Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Слайд 2
Область, объединяющая научно-технические, экологические и экономические интересы общества — рациональное природопользование . Рациональное природопользование предполагает такую организацию деятельности промышленных предприятий, сельского хозяйства, связи, сферы услуг, транспорта, которая направлена в первую очередь на охрану окружающей среды. Она не допускает глубоких изменений природной среды, которые способны нанести непоправимый ущерб и тем самым поставить человеческое сообщество на грань катастрофы из-за кардинальных перемен в условиях его жизни. Такой высокий уровень организации производства достигается в результате научно обоснованного потребления природных ресурсов и их воспроизводства.
Слайд 3
Принципы и законы природопользования Природопользование — основная форма взаимодействия между человеком и природой, направленная на использование природных ресурсов, свойств и качества природных объектов для удовлетворения потребностей всех отраслей хозяйственной и иной деятельности и в конечном итоге — потребностей людей. В действующем Законе об охране окружающей среды приведены принципы, которые непосредственно формируют подходы к природопользованию.
Слайд 4
Требования к охране природной среды при воздействии хозяйственной и иной деятельности : презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Слайд 5
Решение задач рационального природопользования направлено на: обеспечение условий существования человечества и получение материальных благ с целью удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений людей; максимальное использование каждой единицы природного ресурса, изъятого из среды вещества, а также свойств и качеств объектов природопользования в интересах многих потребителей; предотвращение или максимальное снижение возможных негативных последствий процессов производства или других видов человеческой деятельности; повышение и поддержание продуктивности природных ресурсов и объектов; обеспечение и регулирование освоения ресурсов природы.
Слайд 6
законы, правила природопользования закон неограниченности прогресса утверждает, что развитие от простого к сложному бесконечно. Это утверждение в равной степени относится как к биологическим, так и к социальным формам движения материи; закон соответствия между развитием производительных сил и природно-ресурсным потенциалом устанавливает, что относительное постоянство развития производительных сил сохраняется лишь до наступления экологического кризиса, связанного с резким истощением природно-ресурсного потенциала. Технические революции в развитии цивилизации создают условия соответствия между развитием производительных сил и природноресурсным потенциалом;
Слайд 7
закон падения природно-ресурсного потенциала отражает снижение доступности природных ресурсов, что связано с увеличением энергетических и трудовых затрат на их извлечение, иногда и на обогащение, а также транспортировку. Действие этого закона проявляется в рамках одного способа производства и одного типа технологий; закон ограниченности природных ресурсов говорит о том, что все природные ресурсы Земли конечны, исчерпаемы; закон снижения энергетической эффективности природопользования раскрывает четкую историческую тенденцию — по мере смены эпох в развитии цивилизации при получении единицы полезной продукции из природных систем общий расход энергии увеличивается. Другими словами, энергетическая эффективность получения единицы полезной продукции снижается. Расширение круга потребностей человека приводит к росту энергетических расходов в расчете на одного человека, что также характеризует снижение энергетической эффективности природопользования;
Слайд 8
закон снижения природоемкости готовой продукции раскрывает одну из исторических тенденций, а именно: удельное содержание природного вещества в усредненной единице общественного продукта постоянного снижается; закон убывающего естественного плодородия известен с древнейших времен. Он констатирует, что при постоянном изъятии урожая и земледелии, ориентированном на монокультуру, нарушаются физико-химические процессы почвообразования, происходит накопление в почве токсичных веществ. Этот процесс может быть заторможен применением удобрений;
Слайд 9
правило ускорения развития отражает закономерную связь между стремительным изменением среды обитания человека и способом ведения им хозяйства под влиянием антропогенных причин и столь же быстрыми (по принципу обратной связи) переменами в социально-экологических свойствах человека, в экономическом и техническом развитии общества. Эта связь может способствовать как прогрессу, так и регрессу в зависимости от вектора воздействия; правило интегрального ресурса обращает внимание на те ресурсы, которые представляют собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность всех компонентов природных запасов, — вещественных, энергетических, информационных как факторов жизни общества в сочетании с накопленными и производимыми материальными и трудовыми ресурсами.
