайте текст. Объясните название текста, составьте план. Запишите по плану. Выберите пословицу, которая подходит для окончания текста. При выполнении этого задания развиваются познавательные УУД: умение пользоваться этимологическим словарем, возможность прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пункту плана), находить различия в произношении и написании. Коммуникативные : научатся слушать, работать в парах
Слайд 10
Многие тексты упражнений несут духовно-нравственный смысл, работая с ними, нельзя пройти мимо нравственной оценки поступков героев. В субботу папа с Сережей делали кормушку для птиц. Сережа подавал дощечки и гвозди. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Сережа сыпал в кормушку зерно. Такие задания направлены на развитие следующих УУД: личностных – осознание нравственных поступков окружающих людей; регулятивных – выполнение учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с инструкцией учителя; познавательных – овладение общим способом проверки орфограмм в корне слова; коммуникативных - выражение своих мыслей с полнотой и точностью, соответствующих возрасту, формирование умения доказывать свою позицию Закончи текст. Оцени поступок папы и Сережи. Придумай заглавие.
Слайд 11
Оценка достижения предметных и метапредметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания и в ходе итоговых проверочных работ для выявления причин затруднения в освоении предметных и метапредметных результатов проводятся диагностические работы
Слайд 12
Пособия предназначены для организации текущего контроля в 4 классе при обучении по учебникам УМК «Планета знаний». Материалы пособий разработаны в соответствии с требованиями Стандартов и обеспечивают внутреннюю оценку планируемых предметных и метапредметных результатов освоения авторских программ в 4 классе. Проверочные работы, предоставленные в пособии, проводятся в определенные сроки. Предлагаемые несколько вариантов работ позволяют использовать один из них в качестве тренинга в случае обнаружения пробелов в знаниях и умениях учащихся. Проверочные работы предполагают самостоятельное чтение и выполнение заданий учащимися Для учителя в пособии заложена система безотметочного оценивания, даются таблицы с описанием планируемых предметных и метапредметных результатов по каждой работе, комментарии и ответы к отдельным заданиям. Тетради целесообразно хранить в классе и раздавать учащимся непосредственно перед выполнением проверочной работы или для проведения работы над ошибками.
Слайд 13
Проверочные работы состоят из двух частей: основная часть и дополнительная. В конце учебного года заполненные таблицы позволяют не только выявить существенные пробелы в освоении программы, но и построить программу по их ликвидации, а также оценить успехи ученика в зоне ближайшего развития. Метапредметные результаты лежат в зоне ближайшего развития ученика, поэтому оценка достижений носит диагностический характер.
Слайд 14
Для фиксации результатов уровня сформированности УУД мы разработали диагностические карты. Составление диагностической карты учащегося поможет: - получить объективную информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников; - отслеживать процесс развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1 – 4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Слайд 15
Диагностическая карта формирования УУД по математике в 4-г классе I триместр. 2017-2018 учебный год Дата проведения: 14.11.2.17 Форма проведения: контрольная работа №1 Работу выполняло: 26 ФИО учителя: Рыкова Т. И. 1 Аббазов Александр 1 2 1 0 0 4 Н
Слайд 16
Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение». В книге « Размышления о гуманной педагогике» Ш. Амонашвили описывает условия для организации познавательного чтения и даёт методические советы о том, как сделать познавательное чтение актуально нужным для ребёнка. Чтение мы должны рассматривать в качестве способа познания действительности, и цель обучения чтению должна заключаться именно в развитии в ребенке познавательного чтения, то есть такого, когда ребенок с помощью чтения решает познавательные задачи.
Слайд 17
Учебники по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным вопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п. На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика
Слайд 18
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом I этап. Работа с текстом до чтения Цель : развитие читательского умения - антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации на основе читательского опыта. Лев Николаевич
Толстой Автор Название Кор ... бль ...апитан пар ... с ма ... ьчики м ... тросы Главная задача учителя : вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Слайд 19
I I этап. Работа с текстом во время чтения Цель : понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача учителя : обеспечить полноценное восприятие текста. Перечитывание текста .
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение , беседа по прочитанному, выделение ключевых слов , постановка вопросов и проч.)
Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Первичное знакомство с текстом (Самостоятельное чтение, или чтение-слушание, или комбинированное чтение). Приём «Чтение с остановками ». Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: -Как вы думаете, что произойдёт дальше? -Как будут развиваться события?
Слайд 20
III этап. Работа с текстом после чтения Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Творческие задания/ рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана выразительное чтение, творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование и др.)
Слайд 21
Словесный портрет артиллерист отец смелый мужественный опытный волнующийся любящий отец находчивый решительный мальчики испуганные беззащитные радостные веселые беззаботные неопытные акула хищник морское чудовище кровожадная опасная
Слайд 22
Синквейн Артиллерист Опытный, решительный Любит сына, выстрелил, спас Где смелость, там победа Герой ПАМЯТКА Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна. Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.(пословица, цитата, крылатое выражение...) Пятая строка – одно слово, обычно существительное (ассоциация, синоним к теме, эмоциональное отношение к теме).
Слайд 23
Ромашка вопросов /Ромашка Блума/ Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них . Ромашка вопросов основана на классификации вопросов известного американского психолога и педагога Бенджамина Блума по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), а доработана и представлена в виде ромашки уже русскими психологами. Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся начальной школы понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки».
Слайд 24
Творческие Что будет, если... Если бы... Объясняющие Почему... Уточняющие Правильно ли я понял...? Простые Кто? Когда? Где? Как? Оценочные Как вы относитесь Оцените поступок Практические Как бы вы поступили... Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?» Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы предположения, фантазии, прогноз Оценочные вопросы. (Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»
Слайд 25
Формирование личностных УУД
на уроках окружающего мира Личностное (гражданское) самоопределение Тема: Наш край. Как называется часть России, в которой ты живёшь? Есть ли у твоего края или посёлка свой герб? Как он выглядит? Представители каких народов населяют твой край? Формирование любви и чувства гордости к своей Родине. Формирование чувства собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Тема: Зона степей. Нарисуй , как ты представляешь себе степь. Сравни свою работу с работами других ребят. Хотел бы ты жить в зоне степей и почему?
Слайд 26
Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира. Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей. В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне, используя интернет-источники. Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?
Слайд 27
В конце каждой темы размещён раздел «Мозаика заданий», «Проверочная работа» который носит рефлексивный характер. Регулятивные (планирование). Познавательные УУД (общеучебные) умения (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса результатов деятельности).
Слайд 28
Большую роль в формировании УУД на уроках окружающего мира имеет проектная работа.
Слайд 29
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!