Презентация - Организация библиотечного общения

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


АВТОР:Бабенкова Н.Н., зав. библиотекой МОУ«ЛИЦЕЙ №1»
Организация библиотечного общения

Слайд 2


ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ЦЕНТР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБЩЕНИЯ

Слайд 3

Цель: изучить библиотечное общение, основные принципы, и ошибки допускаемые библиотекарями при общении с читателями, изучить влияние библиотечного общения на эффективность работы библиотекаря. Задачи: 1. Изучить теоретические основы исследования деятельности библиотек на современном этапе. 2. Проанализировать проблемы общения между библиотекарем и пользователем.

Слайд 4

В современных условиях проблема общения библиотекаря с читателем весьма актуальна, поскольку именно общение лежит в основе процесса обслуживания – одного из ключевых направлений работы библиотеки.

Слайд 5

Общение – необходимое условие полноценной жизни, так как удовлетворяет главную потребность – потребность человека в человеке. Общение – это взаимодействие людей, при котором происходит обмен информацией, чувствами, опытом, деятельностью, умениями и навыками. Общение – необходимое условие развития и существования личности.

Слайд 6

Библиотечное общение - это процесс информационного взаимодействия библиотекаря и пользователя библиотеки.
Основным содержанием библиотечного общения является удовлетворение информационной потребности пользователя.
Основной целью, с которой пользователь обращается в библиотеку, является необходимость узнавания нового, желание познакомиться с новым автором, новым романом, новым исследованием в определенной области деятельности как теоретической, так и практической. То есть тогда, когда читателем или потребителем информации или пользователем библиотеки обнаруживается недостаточность собственных знаний по тому или иному вопросу для решения той или иной проблемной ситуации, сложившейся в деятельности или в жизни .

Слайд 7

Сферы взаимодействия библиотеки
Учителя, кл. руководители
Администрация
Учащиеся школы
Школьная библиотека МОУ«ЛИЦЕЙ №1»
Родители учащихся
Библиотека им. Л.И.Глебова
Библиотекари школ г.Макеевка

Слайд 8

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЩЕНИЯ
Каждому библиотекарю необходимо обладать навыками межличностного общения: уметь слушать собеседника, говорить доброжелательно, вежливо, при необходимости, например, при проведении массового мероприятия, эмоционально и т.д.
Особенностью структуры библиотечного общения является то, что оно происходит в библиотеке на трёх уровнях: 1. Общение между библиотекарем и читателями. 2. Общение между читателями.
3. Общение между библиотекарями.

Слайд 9

Библиотекарь-читатель
По мнению большинства читателей главным качеством библиотекаря должна являться любовь к людям. На их взгляд, библиотекарь должен быть прежде всего внимательным и вежливым, тактичным и доброжелательным. Инициативу в общении библиотекари и читатели оставляют за библиотекарем.
Дети часто приходят в библиотеку с заведомо ошибочным запросом. Они не помнят автора и путают название. Наша задача увидеть то, что стоит за читательским запросом. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами: "Автор? Название? " и тут же резюмировать: "Ну, если ты сам не знаешь, чего тебе надо, то чем я тебе могу помочь?»
Вопросы "Автор? Название? " должны быть заменены на более конструктивные "Для чего? О чем? Как? ". При этом важно опережать пользователя на один шаг. Во время беседы-диалога, когда мы пытаемся узнать, что же ребенок хочет, у него могут появиться новые потребности. В результате оптимальной модели общения выясняется, например, что "Чип и Дейл ", за которым малыш пришёл в библиотеку, на самом деле "Чук и Гек " А. Гайдара, а ужастик "Вой ", который задали прочитать к уроку, оказывается гоголевским "Вием ".

Слайд 10

Слайд 11

Читатель-читатель Иногда один читатель обращается к другому за нужной информацией. Люди, нуждающиеся в общении, часто становятся членами читательских клубов, посещают массовые мероприятия, которые проводит библиотека, участвуют в читательских конференциях и т.д. При общении читателей друг с другом могут возникать конфликтные ситуации между участниками диспутов и дискуссий, а также между членами клуба. Работникам библиотек необходимо уметь оценивать различные ситуации и не допускать возникновения конфликтов. Таким образом, на микроклимат библиотеки в целом влияют отношения между участниками общения на всех уровнях.

Слайд 12


Школьная библиотека - это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.

Слайд 13

Библиотекарь-библиотекарь
За последнее время функции школьной библиотеки значительно расширились: -фонды библиотеки пополняются медиаресурсами; изменение традиционного каталога; -изменение формы читательского формуляра; -изменение форм и методов обслуживания. У школьного библиотекаря появилась возможность общения друг с другом по электронной почте. Это позволяет оперативно решать рабочие вопросы и обмениваться информацией. Особенно важным и ценным в нашей работе является общение с коллегами. Наши школьные библиотекари– кладезь ума, таланта, творческих идей и замыслов. В чём заключается наше общение? встречи на МО библиотекарей; проведение совместных мероприятий; обмен опытом.

Слайд 14

Все наши встречи с единомышленниками – это самая важная и настоящая ценность наших мероприятий.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Для изучения особенностей общения между библиотекарями и читателями в процессе практической ежедневной деятельности проводился опрос (анкетирование), среди различных категорий читателей. На основании результатов исследования мы можем утверждать, что уровень общения в школьных библиотеках является достаточно высоким. Кроме того, читатели, имея потребность в общении с библиотекарем, нуждаются в сформированных и развитых профессиональных коммуникативных навыках у сотрудников библиотеки. Не вызывает сомнений тот факт, что эффективное библиотечное общение позволит библиотеке эффективно выполнять свою миссию и способствовать качественному удовлетворению информационных запросов читателей.

Слайд 19


Спасибо за внимание!