Презентация - Общий алгоритм работы образовательной организации с обучающимися с самоповреждающим и суицидальным поведением

Нажмите для просмотра
Общий алгоритм работы образовательной организации с обучающимися с самоповреждающим и суицидальным поведением
Распечатать
  • Последний IP: 185.191.171.34
  • Уникальность: 95%
  • Слайдов: 27
  • Просмотров: 1603
  • Скачиваний: 1103
  • Размер: 0.95 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Комитет по образованию Администрации городского округа Серпухов
Муниципальный социально-психологический форум по профилактике суицидального и самоповреждающего поведения «Мы хотим, чтобы ты жил».
Общий алгоритм работы образовательной организации с обучающимися с самоповреждающим и суицидальным поведением.
Педагог – психолог МОУ «Данковская СОШ» Наталья Федоровна Зубкова 25.02.2020

Слайд 2

Условия успешной профилактической работы
комплексность последовательность дифференцированность своевременность.

Слайд 3


Цель профилактики суицидов в образовательной среде - предупреждение проявлений суицидального поведения обучающихся и воспитанников образовательных организаций.

Слайд 4

Основные задачи профилактики суицидов в образовательных организациях:
своевременное выявление обучающихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой; формирование более близких отношений с детьми и подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь; проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении; оказание помощи в учебе обучающимся с низкой успеваемостью; контроль посещаемости занятий и прогулов; своевременное направление обучающихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками; осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.; формирование позитивных потребностей; развитие способности любить и быть любимыми; формирование умения себя занять и трудиться; раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание); организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции и т.п.; оказание помощи учителям и другим работникам ОО в преодолении стресса на рабочих местах.

Слайд 5

Модель профилактики суицида в образовательной среде должна быть построена с учетом шкалы оценки суицидального риска (по рекомендациям ВОЗ):
1 уровень - Нет риска в нанесении себе членовредительства. 2 уровень - Незначительный риск. 3 уровень - Умеренный риск. 4 уровень - Высокий риск. 5 уровень – Попытка суицида

Слайд 6

Профилактические действия на 1-ом уровне  - общая профилактика асоциального поведения; - предупреждение дезадаптационного и деструктивного поведения всех обучающихся.
Основная цель - повышение групповой сплоченности в образовательной организации

Слайд 7

Второй уровень (незначительная степень суицидального риска)  - работа с несовершеннолетними, у которых нет твердых планов или подготовки к нанесению вреда своему здоровью, суицидальные намерения неочевидны, но идеи присутствуют, - в прошлом суицидальные попытки не отмечены, но присутствуют факторы суицидального риска:
Цель -выявление детей, с признаками возможной суицидальной направленности, испытывающих социальную напряженность в группе сверстников, имеющих заниженную самооценку

Слайд 8

Третий уровень (умеренная степень суицидального риска) -наличие суицидальных попыток в прошлом, -наличие идей и твердых планов, при наличии мотивации улучшить свое психоэмоциональное состояние и статус в группе сверстников, при этом присутствуют суицидальные намерения
Цель - оценка риска возможности самоубийства: 1. Крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план); 2. Серьезная (есть план, но нет орудия осуществления); 3. Умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Слайд 9

Алгоритм работы образовательной организации с обучающимися группа риска на втором и третьем уровнях профилактики суицидального поведения.
.Действия сотрудников образовательной организации
Руководитель.Контролирует работу системы первичной профилактики в образовательной организации Мотивирует на повышение квалификации педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов ОО по профилактике суицидов и социально-негативных явлений Принимает меры по проведению мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся Проводит рабочие совещания со специалистами, профилактическую и информационную работу с родителями. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
Заместитель директора.Организует и координирует профилактическую работу по устранению факторов, способствующих суицидальному риску. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.