Слайд 10
Природные ресурсы, их классификация и эколого-экономическая оценка Природа как среда существования человеческого общества состоит из природных условий и природных ресурсов. К природным условиям относят те компоненты природы, которые не вовлечены в хозяйственный оборот при достигнутом уровне технологий производства, но могут оказывать положительное или отрицательное влияние на процесс производства, жизнедеятельность. К ним относят местоположение на материке, геологическое строение, рельеф и размеры территории, климат, водный режим, интенсивность солнечной радиации, растительный мир, почвенный покров и многие другие элементы окружающей среды. Природные условия определяются внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы связаны со сферами Земли.
Слайд 12
Выделяют также территориальные природные ресурсы , которые необходимы для удовлетворения всех потребностей человека. Эти ресурсы включают земельные площади для производства пищи, выращивания технических культур, эксплуатации и строительства промышленных объектов с их инфраструктурой — санитарно-защитными зонами, жилыми комплексами, дорогами, а также рекреационные зоны для отдыха и восстановления трудоспособности и здоровья людей, буферные зоны и комплексы поддержания экологического равновесия. Территориальные природные ресурсы относятся к невозобновимым и незаменимым. Компоненты природной среды, которые вовлекаются в производство, составляют его вещественную и энергетическую части. Они подразделяются на минеральные (рудные и нерудные); энергетические (энергия топлива, Солнца, ветра, воды); водные (поверхностные и подземные воды); атмосферные (кислород, азот, аргон и др.).
Слайд 13
Эколого-экономическая оценка рационального использования природных ресурсов учитывает следующее: 1) при непрерывном росте масштабов производства даже при уменьшении удельной материалоемкости увеличивается потребление природных веществ; 2) рост затрат на единицу используемых материальных (природных) ресурсов в масштабе регионов, стран, на планете в целом.
Слайд 14
Природно-ресурсный потенциал (ПРП) территории (региона) как совокупную способность всего многообразия естественных ресурсов и условий территории обеспечивать жизнедеятельность населения и удовлетворять потребности общественного производства на конкретном этапе исторического развития. Природно-ресурсный потенциал региона включает естественные ресурсы и природные условия, которые никак нельзя заменить человеческим трудом; ресурсы и условия техногенного (антропогенного) характера: ресурсы и условия, обусловленные комплексным использованием первых двух. Необходимым компонентом ПРП является использование образованных ранее и формирующихся в настоящее время разнообразных отходов. Реализация возможностей ПРП во многом зависит от уровня развития техники и используемых технологий.
Слайд 15
Материальные и энергетические ресурсы
Слайд 16
СТРУКТУРА МИРОВЫХ ЗАПАСОВ ГОРЮЧИХ ИСКОПАЕМЫХ Вид ресурсов Геологические Условно доступные для извлечения млрд т млрд т у.т. % млрд т млрд т у.т. % Уголь 16000 10126 89,53 4000 2880 82,66 Нефть 520 743 6,57 260 372 10,68 Торф 261 98 0,88 70 26 0,75 Смола из горючих сланцев 356 114 1,00 90 28 0,80 Природный газ 180х10 12 229 2,02 140х10 12 178 5.11 Итого 11310 100,00 3484 100,00
Слайд 18
Рациональное использование природных ресурсов В промышленности используют следующие направления рационального использования природных ресурсов: комплексное использование сырья; комбинирование технологических процессов; замыкание в цикле материальных и энергетических потоков; использование вторичных материальных и энергетических ресурсов; использование ресурсосберегающих малоотходных технологий.
Слайд 19
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Управление в сфере охраны окружающей среды основано на системе правовых норм, государственных, общественных, административных, хозяйственных, технических и социально-экономических мероприятий. Главная цель этого управления — поддержание состояния окружающей среды, благоприятного для хозяйствования и жизнедеятельности людей.
Слайд 21
Оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза и экологический аудит ОВОС — это определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия. ОВОС в обязательном порядке выполняется при строительстве новых промышленных объектов, перепрофилировании существующих предприятий с изменением сырьевой базы, выпускаемой продукции или дополнительным землеотводом.
Слайд 22
В процессе проведения ОВОС решаются следующие задачи на данной территории: выявление возможности дополнительной нагрузки на окружающую среду; определение допустимых масштабов вовлечения в переработку природных ресурсов; анализ альтернативных путей улучшения экологической обстановки, в том числе за счет уменьшения техногенной нагрузки от других источников; прогноз экологических, социально-экономических и других последствий реализации намечаемой деятельности за определенный период времени.
