Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
« Мир искусства глазами физики или лирический взгляд на физику» АНО православная общеобразовательная школа-пансион «Плёсково» Автор проекта Михайлова Ирина Валерьевна Научный руководитель Сахарова Ольга Сергеевна Москва 2015
«Великая поэзия нашего века —
это наука с удивительным расцветом своих открытий»
Э.Золя
Слайд 2
Актуальность:
Данным проектом мы хотим мотивировать лириков к изучению физики
Слайд 3
Цель проекта:
Интеграция науки и искусства с целью формирования целостного восприятия мира.
Слайд 4
Задачи:
Рассмотреть какие физические явления применяются в живописи
Изучить законы физики на примерах цирковых номеров
Найти связь между литературой и физикой
Слайд 5
План:
Вступление
Физики и лирики «Плесково»
Известные люди науки и искусства
Физика и живопись
Физика искусства в скульптурах магнитного поля
Голография
Физика и цирк
Физика и литература
Заключение
Слайд 6
Физики и лирики «Плёсково»
Слайд 8
Известные люди науки и искусства
А. И. Герцен окончил физико-математический факультет Московского университета
А. Эйнштейн в минуты отдыха играл на скрипке
И.В. Курчатов часто посещал симфонические концерты
Л.Д. Ландау любил читать стихотворения Лермонтова и Байрона.
«Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката, звон рифм… Любая замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, — плохой физик»-Л.Д.Ландау.
Слайд 9
Физика и живопись
«…художнику, не обладающему определенным мировоззрением, в искусстве ныне делать нечего – его произведения, блуждающие вокруг частностей жизни, никого не заинтересуют и умрут, не успев родиться»
Слайд 10
Физика в картинах
Законы отражения и преломления света, смешение цветов
Слайд 11
Физика в картинах
Теория относительности Эйнштейна, абстрактные представления о пространстве и времени
П.Пикассо « Герника»
Слайд 12
Физика в картинах
Диффузное отражение, двойное отражение
А.Рублёв « Троица»
Слайд 13
Физика в картинах
Особенности зрения пожилых людей
И. Репин «Иван Грозный убивает своего сына»
Слайд 14
Кисть в руках
учёного
Леонардо да Винчи
Синтез науки и искусства
Слайд 15
Кисть в руках
учёного
Работа с цветным стеклом (мозаика)
М.Ломоносов « Полтавская битва»
Слайд 16
Физические методы исследования картин
Метод научной фотографии в ультрафиолетовых лучах
Метод фотографирования в инфракрасных лучах
Рентгеноструктурный анализ
Слайд 17
Физика+искусство
=глюоризм
Слайд 18
Лечебная живопись
Слайд 19
«Свет в искусстве»
Свет- удивительное и интереснейшее явление, которое изучает оптика.
Живопись.Физика
линейная перспектива.геометрическая оптика
эффекты воздушной перспективы.дифракция и диффузное рассеяние света в воздухе
цвет.дисперсия, физиологическое восприятие, смешение, дополнительные цвета
Слайд 20
В 60-х гг. 17 века И. Ньютон произвел ряд опытов и доказал сложность белого цвета
В трактате «Оптика» Ньютон так описал свои эмоции: «Зрелище живых и ярких красок, получившихся при этом, доставляло мне приятное удовольствие».
Слайд 21
Жак Вьено
«Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение: от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу»
Слайд 22
Физиологическое восприятие
смешения цветов
В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»
Слайд 23
«Оптическая смесь» – решающий фактор в технике исполнения, например, Ж.П.Сера, позволяла ему добиваться
необыкновенной прозрачности и «вибрации» воздуха. Ученики знают результат механического
смешения желтый + синий = зеленый, но неизменно удивляются эффекту, возникающему при наложении рядом на холст
мазков дополнительных цветов, например зеленого и оранжевого, – каждый из цветов становится ярче, что объясняется
сложнейшей работой сетчатки глаза.
