Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Организация служб примирения:
технологии работы с волонтерами» Авторы: Родионова Дарья Алексеевна начальник телефона доверия, психолог МБУ «Форпост» Ушакова Анастасия Алексеевна начальник методического кабинета, психолог МБУ «Форпост» Администрация г. Екатеринбурга Комитет по молодежной политике МБУ «Форпост»
Слайд 2
1. Нормативно-правовая база в сфере молодежной политики и образования 2. Структура службы примирения 3. Обучение волонтеров медиативным технологиям
Слайд 3
Правовая основа организации
служб примирения
в образовательных организациях Международный уровень - Конвенция о правах ребенка - Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов Региональный уровень - Конституция Российской Федерации - Гражданский кодекс Российской Федерации - Семейный кодекс Российской Федерации - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" - ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)« - Пункт 3 главы 33 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 - Пункт 64 План первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 191 б-р - Методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. N ВК-54/07вн).
Слайд 4
Указ Президента РФ № 761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», который определил ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения: «школьные службы примирения нацелены на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении».
Слайд 5
Решение конфликтов в сфере образования
административные меры (рассчитанные на то или иное наказание или угрозу наказанием) воспитательная работа , в том числе с привлечением психологов сами ищут способ разрешения конфликта , а нейтральный посредник помогает им организовать между собой коммуникацию и конструктивное взаимодействие (медиация)
Слайд 6
Четыре модели примирения в России в основе лежит переход от высказываемых жестких позиций к «подлинным» интересам сторон, и поиск ими взаимовыгодного решения . 1. медиация ориентированная на решение делает акцент не столько на решении, сколько на процессе коммуникации утверждая, что если будет создана конструктивна коммуникация между участниками конфликта то они смогут сами обо всем договорится. 2. трансформативная медиация рассматривает конфликты в контексте культурных стереотипов , которые неосознанно влияют на наше поведение. Работа медиатора заключается, в том числе, в прояснении и рефлексии со сторонами конфликта тех культурных оснований и стереотипов, которые привели к столкновению. 3. нарративная модель медиации исходит из принципов восстановительного правосудия и ставит в центр работы принятие на себя обидчиком ответственности по заглаживание причиненного жертве вреда, как основы для восстановления всех участников конфликтной (или криминальной) ситуации. 4. восстановительная модель медиации
Слайд 7
Служба примирения Примерно 6-10 человек и взрослый- медиатор. Служба: проводит примирительные встречи, участвует в обучении и супервизии, проводит рекламные и просветительские мероприятия Информация о конфликтах от специалистов и из администрации Личные обращения в службу от взрослых и воспитанников Информация из «ящика обращений» Конфликты воспитанников , о которых стало известно самим ведущим Презентации перед специалистами, родителями и администрацией. Презентации, стенгазеты, Сайт, создание высокого статуса службы среди воспитанников Взаимодействие с психологом и социальным педагогом Проведение тренингов ВЗРОСЛЫЕ ВОСПИТАННИКИ
Слайд 8
Школьная служба примирения
Девиз: "Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой".
Слайд 9
С длительными прогулами, возникшими вследствие серии конфликтов с одноклассниками и учителями. С конфликтами в ситуации низкого статуса учителя среди учеников класса. С разрушенными отношениями в классе. С разрушенными отношениями в семье учащегося. С криминальными ситуациями. С ситуацией прихода нового ученика. С ситуацией смены учителя (приходом нового). С ситуацией переформирования классов. С ситуациями дискриминации ученика одноклассниками по национальному, социальному, культурному или иному признаку. С чем работает служба примирения?