Слайд 26
Раздел «Охрана окружающей среды» проектной документации должен включать расчет ущерба, наносимого природной среде, и оценку проектных решений по следующим направлениям: охрана атмосферного воздуха; охрана поверхностных и сточных вод; размещение и утилизация отходов производства; охрана земель, недр и их рекультивация; охрана растительного и животного мира. Важно подчеркнуть, что государственная экологическая экспертиза должна предшествовать принятию хозяйственных решений.
Слайд 29
Нормирование в области охраны окружающей среды Состояние окружающей среды определяется биологическими, химическими, физическими и другими показателями, характеризующими состояние ее компонентов: земель, недр, почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, а также озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства.
Слайд 30
Источники поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, связанные с антропогенной деятельностью, — это: выбросы загрязнителей в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами; сбросы сточных вод в водные объекты; внесение в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; захоронение и складирование промышленных и коммунальных отходов (свалки, могильники, шламохранилища и т.п.); поступление загрязняющих веществ в геологическую среду через скважины и другие геотехнические сооружения; техногенные аварии на потенциально опасных объектах.
Слайд 31
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды. Оно заключается в установлении нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на нее при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды и определения допустимого воздействия на нее в целях сохранения природных объектов, генетического фонда животных, растений и других живых организмов. Оценка состояния компонентов природной среды и природных объектов производится по химическим, физическим, биологическим и другим показателям.
Слайд 32
Химические показатели включают нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, в том числе радиоактивных. Физические показатели отражают уровни радиоактивности, тепловых и электромагнитных излучений, шума и т.д. В состав биологических показателей входят нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов, а также виды и группы растений, животных и иных живых организмов, являющихся индикаторами качества окружающей среды. ПДК — это количество загрязнителя в воздушной или водной среде, почве, которое при постоянном или временном воздействии на человека и другие живые организмы не вызывает неблагоприятных последствий. Для нормирования содержания загрязняющих веществ в атмосфере установлены два норматива — разовая и среднесуточная ПДК. Максимально разовая предельно допустимая концентрация (ПДК м.р ) , мг/м 3 , при вдыхании в течение 20 мин не должна вызывать в организме человека рефлекторных реакций (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.). Предельно допустимая среднесуточная концентрация загрязняющего вещества (ПДК с.с ), мг/м 3 , не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неограниченно продолжительном вдыхании.
Слайд 33
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов Вещество ПДК, мг/м3 Класс опасности максимально разовая средне-суточная Азота оксид 0,400 0,060 3 Азота диоксид 0,085 0,040 2 Аммиак 0,200 0,040 4 Бензол 1,500 0,100 2 Бенз(а)пирен - 0,000001 1 Пыль нетоксичная 0,500 0,150 3 Сероводород 0,008 - 2 Серы диоксид 0,500 0,050 3 Углерода оксид 5,000 3,000 4 Фенол 0,010 0,003 2 Формальдегид 0,035 0,003 2 Хлор 0,100 0,030 2
Слайд 34
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются для юридических и физических лиц — природопользователей в целях предотвращения негативных воздействий на окружающую среду при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности. К числу этих нормативов относятся: допустимые выбросы и сбросы химических, в том числе радиоактивных, и иных веществ и микроорганизмов; отходы и лимиты на их размещение; допустимые физические воздействия — количество тепла, уровни шума, вибраций, ионизирующих излучений, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий; допустимое изъятие компонентов природной среды; допустимая антропогенная нагрузка па окружающую среду. Выполнение нормативов допустимого воздействия на окружающую природную среду должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Слайд 35
Предельно допустимый выброс (ПДВ), или предельно допустимый сброс (ПДС) — максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени может быть выброшено конкретным предприятием в атмосферу или сброшено в водоем без превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только на период проведения мероприятий в области охраны окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и реализации других природоохранных проектов, направленных на поэтапное достижение установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов.
Слайд 36
Комплексной характеристикой допустимого воздействия на окружающую среду является предельно допустимая антропогенная нагрузка (ПДН) — максимально возможные воздействия на природные комплексы и природные ресурсы, не приводящие к нарушению устойчивости экологических систем. Потенциальная способность природной среды выдерживать ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экосистем определяется термином «экологическая емкость территории».