Слайд 10


.Действия сотрудников образовательной организации
Классный руководитель.Оказывает содействие в выявлении «группы риска» несовершеннолетних по суицидальному фактору; Информирует педагога-психолога, социального педагога о выявленных несовершеннолетних группы риска; Участвует в выявлении трудностей обучающегося, которые могут стать причиной кризисного состояния; Реализует профилактические меры по предотвращению суицидального поведения. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
Социальный педагог.Проводит профилактическую работу по устранению факторов, способствующих суицидальному риску; Привлекает инспектора ОДН, других специалистов системы профилактики (в том числе социальной защиты) для оказания помощи семье. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
Педагог-психолог.Проводит диагностику психоэмоционального состояния обучающегося Проводит профилактическую работу по устранению факторов, способствующих суицидальному риску; Осуществляет просвещение педагогического коллектива по работе с несовершеннолетними, находящимися в кризисных состояниях (в том числе через Педагогический совет); Выявляет психологические факторы, которые могут стать причиной кризисного состояния несовершеннолетнего; Реализует профилактические меры по предотвращению суицидального поведения. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.

Слайд 11

Четвертый уровень (высокий риск суицидального риска) - наличие четких и твердых планов причинения себе вреда -подростком продуманы средства для осуществления задуманного - были попытки суицида в прошлом.
Основные методы профилактической работы, которые могут быть использованы: 1. Работа с классом и в малых группах, так как это обеспечивает большую безопасность участников. При этом желательно, чтобы состав группы все время менялся; 2. Мини-лекция как форма подачи новой информации. Требования: лекция должна быть короткой, предусматривающей обратную связь, простой, понятной и проиллюстрированной; 3. Столкновение мнений (дискуссия), что включает в себя обмен взглядами на какую-либо тему, связанную с поиском решения определенной проблемы; 4. Использование в ходе занятий ролевых игр, то есть инсценировка коротких сюжетов на выбранную тему. Этот метод облегчает понимание других людей, позволяет попробовать свои силы в различных ситуациях, развивает способность решать проблемы; 5. Беседы и коллективные обсуждения. И для детей, и для взрослых хорошо и уместно использование вспомогательных видео материалов (иллюстрации, видео фильмы, таблицы).

Слайд 12

Алгоритм работы образовательной организации с обучающимися группа риска на четвертом уровне профилактики суицидального поведения.
.Действия сотрудников образовательной организации
Руководитель.Организует просвещение педагогического коллектива по работе с несовершеннолетними, находящимися в кризисных состояниях (в том числе через Педагогический совет); Контролирует работу Совета профилактики, Психолого-педагогического консилиума по вопросам работы с несовершеннолетними с суицидальным поведением Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
Заместитель директора.Координирует работу педагога-психолога и социального педагога по выявлению комплекса причин, повлекших суицидальное поведение; Координирует работу классного руководителя по оказанию педагогической помощи; Координирует работу учителей-предметников по устранению проблем в обучении несовершеннолетнего с суицидальным поведением. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.

Слайд 13


.Действия сотрудников образовательной организации
Классный руководитель.Реализует профилактические меры по предотвращению суицидальной попытки; Участвует в выявлении трудностей обучающегося, которые стали причиной кризисного состояния; Информирует педагога-психолога и социального педагога о каждом новом факте, который может послужить усугублением кризисного состояния несовершеннолетнего; Осуществляет взаимодействие с семьей; Принимает педагогические меры по налаживанию взаимоотношений несовершеннолетнего с детским и педагогическим коллективами; Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
Учитель.Оказывает помощь в обучении по предмету; Оказывает педагогическую поддержку несовершеннолетнему; Информирует классного руководителя о фактах, которые могут послужить причиной усугубления кризисной ситуации несовершеннолетнего; Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.