Слайд 10
Преимущества службы примирения Взаимность выигрыша: равноправие и равная воля Направленность на будущее: нет правых и виноватых, все выслушаны, понимают себя и друг друга Конфиденциальность Право и реальная возможность определять судьбу спорной ситуации Исполняемость принятого самостоятельного решения без принуждения на 90% Быстрота Дружественный характер процедуры
Слайд 11
Примерный план создания службы примирения в образовательной организации
1. Принятие решения о службе примирения 2. Информационно-просветительская деятельность 3. Анализ, итоги работы
Слайд 12
1. Принятие решения о создании службы примирения
Нормативно-правовая база Решение о создании СП Приказ о создании СП Утверждение Положения о Службе примирения в соответствии со стандартами восстановительных процедур. Утверждение Устава Службы примирения. Служба примирения Выбор куратора Посещение куратором обучения по восстановительным процедурам Анализ Анализ конфликтов Определение способов получения информации о конфликтах. Выпуск информационного стенда, плаката или статьи о создании СП, на сайте учреждения
Слайд 13
Список основных документов Приказ «О создании Службы примирения в Учреждении» Приказ «О назначении куратора Службы примирения» Устав Службы примирения Положение о Службе примирения Примерный план создания службы примирения в учреждении Журнал регистрации конфликтных ситуаций Форма регистрационной карточки Форма мониторинга деятельности службы примирения Примирительный договор Бланк исполнения решения по договору Форма отчета по восстановительной программе СП Форма отчета-самоанализа для описания работы со случаем (конфликтом)
Слайд 14
Документы по созданию службы примирения в образовательных организациях
Слайд 15
Документы по созданию службы примирения в учреждениях молодежной политики
Сайт Форпоста Раздел Методическая копилка Раздел Деятельность служб примирения в учреждениях молодежной политики
Слайд 16
1. Принятие решения о создании службы примирения
Нормативно-правовая база Решение о создании СП Приказ о создании СП Утверждение Положения о Службе примирения в соответствии со стандартами восстановительных процедур. Утверждение Устава Службы примирения. Служба примирения Выбор куратора Посещение куратором обучения по восстановительным процедурам Анализ Анализ конфликтов Определение способов получения информации о конфликтах. Выпуск информационного стенда, плаката или статьи о создании СП, на сайте учреждения
Слайд 17
Результат реализации первого этапа Принимается решение о создании школьной службы примирения, формируется нормативно-правовая база, осуществляется выбор куратора, его обучение.
Слайд 18
2. Информационно-просветительская деятельность
Нормативно-правовая база Отбор сотрудников, родителей, детей-волонтеров на участие в обучении восстановительным процедурам. Распределение функционала внутри СП между участниками Служба примирения Презентации для сотрудников с целью привлечения к работе СП Презентации для родителей с целью привлечения к работе СП Презентации для детей с целью привлечения интереса к работе в СП Создание Службы примирения и регулярные встречи детско-взрослой команды Проведение супервизий по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительных процедур Анализ Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.
Слайд 19
Результат реализации второго этапа В результате формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей, подростков и молодежи готовых пройти обучение и принимать активное участие в работе службы примирения.
Слайд 20
3. Подведение итогов работы ШСП
Нормативно-правовая база Обсуждение с администрацией и специалистами результатов работы Службы, путей ее улучшения и влияния СП на учреждение Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия учреждения Служба примирения Обучение новых членов Службы примирения восстановительной коммуникации и восстановительным практикам. Анализ Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в учреждении. Итоговая оценка эффективности деятельности Службы примирения
Слайд 21
формируется обученная группа подростков – волонтеров по примирению и происходит становление работы службы. Результат реализации третьего этапа
Слайд 22
Примерный план создания службы примирения в образовательной организации
1. Принятие решения о службе примирения В результате принимается решение о создании школьной службы примирения, формируется нормативно-правовая база, осуществляется выбор куратора, его обучение. 2. Информационно-просветительская деятельность В результате формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей, подростков и молодежи готовых пройти обучение и принимать активное участие в работе службы примирения. 3. Анализ, подведение итогов В результате формируется обученная группа подростков – волонтеров по примирению и происходит становление работы службы.
Слайд 23
Обучение волонтеров медиативным технологиям
Слайд 24
Качества
волонтера по примирению О - общительный А - активный Д - добрый
Слайд 25
Медиация – добровольная процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей не заинтересованной стороны - посредника (медиатора).
Слайд 26
Добровольность Нейтральность Информированность сторон Конфиденциальность Ответственность Принципы работы медиации
Слайд 28
Этапы медиации 3 этап – Подписание соглашения (Примирительного договора) 1 этап - Предварительная встреча отдельно с каждой из сторон, на которой медиатор рассказывает о том, что такое медиация, спрашивает согласие на участие в примирительной встрече. 2 этап - Примирительная встреча, на которой обсуждается вопрос решения конфликта, заглаживания вреда и как избежать повторения подобного в будущем.