Слайд 38
Основная задача экологического мониторинга — предоставление органам государственной власти и местного самоуправления, организациям и гражданам своевременной, регулярной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье населения, а также прогнозов изменения экологической обстановки для разработки и реализации мер по оздоровлению природной среды и обеспечению экологической безопасности. Данные мониторинга являются основой для информационной поддержки принятия решений, расстановки приоритетов в области природоохранной деятельности с целью выработки экономической политики, адекватно учитывающей экологические факторы. Система экологического мониторинга представляет собой совокупность взаимно увязанных нормативно-правовых актов, структур управления, научных организаций и предприятий, технических и информационных средств.
Слайд 40
Объектами экологического мониторинга являются компоненты природной среды — земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, уровни радиационного и энергетического загрязнения, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природные объекты — естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы; природно-антропогенные объекты — природные объекты, преобразованные в процессе хозяйственной деятельности или объекты, созданные человеком и имеющие рекреационное и защитное значение; источники антропогенного воздействия на природную среду, включая потенциально опасные объекты.
Слайд 42
Мониторинг природной среды и объектов осуществляется на различных уровнях : глобальном (по международным программам и проектам); федеральном (для территории России в целом); территориальном (в пределах территории соответствующих субъектов Российской Федерации); локальном (в пределах природно-техногенной системы, находящейся в пользовании у природопользователя, получившего лицензию на тот или иной вид деятельности).
Слайд 43
Задачей глобального мониторинга является обеспечение наблюдений, контроля и прогноза изменений в биосфере в целом. Поэтому его еще называют биосферным, или фоновым, мониторингом. Основные цели программы: оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат; оценка загрязнения Мирового океана и влияния загрязнения на морские экосистемы и биосферу; анализ критических проблем, возникающих в связи с сельскохозяйственной деятельностью и землепользованием; создание международной системы предупреждения о стихийных бедствиях. Станции комплексного фонового мониторинга РФ расположены в шести биосферных заповедниках и являются частью глобальных международных наблюдательных сетей.
Слайд 44
В настоящее время система мониторинга Росгидромета осуществляет наблюдение за состоянием загрязнения : атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах; почв пестицидами и тяжелыми металлами; поверхностных вод суши и морей; трансграничным переносом загрязняющих веществ в атмосфере; химическим составом, кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова; фоновым загрязнением атмосферы; радиоактивным загрязнением природной среды. Весь комплекс работ в ГСН, начиная с планирования расположения наблюдательной сети и кончая алгоритмами обработки информации, регламентируется соответствующими нормативно-методическими документами.
Слайд 48
Производственный экологический контроль осуществляется хозяйствующими субъектами, оказывающими или способными оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды. Производственный экологический контроль ограничен рамками технологического производственного цикла и имеет своей целью подтверждение соблюдения предприятием-природопользователем установленных экологических стандартов, нормативов и правил, а также выполнения мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Эта цель достигается при условии организации эффективного непрерывного контроля за установленными показателями по каждому источнику прямого воздействия на окружающую среду, с которыми связан экологический риск для окружающей среды (в результате нарушения технологического процесса, отступления от расчетного режима эксплуатации оборудования, техногенных аварий и катастроф).
Слайд 49
Производственный экологический контроль решает следующие задачи: контроль выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, водопотребления и водоотведения непосредственно на границах технологического процесса (источники выбросов, сбросов) для оценки соблюдения нормативов ПДВ, ПДС и эффективности регулирования выбросов в атмосферу в особо неблагоприятных метеоусловиях (НМУ); контроль режима работы технологического и вспомогательного природоохранного оборудования и объектов, связанных с образованием, выделением и улавливанием загрязняющих веществ, образованием и складированием отходов; оценка экологической безопасности продукции.
Слайд 50
Объекты производственного экологического контроля: сырье, материалы, реагенты, препараты, используемые в производстве; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; источники сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, системы канализации и водоотведения; системы очистки отходящих газов; системы очистки сточных вод; системы оборотного водоснабжения; хранилища и склады сырья и материалов; объекты размещения и обезвреживания отходов; готовая продукция. В ряде случаев в сферу производственного экологического контроля включаются отдельные природные объекты (контроль теплового и химического загрязнения водоемов и водотоков).
Слайд 51
Общественный экологический контроль проводится с целью реализации прав каждого человека на благоприятную окружающую среду и предотвращения экологических правонарушений. В общественном экологическом контроле участвуют общественные и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти и местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.