Ж.П.Сера
Слайд 24
Так, Илларион Голицын в гравюре с изображением В.А.Фаворского, во-первых, показывает лицо старого мастера, вся фигура которого обращена к нам спиной, а во-вторых, подчеркивает, что зеркало здесь - еще и инструмент для работы. Дело в том, что офорт или гравюру на дереве или линолеуме режут в зеркальном отражении, чтобы оттиск получился нормально. В процессе работы мастер проверяет изображение на доске по отражению в зеркале.
Слайд 25
«Симметрия отражения – один из древнейших и самых простых способов создавать изображения, радующие глаз»-М.Гарднер
Слайд 26
Физика искусства в скульптурах магнитного поля от Сачико Комада
новый подход к развитию общественного понимания науки с помощью визуального выражения
Слайд 27
заставляет ферромагнитную жидкость ожить, «задышать», разбрызгаться и соединиться, ощетиниться или вырасти
Слайд 28
Проект «Танцующие краски»
от Фабиана Эфнера
Слайд 29
звуковые волны, центростремительные силы или удивительные свойства магнитных жидкостей
Слайд 30
Академик И.Артоболевский
«Искусство для ученого – не отдых от напряженных занятий наукой, не только способ подняться к вершинам культуры, а совершенно необходимая составляющая его профессиональной деятельности».
Слайд 31
ГОЛОГРАФИЯ
Возможности голографии безграничны в искусстве, любое ее направление захватывает.
«Эрмитаж - в каждый дом»
Слайд 33
МАНЕЖ
Тринадцать метров в диаметре
Узкая окружность под влиянием центробежной силы
сообщает корпусу лошади при вращении заметный наклон к центру,
наиболее выгодный для сохранения равновесия акробатом.
Слайд 34
А все секреты - в законах физики!
Слайд 36
устойчивое равновесие, центр тяжести, баланс
Слайд 37
закон сохранения импульса
Слайд 38
движение под действием силы тяжести
Слайд 39
механика и динамика вращательного движения
Слайд 40
законы отражения и преломления света
Слайд 41
теория скольжения
Слайд 42
явления смачивания и не смачивания
Слайд 43
Цирк на льду
закона сохранения углового момента
Слайд 44
ЭКВИЛИБРИСТИКА
(от лат. «aequilibris»)- находящийся в равновесии»
Слайд 45
Изучая физику, начиная понимать её законы, приобщаешься к особой красоте, возникает реально дополнительное измерение в восприятии окружающего мира. Об этом писал когда-то великий физик Р. Фейнман, отмечая, «… что понимание природы свечения звёзд, механизма их рождения и смерти делает картину ночного звёздного неба ещё более прекрасной и романтичной…»
Физика и литература
Слайд 46
Открылась бездна звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна…
Мы называем его одним из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры. Великий физик, он оставил ряд трудов, имеющих важное значение для промышленного развития России.
М.В. Ломоносов
Слайд 47
Без такой науки, как физика не было бы такого литературного жанра, как научно – фантастический роман. Прогнозирование достижений науки и техники в произведениях писателей-фантастов
Слайд 48
Познание через разум в одном случае и через чувства в другом
Трактат «Что такое искусство?» (1897 год) подчёркнута взаимосвязь науки и искусства, как двух форм познания окружающего мира с учётом, разумеется, специфики каждой из этих форм.
Лев Николаевич Толстой
Слайд 49
«Эхо»
Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом - На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.
А.С. Пушкин
Слайд 50
«Эхо»
Но, вдруг, отдавшись от холма Возвратным грохотанием грома, Гремит и удивляет мир: Так ввек бессмертно эхо лир.
Г.Р. Державин
Слайд 51
***
И, как и всякая комета, Смущая блеском новизны, Ты мчишься мёртвым комом света, Путём, лишённым прямизны!
К. К. Случевский
Слайд 52
«Физик» и «лирик»
в одном флаконе