Слайд 29
Этапы работы ведущего (медиатора) Восстановительные действия Примирительная встреча (встреча по заглаживанию вреда ) Ситуация жертвы Ситуация правонарушителя Индивидуальные встречи Ведущий (медиатор) Диалог
Слайд 30
Итак, вы согласились участвовать во встрече с другой стороной. На ней мы не будем устраивать расследование, поучать или советовать. Мы обсудим: отношение сторон к ситуации и её последствия для всех вас (здесь каждый сможет высказать свою точку зрения); пути разрешения этой ситуации; как сделать, чтобы подобное не повторилось в дальнейшем. Моя роль состоит в поддержке вашей активности, напоминаю, что решения будете принимать вы совместно с другой стороной. Для того, не происходило столкновений, и все чувствовали себя комфортно, будут введены такие правила: - не перебивать говорящего, давая каждому возможность высказаться до конца; - не оскорблять друг друга; - соблюдать конфиденциальность разговора (не рассказывать окружающим о том, что было на программе); Участие в программе добровольно, и при необходимости вы можете покинуть ее. Вы согласны с правилами? Моя задача - помочь вам наладить конструктивное общение. При этом я буду сохранять нейтральность, в равной степени поддерживая всех участников. Если вы с этим согласны, давайте обсудим удобное для всех место и время. Подсказка ведущему для подготовки стороны к примирительной встрече
Слайд 31
Проведение примирительной встречи 1 фаза. Создание условий для диалога: - подготовить место для встречи сторон; - поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом; - объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора; - объявить основные пункты повестки дня. 3 фаза. Поддержка восстановительных действий и фиксация решений сторон: - поддержать понимание и признание последствий ситуации; - поддержать извинения и прощение; - инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений; - обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации; - обсудить и принять механизм реализации решений. 2 фаза . Организация диалога между сторонами: - предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия; - предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному; поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий.
Слайд 32
4 фаза. Обсуждение будущего: - что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию; - что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось; 6 фаза. Рефлексия встречи: обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное? спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи. 5 фаза. Заключение соглашения: - фиксировать решения и четкий план их реализации; - обсудить, что делать, если план не будет выполнен; - зафиксировать письменный договор(соглашение).
Слайд 33
Добрый день. благодарю всех участников встречи и понимаю, что многим было нелегко прийти сюда. Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами. Хочу начать с представления участников сегодняшней встречи. Сегодня пришли (...), его родители (...), социальный работник (...). Я - ведущий встречи, меня зовут(...). Мой помощник/соведущий(...) и т.д. Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являются непосредственные участники ситуации. Моя задача — не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог, который может помочь разрешить возникшую ситуацию. буду поддерживать усилия по разрешению ситуации, не отдавая кому-либо предпочтения. Наша встреча является добровольной. Это означает, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть встречу, если посчитаете невозможным продолжать свое участие. Для того, чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напоминаю их): - не перебивать говорящего, давая каждому возможность высказаться до конца; - не оскорблять друг друга; - соблюдать конфиденциальность разговора (не рассказывать окружающим о том, что было на программе); в ходе встречи каждый участник (и я в том числе) может попросить отдельной беседы наедине с кем-то из присутствующих; встреча будет продолжаться столько времени, сколько вы сочтете нужным. По вашему желанию можно сделать перерыв или продолжить встречу в другое время; прошу вас отключить мобильные телефоны. Вы согласны с предложенными правилами или хотели бы внести свои предложения и дополнения ?Есть ли ко мне вопросы? Мы можем начать? Итак, прошу вас рассказать о происшедшем, последствиях и вашем отношении к этому. Подсказка ведущему для вступительного слова на встрече
Слайд 34
Кейс №1 В 10 «Б» классе не сложились отношения между старостой класса Ириной и новеньким юношей Игорем, пришедшим в класс год назад. Юноша постоянно оскорбляет девушку, обзывает, пишет разные высказывания об Ире на партах и стенах, и в Контакте. Вопросы? Что чувствует Игорь? Что думает Игорь? Что чувствует Ирина? Что думает Ирина?
Слайд 35
В 10 «Б» классе не сложились отношения между старостой класса Ириной и новеньким юношей Игорем, пришедшим в класс год назад. Юноша постоянно оскорбляет девушку, обзывает, пишет разные высказывания об Ире на партах и стенах, и в Контакте. Вопросы волонтера Расскажи, как произошел конфликт? Что ты чувствовал? Что думал? Что плохого произошло для тебя в результате этой ситуации? Какое решение конфликта ты видишь? Заключение примирительного договора. Что сделать, чтобы ситуация не повторилась? Что будете делать если попадете в похожую ситуацию? Удовлетворены ли вы встречей, договором? Что важного для себя узнали в результате встречи ?
Ситуация
Слайд 36
Что получилось при выполнении Кейса 1? Что было легко выполнить? Что было сложно сделать?
Слайд 37
Благодарим за работу!