Слайд 14


.Действия сотрудников образовательной организации
Социальный педагог.Взаимодействует с инспектором ОДН по разрешению выявленных проблем несовершеннолетнего, в том числе в семье; Совместно с педагогом-психологом, классным руководителем реализует индивидуальный план по оказанию комплексной социально-психологической, педагогической помощи в ОО (Совет профилактики, Педагогический совет, Психолого-педагогический консилиум); Осуществляет взаимодействие с семьей; Оперативно информирует Совет профилактики, педагога-психолога, в случае ухудшения актуального состояния несовершеннолетнего; Принимает социально-педагогические меры по налаживанию взаимоотношений несовершеннолетнего с детским и педагогическим коллективами; Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
Педагог-психолог.Взаимодействует с родителями несовершеннолетнего с целью предотвращения суицидальной попытки; Информирует родителей об учреждениях, оказывающих специализированную (в том числе психологическую, психиатрическую) помощь; Совместно с социальным педагогом, классным руководителем реализует индивидуальный план по оказанию комплексной социально-психологической, педагогической помощи в ОО (Совет профилактики, Педагогический совет, Психолого-педагогический консилиум); Оперативно информирует Совет профилактики, директора, в случае ухудшения актуального состояния несовершеннолетнего; Обращается в МБОУ ДО ППМС – центр «Шанс» и МБУ ДОД ДЦ «Юность» в случае затруднений в оказании психологической помощи. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.

Слайд 15

Пятый уровень – клинический, предполагает работу медицинского персонала с несовершеннолетним, предпринявшим попытку суицида, и не предусматривает проработку специалистами образовательной организации.
В психотравмирующей ситуации, при выраженных признаках психологического неблагополучия, экстренная помощь должна оказываться и детям, пережившим травматическое событие и их родителям, и педагогам, и администрации образовательной организации.

Слайд 16

Алгоритм работы образовательной организации при совершении суицидальной попытки и в постсуицидальный период
.Действия сотрудников образовательной организации
Руководитель.Информирует органы системы профилактики (Комитет по образованию, КДН и ЗП, ОДН, УВД, и др.) о суицидальной попытке несовершеннолетнего; Организует сбор первичной информации о причинах суицидальной попытки; Информирует родителей о способах получения специализированной помощи (семье и несовершеннолетнему) Осуществляет контроль за оказанием помощи семье в образовательной организации. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
Заместитель директора.Контролирует и координирует работу педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя по оказанию комплексной социально-психологической, педагогической помощи в ОО (Через Совет профилактики, Педагогический совет, Психолого-педагогический консилиум). Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.

Слайд 17


.Действия сотрудников образовательной организации
Классный руководитель.Совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом реализует индивидуальный план по оказанию комплексной социально-психологической, педагогической помощи в ОО (Через Совет профилактики, Педагогический совет, Психолого-педагогический консилиум); Осуществляет взаимодействие с семьей; Оперативно информирует Совет профилактики, педагога-психолога, социального педагога в случае ухудшения актуального состояния несовершеннолетнего; Принимает педагогические меры по налаживанию взаимоотношений несовершеннолетнего с детским и педагогическим коллективами; Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
Учитель.Оказывает помощь в обучении по предмету; Оказание обучающемуся эмоциональной поддержки, индивидуальной помощи, контроль поведения на протяжении всего образовательного процесса; Информирует классного руководителя о фактах, которые могут послужить причиной усугубления кризисной ситуации несовершеннолетнего; Участвует в заседаниях комиссий (ППк) Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.

Слайд 18


.Действия сотрудников образовательной организации
Социальный педагог.Информирует инспектора ОДН о суицидальной попытке в случае выявления факторов, требующих вмешательства органов МВД; Привлекает инспектора ОДН, других специалистов системы профилактики (в том числе социальной защиты) для оказания помощи семье; Совместно с психологом, классным руководителем реализует индивидуальный план по оказанию комплексной социально-психологической, педагогической помощи в ОО (Совет профилактики, Педагогический совет, Психолого-педагогический консилиум); Осуществляет взаимодействие с семьей; Оперативно информирует Совет профилактики, педагог-психолога, в случае ухудшения актуального состояния несовершеннолетнего; Принимает социально-педагогические меры по налаживанию взаимоотношений несовершеннолетнего с детским и педагогическим коллективами; Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
Педагог-психолог.Взаимодействует с родителями несовершеннолетнего с целью предотвращения повторной суицидальной попытки; Информирует родителей об учреждениях, оказывающих специализированную (в том числе психологическую, психиатрическую) помощь; Совместно с социальным педагогом, классным руководителем реализует индивидуальный план по оказанию комплексной социально-психологической, педагогической помощи в ОО (Через Совет профилактики, Педагогический совет, Психолого-педагогический консилиум); Оперативно информирует Совет профилактики, директора, в случае ухудшения актуального состояния несовершеннолетнего; Обращается в МБОУ ДО ППМС – центр «Шанс» и МБУ ДОД ДЦ «Юность» в случае затруднений в оказании психологической помощи. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.

Слайд 19

С целью развития и эффективной поддержки волонтёрского движения и формирования культуры добровольчества  в системе образования на территории городского округа Серпухов под руководством МБУ ДОД ДЦ «Юность» создан Координационный Центр Волонтеров «#СПЕКТР» (КЦВ «#СПЕКТР»).

Слайд 20


Организация профилактики самоповреждающего поведения в образовательной организации.

Слайд 21

Направления профилактики самоповреждающего поведения подростков
№.Направление профилактики.Содержание профилактических мероприятий
1.Улучшение социальной среды для подростков.Улучшение социальной среды, в которой происходит взросление современного подростка: предотвращение сексуализации девушек в рекламе и СМИ, уменьшение давления со стороны системы образования и т.п.
2.Психологическая помощь подростку в решении межличностных проблем.Поддержка со стороны родителей и сверстников помогает подростку справиться с фрустрацией, чувствами гнева, напряжения, пустоты. При нарушениях в отношениях с родителями и сверстниками, а также в случае семейного конфликта или развода необходима профессиональная психологическая помощь.
3.Избавление от фрустрации и улучшение качества эмоциональной регуляции.Проведение семинаров и тренингов с целью обучения подростков приемам адаптивной саморегуляции и выражения гнева. Семинары и тренинги могут проводиться как в качестве профилактики, так и в рамках терапии.
4.Повышение целостности и чувства собственной значимости у подростка.Участие подростков в важных мероприятиях, волонтерских организациях, создания групп поддержки и т.п.

Слайд 22

Содержание профилактических мер в зависимости от уровня профилактики самоповреждающего поведения у подростков
Цель первичной профилактики — предотвращение самоповреждающего поведения у подростков. Цель вторичной профилактики — развитие психологически поддерживающей среды, инициирование мотивации на отказ от самоповреждений. Цель третичной профилактики — снижение ущерба от самоповреждений, а также снижение интенсивности и тяжести самоповреждающего поведения у подростков, которые регулярно повреждают себя.

Слайд 23

Специализированная помощь по проблеме суицида среди детей и подростков в г. о. Серпухов. 1.Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122. Создан для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях. (Анонимно, бесплатно, круглосуточно). 2.ГБУЗ МО "Психиатрическая больница №7". Телефон: 8(496)772-89-64-диспансерное отделение. Телефон для справок: 8(4967)72-89-64. Адрес: 42209, Московская область, г.о. Серпухов, ул. Ленинского Комсомола д.96.  Адрес электронной почты: guzmopb7@mail.ru 3.Отделение по делам несовершеннолетних: тел.: 8-(4967)-72-27-56; 72-14-57. Начальник: Костельников Олег Владимирович. г. Серпухов, Московская область, ул. Чехова, д. 79/20; 4.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа Серпухов. Телефон: 8(496)739-73-94; 8(496)737-43-66. Адрес: Московская область, Серпухов, ул. Советская, д. 80/8. 5. Серпуховская городская прокуратура. Адрес: Серпухов, улица Ворошилова, 56. Руководитель: Денисов Роман Николаевич. Телефон: 8(496)772-78-01; 8(496)72-04-58. 6. МБОУ ДО ППМС центр «Шанс» Телефоны: 8(4967)76-22-19 – Директор Акимова Елена Викторовна 8(4967)76-22-25 - запись на прием. Адрес: 142205, Московская область, г. Серпухов, ул. Стадионная, дом 1, кор.1 Адрес электронной почты: shanscentr@mail.ru 7. МБУ ДОД ДЦ «Юность» Директор: Смирнова Ирина Юрьевна. Телефоны: 8 (4967) 12-83–08. Адрес: 142200, Московская область, г. Серпухов, ул. Весенняя, д.2. E-mail: mudomdc@mail.ru
.Действия сотрудников образовательной организации
Классный руководитель.Оказывает содействие в выявлении «группы риска» несовершеннолетних по суицидальному фактору; Информирует педагога-психолога, социального педагога о выявленных несовершеннолетних группы риска; Участвует в выявлении трудностей обучающегося, которые могут стать причиной кризисного состояния; Реализует профилактические меры по предотвращению суицидального поведения. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
Социальный педагог.Проводит профилактическую работу по устранению факторов, способствующих суицидальному риску; Привлекает инспектора ОДН, других специалистов системы профилактики (в том числе социальной защиты) для оказания помощи семье. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
Педагог-психолог.Проводит диагностику психоэмоционального состояния обучающегося Проводит профилактическую работу по устранению факторов, способствующих суицидальному риску; Осуществляет просвещение педагогического коллектива по работе с несовершеннолетними, находящимися в кризисных состояниях (в том числе через Педагогический совет); Выявляет психологические факторы, которые могут стать причиной кризисного состояния несовершеннолетнего; Реализует профилактические меры по предотвращению суицидального поведения. Не допускает распространения (разглашения) конфиденциальной информации.
.

Слайд 24

Телефоны доверия и горячих линий в Московской области:   «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (бесплатно, круглосуточно) 8 (495) 624–60–01 или 8–800–2000–122. Телефон доверия неотложной психологической помощи (Московская служба психологической помощи населению) (бесплатно, круглосуточно): 051 (с городского телефона); с мобильного телефона (МТС, Мегафон, Билайн) 8–495–051 Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09–00 до 18–00 по рабочим дням) 8–800–250–00–15. МЧС России Единый номер спасения: 112 Центр экстренной психологической помощи МЧС России тел: 8 (499) 216–50–53 тел.: 8 (495) 954–20–74 (пон.- пят. с 9.00 до 18.00, суб. с 9.00 до 14.00) ГБУЗ МО ЦКПБ Центральная Клиническая Психиатрическая Больница Телефон+7 495 612‑15-22, +7 495 612‑53-21,  Сайт ckpbmo.ru

Слайд 25

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ (индивидуальная диагностика, наблюдение, опросы с целью определения степени риска)
ИНФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ (о признаках суицидального поведения)
ОЦЕНКА УГРОЗЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НАЛИЧИЕ СТЕПЕНИ СУИЦИДАЛЬНЫХ РИСКОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ДЕЙСТВИЙ (в зависимости от выявленной степени угрозы суицида, имеющихся внешних и внутренних ресурсов несовершеннолетнего)
При наличии мыслей: активное слушание, исследование мотивов, фокусирование внимания на сильных сторонах личности ребенка, на особенностях его самооценки и «Я – концепции», о его представлениях о будущем.
При наличии намерений: составление плана, конструктивных действий по выходу из проблемной ситуации, с привлечением специалистов, поиск эмоциональной поддержки в референтной группе, укрепление желания жить, с развитием представлений о временных перспективах.
При наличии плана: направление на консультацию к психиатру психотерапевтическая работа с эмоциональной сферой несовершеннолетнего, поиск альтернативных способов решения проблемной ситуации на основе межведомственного подхода.

Слайд 26

Мы хотим, чтобы ты жил!

Слайд 27

Источники
https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stsenarij-pedagogicheskogo-soveta.-Profilaktika-riskov-autodestruktivnogo-povedeniya-podrostkov.pdf https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stsenarij-roditelskogo-sobraniya.-Profilaktika-riskov-autodestruktivnogo-povedeniya-podrostkov.pdf http://center-psi.ru/wp-content/uploads/2017/10/Suitsid.-Almanah.pdf https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2019/10/metod.-rekomendacii-profilaktika-sp-nesovershennoletnih.pdf https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/1.-Metodicheskie-rekomendatsii-po-obespecheniyu-psihologicheskoj-bezopasnosti-obrazovatelnoj-sredy-dlya-rukovoditelej-OO.pdf\ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71218428/
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.